Как рождается плохая архитектура
---
Несколько дней назад я показал вам несколько страшных картинок. Это был проект нового здания сургутского вокзала. Если коротко, всё очень и очень плохо.
На мои замечания отреагировали сначала в РЖД, потом и в администрации города. И мне стало ещё грустнее. Вот знаете, иногда просто руки опускаются. Давайте начнём с главы города Сургута Вадима Шувалова... Вчера он написал у себя в инстаграме:
"Как Глава города я стараюсь в первую очередь прислушиваться к сургутянам. Каждый имеет право на своё мнение, и жители Сургута своё высказали: за этот проект проголосовало большинство ещё в 2016 году. Думаю, что это правильно — делать город таким, каким его хотят видеть горожане. Готов пригласить Илью в гости: обсудим проект реконструкции вокзала лично, а кроме того покажу наш замечательный город. Надеюсь, что беседа пройдёт в конструктивном русле, и человек с таким опытом поможет найти варианты решения более насущной проблемы, например, вопрос с парковками. А пока, повторюсь, что выбор горожан заслуживает уважения".
Это очень показательная реакция, и я прекрасно понимаю, почему Вадим Николаевич так отреагировал. Возможно, будь я на его месте, написал бы тоже самое. Политика провоцирует на популизм.
Для начала давайте разберёмся, что там за варианты предложили сургутянам. Из поста мэра может сложиться впечатление, что жителям города дали на выбор десяток проектов от ведущих архитектурных бюро, и они путём долгих дискуссий и обсуждений случайно выбрали говно:
На самом деле выбор был как в гастрономе в 89-м году:
А точнее, так:
Серенькое, красненькое или синенькое.
Думаю, аналогия понятна: "А чего вы ноете, что есть нечего? Вон, полки ломятся от берёзового сока!"
Но это ещё полбеды. Беда заключается в том, что Вадим Николаевич считает, будто в вопросах архитектуры надо прислушиваться к мнению жителей города. Мнение жителей города относительно архитектуры не должно волновать мэрию.
Почему администрация города не выносит на голосование варианты бюджета? Уверен, народ бы решил, как лучше выйти из кризиса. Или почему в случае болезни любой адекватный человек обращается к специалистам, не жалея денег, чтобы найти оптимальное и грамотное решение?
В России беда с архитектурой именно потому, что к этой науке относятся как к приготовлению оливье. А чё тут сложного? Тут покрасим, тут надстроим – и готово! У нас архитектура не воспринимается как сложная наука и искусство. Зачем приглашать профессионалов, когда любой дурак в фотошопе нарисует картинки нового фасада вокзала?
Как и любое другое искусство, архитектура формирует человека, она влияет на него. От того, в каких домах мы живём, что мы видим из своего окна, зависит, какие мысли рождаются в голове. Архитектура воспитывает человека. Она может возбуждать или успокаивать, сводить с ума или лечить. Хорошая архитектура может заработать для города миллионы! Она может прославить город на века. И, в отличие от других видов искусства, к архитектуре нужно относиться очень внимательно, потому что цена ошибки слишком высока. Мы можем не читать плохие книги, мы можем оградить себя от плохой музыки и живописи, но от архитектуры не скрыться. Её не забыть через год, потому что здание простоит минимум лет 50 и сформирует сознание нескольких поколений.
А что же с мнением народа? Мнение народа спрашивают на выборах. На выборах люди выбирают тех, кто будет дальше управлять городом. Задача главы города – собрать команду специалистов, а не перекладывать ответственность на людей, которые просто не обладают достаточными знаниями.
Казалось бы, к архитектуре надо относиться очень ответственно. Именно поэтому города объявляют архитектурные конкурсы, привлекают специалистов, стараются найти оптимальное решение.
А что мы видим в Сургуте? Важнейшее здание в городе рисует Сибжелдорпроект? Простите, но уже за одно название эту компанию нельзя допускать к проектированию. Что может родиться в мастерских компании с таким названием?
Я не поленился, зашёл на сайт посмотреть, что делает это чудесная организация. Вернее, у самого Сибжелдорпроекта сайта нет, зато есть сайт у материнской компании Росжелдорпроект. К счастью, в 90% случаев они проектируют железнодорожные пути. То есть ребята могут правильно начертить, как прокинуть рельсы и шпалы через овраг, где поставить опоры для проводов и как делать стрелки. К несчастью, иногда по какой-то неведомой причине Сибжелдорпроекту доверяют проектировать здания. И это абсолютное, концентрированное зло от архитектуры. Просто какой-то эликсир, одна капля которого способна убить всё живое. Я покажу вам несколько проектов, чтобы вы понимали уровень дна:
И так далее.
И вот эти ребята рисуют главное здание вокзала Сургута.
А что же ответили в РЖД?
То есть они понимают важность привлечения архитекторов, поэтому обязательно дадут им делать ИНТЕРЬЕРЫ!
ЧТО, БЛЯ?
Вы там под дым паровоза попали?
"Мы решили построить в Сургуте говно, но, так и быть, сделаем начинку из повидла!"
И опять мы видим полное непонимание того, как должны протекать процессы. Администрация захотела яркие фасады. Почему вообще администрация должна что-то хотеть? Можно узнать, кто в администрации города обладает архитектурным образованием, опытом проектирования и строительства знаковых объектов, кто писал техническое задание? Есть имя этого талантливого человека?
Хочу напомнить, как протекают процессы правильно. Я, например, показывал вам здание Захи Хадид в Нью-Йорке. Так вот, её мастерская спроектировала не только фасады, но даже знаки номеров на дверях и кухонные шкафы. Это не уникальный случай. Каждый элемент здания очень важен для восприятия, поэтому хорошие архитекторы продумывают всё вплоть до мебели и дверных ручек.
Я смотрю на всё это, и мне очень грустно. Обычно мы ходим по городу и плюёмся, возмущаемся, как такое могли построить, почему так изуродовали город. Сейчас мы имеем уникальную возможность наблюдать, как рождаются подобные проекты. Непонимание и некомпетентность на всех уровнях. Это не случайные ошибки, это цепочка вполне закономерных действий, которые приводят к деградации среды.
Лучший выход из ситуации – объявить открытый архитектурный конкурс, привлечь к участию профессионалов и сделать хороший проект. Новый вокзал может стать знаковым зданием для Сургута, точкой притяжения для туристов. Он будет радовать глаз и воспитывать хороший вкус многих поколений сургутян.
А в Сургут я обязательно приеду. Договорились с Вадимом Шуваловым прогуляться по городу и снять один из выпусков второго сезона шоу БДСМ. Предположительно, весной. Уверен, нам будет что обсудить.
Скоро случится беда
На мои замечания отреагировали сначала в РЖД, потом и в администрации города. И мне стало ещё грустнее. Вот знаете, иногда просто руки опускаются. Давайте начнём с главы города Сургута Вадима Шувалова... Вчера он написал у себя в инстаграме:
"Как Глава города я стараюсь в первую очередь прислушиваться к сургутянам. Каждый имеет право на своё мнение, и жители Сургута своё высказали: за этот проект проголосовало большинство ещё в 2016 году. Думаю, что это правильно — делать город таким, каким его хотят видеть горожане. Готов пригласить Илью в гости: обсудим проект реконструкции вокзала лично, а кроме того покажу наш замечательный город. Надеюсь, что беседа пройдёт в конструктивном русле, и человек с таким опытом поможет найти варианты решения более насущной проблемы, например, вопрос с парковками. А пока, повторюсь, что выбор горожан заслуживает уважения".
Это очень показательная реакция, и я прекрасно понимаю, почему Вадим Николаевич так отреагировал. Возможно, будь я на его месте, написал бы тоже самое. Политика провоцирует на популизм.
Для начала давайте разберёмся, что там за варианты предложили сургутянам. Из поста мэра может сложиться впечатление, что жителям города дали на выбор десяток проектов от ведущих архитектурных бюро, и они путём долгих дискуссий и обсуждений случайно выбрали говно:
На самом деле выбор был как в гастрономе в 89-м году:
А точнее, так:
Серенькое, красненькое или синенькое.
Думаю, аналогия понятна: "А чего вы ноете, что есть нечего? Вон, полки ломятся от берёзового сока!"
Но это ещё полбеды. Беда заключается в том, что Вадим Николаевич считает, будто в вопросах архитектуры надо прислушиваться к мнению жителей города. Мнение жителей города относительно архитектуры не должно волновать мэрию.
Почему администрация города не выносит на голосование варианты бюджета? Уверен, народ бы решил, как лучше выйти из кризиса. Или почему в случае болезни любой адекватный человек обращается к специалистам, не жалея денег, чтобы найти оптимальное и грамотное решение?
В России беда с архитектурой именно потому, что к этой науке относятся как к приготовлению оливье. А чё тут сложного? Тут покрасим, тут надстроим – и готово! У нас архитектура не воспринимается как сложная наука и искусство. Зачем приглашать профессионалов, когда любой дурак в фотошопе нарисует картинки нового фасада вокзала?
Как и любое другое искусство, архитектура формирует человека, она влияет на него. От того, в каких домах мы живём, что мы видим из своего окна, зависит, какие мысли рождаются в голове. Архитектура воспитывает человека. Она может возбуждать или успокаивать, сводить с ума или лечить. Хорошая архитектура может заработать для города миллионы! Она может прославить город на века. И, в отличие от других видов искусства, к архитектуре нужно относиться очень внимательно, потому что цена ошибки слишком высока. Мы можем не читать плохие книги, мы можем оградить себя от плохой музыки и живописи, но от архитектуры не скрыться. Её не забыть через год, потому что здание простоит минимум лет 50 и сформирует сознание нескольких поколений.
А что же с мнением народа? Мнение народа спрашивают на выборах. На выборах люди выбирают тех, кто будет дальше управлять городом. Задача главы города – собрать команду специалистов, а не перекладывать ответственность на людей, которые просто не обладают достаточными знаниями.
Казалось бы, к архитектуре надо относиться очень ответственно. Именно поэтому города объявляют архитектурные конкурсы, привлекают специалистов, стараются найти оптимальное решение.
А что мы видим в Сургуте? Важнейшее здание в городе рисует Сибжелдорпроект? Простите, но уже за одно название эту компанию нельзя допускать к проектированию. Что может родиться в мастерских компании с таким названием?
Я не поленился, зашёл на сайт посмотреть, что делает это чудесная организация. Вернее, у самого Сибжелдорпроекта сайта нет, зато есть сайт у материнской компании Росжелдорпроект. К счастью, в 90% случаев они проектируют железнодорожные пути. То есть ребята могут правильно начертить, как прокинуть рельсы и шпалы через овраг, где поставить опоры для проводов и как делать стрелки. К несчастью, иногда по какой-то неведомой причине Сибжелдорпроекту доверяют проектировать здания. И это абсолютное, концентрированное зло от архитектуры. Просто какой-то эликсир, одна капля которого способна убить всё живое. Я покажу вам несколько проектов, чтобы вы понимали уровень дна:
И так далее.
И вот эти ребята рисуют главное здание вокзала Сургута.
А что же ответили в РЖД?
То есть они понимают важность привлечения архитекторов, поэтому обязательно дадут им делать ИНТЕРЬЕРЫ!
ЧТО, БЛЯ?
Вы там под дым паровоза попали?
"Мы решили построить в Сургуте говно, но, так и быть, сделаем начинку из повидла!"
И опять мы видим полное непонимание того, как должны протекать процессы. Администрация захотела яркие фасады. Почему вообще администрация должна что-то хотеть? Можно узнать, кто в администрации города обладает архитектурным образованием, опытом проектирования и строительства знаковых объектов, кто писал техническое задание? Есть имя этого талантливого человека?
Хочу напомнить, как протекают процессы правильно. Я, например, показывал вам здание Захи Хадид в Нью-Йорке. Так вот, её мастерская спроектировала не только фасады, но даже знаки номеров на дверях и кухонные шкафы. Это не уникальный случай. Каждый элемент здания очень важен для восприятия, поэтому хорошие архитекторы продумывают всё вплоть до мебели и дверных ручек.
Я смотрю на всё это, и мне очень грустно. Обычно мы ходим по городу и плюёмся, возмущаемся, как такое могли построить, почему так изуродовали город. Сейчас мы имеем уникальную возможность наблюдать, как рождаются подобные проекты. Непонимание и некомпетентность на всех уровнях. Это не случайные ошибки, это цепочка вполне закономерных действий, которые приводят к деградации среды.
Лучший выход из ситуации – объявить открытый архитектурный конкурс, привлечь к участию профессионалов и сделать хороший проект. Новый вокзал может стать знаковым зданием для Сургута, точкой притяжения для туристов. Он будет радовать глаз и воспитывать хороший вкус многих поколений сургутян.
А в Сургут я обязательно приеду. Договорились с Вадимом Шуваловым прогуляться по городу и снять один из выпусков второго сезона шоу БДСМ. Предположительно, весной. Уверен, нам будет что обсудить.
Скоро случится беда
Взято: varlamov.ru
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]