Бисер и мескалин
---
Уичоли (Huichol) — маленькое племя приблизительно 15 000 жителей в центральной части Мексики, около Ixtlan-a, в горах Сьерра Мадре. . В основном они занимаются сельским хозяйством в трудных условиях засухи, сменяющейся сезоном дождей, выращивают батат, кофе, кукурузу, перец чили, сахарный тростник, табак, разводят скот и домашнюю птицу, охотятся, занимаются рукодельем.
Антрополог Роберт Зингг назвал уичолей «племенем художников». Формы художественного выражения этого племени отражают их религиозные верования, которые воплощаются в их искусстве.
Уичоли занимаются множеством видов рукоделия: ткачеством, вышивкой, выделкой кожи, изготавливают луки и музыкальные инструменты, но нам хочется рассказать про их удивительную технику работы с бисером.
Работа с бисером является в некотором роде новым ремеслом для уичолей. Хотя подобные изделия появились задолго до испанского завоевания, в древности вместо бисера использовались кусочки кости, глина, кораллы, камни, ракушки и семена.
Поскольку это были ритуальные предметы, цвета подбирались со смыслом: синий обращался к духу дождя; чёрный к Тихому океану, красный означал Вирикуту, место рождения пейотля, оленя и орла.
Для уичолей это не просто форма эстетического выражения или изготовляемые на продажу сувениры. Символизм картин, их психоделические цвета имеют источником их культуру и религиозные традиции шаманизма.
Бисерные изделия Уичоли представляют собой аппликацию: стеклянные, пластмассовые или металлические бисерины наклеиваются на деревянную форму, покрытую пчелиным воском. Как правило, это изображения животных, маски, чаши. В них, как и в других предметах творчества уичолей, отражаются мифологические и религиозные символы и сюжеты.
Изначально фигурки, конечно, не были объектами искусства. Они использовались, как приношения, или скорее - средства передачи посланий богам и духам предков.Чаще всего использовались символы игуаны.
Уичоли имеют собственное представление о происхождении мира и истории своего народа, которые воплощаются в мифах, искусстве и ритуалах. Миф является образцом для любого действия, поэтому уичоли сеют, охотятся и совершает те же обряды, которые совершали их предки. В их верованиях мир имеет священное измерение, обладающее большой силой, и жрецы mara’akate (мн. число mara’akame) проникают в него, чтобы установить связь между двумя мирами — богов и людей.
Собственно сюжеты для подобных работ черпались среди видений шамана. А шаман общался с богами испивая напиток, выжатый из кактуса под названием пейотль или пейот.
Один из ключевых моментов — связь между кукурузой, оленем и пейотлем. Первые два необходимы для пропитания, а пейотль - способ магического постижения мира и материальное проявление божественного.
Уичоли живут в мире, пронизанном магическими связями. Для них существует пять направлений: четыре стороны света и пятое, духовное, источник силы и просветления. Между человеком и природой устанавливается равновесие: кукуруза погибнет без человека, человек погибнет без кукурузы. Поэтому, «когда крестьянин опускает в землю зерно, он устанавливает священную связь с растениями и всеми жизненными силами природы»
В последние десятилетия многие учиоли переселились в города, такие как Тепик, Наярит, Гвадалахара и Мехико. Именно они привлекли внимание к богатой культуре своего народа.
Сейчас страна Уичолей умирает. Леса гибнут, чистой воды становится мало, животные исчезают. Болезнь и бедность витает повсюду.
Дело в том, что истребили всех священных Оленей, и истребили ради прибыли. Племя не может исполнить древние ритуалы поэтому договорённость с Божественным Изначальным Духом, - нарушена.
Теперь и сами Уичоли столь же подвергнуты опасности, как и те Олени, которых они стремятся спасти. За прошлые несколько лет мексиканские правительственные программы развития местных народов были свернуты. В результате индейцев окружает бедность, болезни и социальные беды. Но более всего это касается, Уичолей.
Строения вторгаются и захватывают их земли, мексиканское правительство старается уменьшать их автономию и стремиться отрицать права собственности на земли, выигранные в результате революции 1910. Традиции Уичолей находятся под давлением со стороны миссионеров, туристов, оппортунистов и правительственных агентств.
Недавно паломники Уичоли возвращавшиеся с ежегодного путешествия в поисках Хикури, для использования его в церемониях, были арестованы мексиканскими военными. Их добыча была конфискована, а паломники отправлены в тюрьму, хотя право на местные религиозные обряды гарантируется в соответствии с конституцией Мексики и
международным правом ООН.
На сегодняшний день продажа таких работ является практически единственным способом выживания племени.
Антрополог Роберт Зингг назвал уичолей «племенем художников». Формы художественного выражения этого племени отражают их религиозные верования, которые воплощаются в их искусстве.
Уичоли занимаются множеством видов рукоделия: ткачеством, вышивкой, выделкой кожи, изготавливают луки и музыкальные инструменты, но нам хочется рассказать про их удивительную технику работы с бисером.
Работа с бисером является в некотором роде новым ремеслом для уичолей. Хотя подобные изделия появились задолго до испанского завоевания, в древности вместо бисера использовались кусочки кости, глина, кораллы, камни, ракушки и семена.
Поскольку это были ритуальные предметы, цвета подбирались со смыслом: синий обращался к духу дождя; чёрный к Тихому океану, красный означал Вирикуту, место рождения пейотля, оленя и орла.
Для уичолей это не просто форма эстетического выражения или изготовляемые на продажу сувениры. Символизм картин, их психоделические цвета имеют источником их культуру и религиозные традиции шаманизма.
Бисерные изделия Уичоли представляют собой аппликацию: стеклянные, пластмассовые или металлические бисерины наклеиваются на деревянную форму, покрытую пчелиным воском. Как правило, это изображения животных, маски, чаши. В них, как и в других предметах творчества уичолей, отражаются мифологические и религиозные символы и сюжеты.
Изначально фигурки, конечно, не были объектами искусства. Они использовались, как приношения, или скорее - средства передачи посланий богам и духам предков.Чаще всего использовались символы игуаны.
Уичоли имеют собственное представление о происхождении мира и истории своего народа, которые воплощаются в мифах, искусстве и ритуалах. Миф является образцом для любого действия, поэтому уичоли сеют, охотятся и совершает те же обряды, которые совершали их предки. В их верованиях мир имеет священное измерение, обладающее большой силой, и жрецы mara’akate (мн. число mara’akame) проникают в него, чтобы установить связь между двумя мирами — богов и людей.
Собственно сюжеты для подобных работ черпались среди видений шамана. А шаман общался с богами испивая напиток, выжатый из кактуса под названием пейотль или пейот.
Один из ключевых моментов — связь между кукурузой, оленем и пейотлем. Первые два необходимы для пропитания, а пейотль - способ магического постижения мира и материальное проявление божественного.
Уичоли живут в мире, пронизанном магическими связями. Для них существует пять направлений: четыре стороны света и пятое, духовное, источник силы и просветления. Между человеком и природой устанавливается равновесие: кукуруза погибнет без человека, человек погибнет без кукурузы. Поэтому, «когда крестьянин опускает в землю зерно, он устанавливает священную связь с растениями и всеми жизненными силами природы»
В последние десятилетия многие учиоли переселились в города, такие как Тепик, Наярит, Гвадалахара и Мехико. Именно они привлекли внимание к богатой культуре своего народа.
Сейчас страна Уичолей умирает. Леса гибнут, чистой воды становится мало, животные исчезают. Болезнь и бедность витает повсюду.
Дело в том, что истребили всех священных Оленей, и истребили ради прибыли. Племя не может исполнить древние ритуалы поэтому договорённость с Божественным Изначальным Духом, - нарушена.
Теперь и сами Уичоли столь же подвергнуты опасности, как и те Олени, которых они стремятся спасти. За прошлые несколько лет мексиканские правительственные программы развития местных народов были свернуты. В результате индейцев окружает бедность, болезни и социальные беды. Но более всего это касается, Уичолей.
Строения вторгаются и захватывают их земли, мексиканское правительство старается уменьшать их автономию и стремиться отрицать права собственности на земли, выигранные в результате революции 1910. Традиции Уичолей находятся под давлением со стороны миссионеров, туристов, оппортунистов и правительственных агентств.
Недавно паломники Уичоли возвращавшиеся с ежегодного путешествия в поисках Хикури, для использования его в церемониях, были арестованы мексиканскими военными. Их добыча была конфискована, а паломники отправлены в тюрьму, хотя право на местные религиозные обряды гарантируется в соответствии с конституцией Мексики и
международным правом ООН.
На сегодняшний день продажа таких работ является практически единственным способом выживания племени.
Взято: ochendaje.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]