Почему россияне так любят майонез?
Майонез в нашей стране действительно можно отнести к своего рода историческому наследию. И хотя относятся к нему по-разному, значительную роль этого продукта в российской кухне никто не отрицает.
В чем же причины этой всенародной популярности? Их несколько:
История. Майонез в России появляется в конце XVIII века как часть заимствованной и модной европейской кухни. Столичная знать угощается «страсбургским пирогом», пьет шампанское. Именно тогда и приходит к нам это блюдо «майонез». Я не случайно говорю блюдо, поскольку в ту эпоху этот термин относился не к соусу, а к готовому кушанью. Кусочки дичи, мяса или рыбы выкладывались на тарелке, украшались застывшим бульоном ланспиком и соусом провансаль. Именно слово «провансаль» тогда являлось синонимом сегодняшнего майонеза из баночки. И даже бессмертное творение Люсьена Оливье называлось в 1860-х годах не одноименным салатом, а именно «майонезом из дичи». Мода на такие кушанья – наши историческое пристрастие.
Майонез из филеев с равиготом и Майонез из дичи на хрустаде (из книги «Санкт-Петербургская кухня» Игнатия Радецкого, 1862)
Удобство. Сбивать вручную майонез – занятие непростое. Но все изменило появление этого продукта в виде фабричного соуса в баночках в середине 1930-х годов. Именно тогда он завоевывает любовь домашних хозяек, как «палочка выручалочка» домашней готовки. А пропаганда «новой советской кухни» делает его всенародно известным.
Советский майонез (фото из «Каталога маслобойно-жировой промышленности» 1957 года)
Вкус. Давайте говорить откровенно: в советские времена соусов, способных усилить вкус блюда и придать ему оригинальность, было не так много. Томатный соус (вроде кетчупа), горчица, хрен, да… майонез. В национальных кухнях были, конечно, и ткемали, и аджика. Да только где они, и где наш привычный общепит?
Общепит. Именно негласные требования столовых и ресторанов способствовали распространению этого продукта. Ведь под толстым слоем майонеза клиенту и не заметить чуть увядших овощей, языка или осетрины «второй свежести». Ну, как не использовать такой простой метод?
Традиция. Сегодня майонез – это вкус детства. И для многих миллионов россиян он прочно ассоциируется с праздником. Да, о качестве магазинного продукта спорят и ругают его. Но мало кто мыслит себе застольное торжество без оливье или селедки под шубой.
Так что с какой стороны ни возьми, майонез превратился в символ российской кухни.
Взято: p-syutkin.livejournal.com