Бари. "Дружественный" иприт для союзников.
---
Операция по высадке союзников в Италии началась в сентябре 1943 года. Вторая мировая война шла к своему завершению. Италия капитулировала. Немецкая армия, не в силах сдерживать союзные войска, отошла к северу Аппенинского полуострова. К началу октября вся южная оконечность Италии была практически очищена от противника.
Требовалось продолжать наступление. Но для этого требовались и ресурсы. Их то союзные британо-американские войска и начали накапливать на полуострове. Одним из портов, куда прибывали транспорта с вооружением и материальными средствами, стал порт Бари, находящийся на юго-востоке Италии.
Панорама итальянского Бари, фото из БСЭ. В конце 1943 года здесь произойдут события, которые окажут влияние на снабжение всей итальянской группировки союзников.
В начале декабря 1943 года порт Бари напоминал огромный муравейник. В небольшой по площади гавани порта скопилось более полсотни судов. В большинстве своем это были грузовые суда, набитые всевозможным вооружением и материальными средствами и ожидавшими разгрузки. Малочисленная группировка немецкой авиации активности не проявляла. Портовые службы работали день и ночь, разгружая суда. Все эти факторы, плюс безответственность союзного командования и сыграли свою роль. В ночь 2 декабря случилась катастрофа.
Во второй половине дня 2 декабря, над Бари пролетел немецкий разведывательный самолет. Руководству группировки союзников стоило насторожиться, но этого не произошло. Работа в порту продолжалась. Мало того, с наступлением темноты гавань и портовые сооружения были ярко освещены прожекторами. Работа кипела.
Трагедия случилась около 20:00. Порт был атакован крупными силами немецкой авиации. Около сотни бомбардировщиков Ю-88, пролетев над акваторией порта, сбросили свой смертоносный груз. Плотность кораблей была огромна. Сам налет длился около 20-ти минут, но его последствия были ужасающими. Семнадцать кораблей, находящихся в порту были затоплены, множество судов имели различные повреждения. На дно, вместе с судами, ушло более 35 тысяч тонн различных грузов. Потери от авианалета составили более тысячи человек только убитыми и утонувшими.
Наземные службы удара не ожидали и сработали плохо. Перед авианалетом, несколько немецких самолетов сбросили обрезки фольги, тем самым "ослепив" ПВО союзников. Расчеты зенитных средств были застигнуты врасплох. Потери авиации противника в итоге составили всего один бомбардировщик.
Горящие корабли в порту Бари. Утро 3 декабря.
Но самое главное произошло после налета. Врачи местного госпиталя, спасавшие раненых, обнаружили у некоторых из них странный диагноз. Они получили отравление ипритом, боевым отравляющим веществом. Таких оказалось около 80-ти человек, они умерли в госпитале, но вероятно их было намного больше, наверняка многие из тех, кто отравился погибли раньше. Как вспоминал один дежурный офицер флотилии торпедных катеров: "...Потом начался дождь. Он длился всего несколько минут: как начался, так и закончился... "Дождь", как я позднее узнал, был жидким горчичным газом, выпавшим на землю." Впоследствии итоги отравления были строго засекречены.
Вся правда открылась только через двадцать лет после окончания Второй мировой, в 1967 году. В порту находился американский транспорт типа Либерти "Джон Харви". На его борту находились химические авиабомбы с ипритом. Именно взрыв на нем и привел к детонации химических боеприпасов и "дождю", который и описал очевидец. Как оружие, запрещенное конвенцией попало в Италию, вопрос. Американцы, вроде как утверждали: была уверенность в том, что немцы применят химическое оружие. Вот и привезли, так сказать, на всякий случай.
Авианалет на итальянский порт Бари в итоге вошел в историю, как самый большой провал ПВО союзников, его называли даже "европейским Перл-Харбором". Его итоги существенно затормозили наступление союзников в Италии. В 1986 году, те из ветеранов Бари кто дожил до этого срока, в итоге добились признания их жертвами химического оружия.
Порт Бари, 3 декабря 1943 г. Пожарный расчет тушит пожар, вызванный последствиями авианалета.
Требовалось продолжать наступление. Но для этого требовались и ресурсы. Их то союзные британо-американские войска и начали накапливать на полуострове. Одним из портов, куда прибывали транспорта с вооружением и материальными средствами, стал порт Бари, находящийся на юго-востоке Италии.
Панорама итальянского Бари, фото из БСЭ. В конце 1943 года здесь произойдут события, которые окажут влияние на снабжение всей итальянской группировки союзников.
В начале декабря 1943 года порт Бари напоминал огромный муравейник. В небольшой по площади гавани порта скопилось более полсотни судов. В большинстве своем это были грузовые суда, набитые всевозможным вооружением и материальными средствами и ожидавшими разгрузки. Малочисленная группировка немецкой авиации активности не проявляла. Портовые службы работали день и ночь, разгружая суда. Все эти факторы, плюс безответственность союзного командования и сыграли свою роль. В ночь 2 декабря случилась катастрофа.
Во второй половине дня 2 декабря, над Бари пролетел немецкий разведывательный самолет. Руководству группировки союзников стоило насторожиться, но этого не произошло. Работа в порту продолжалась. Мало того, с наступлением темноты гавань и портовые сооружения были ярко освещены прожекторами. Работа кипела.
Трагедия случилась около 20:00. Порт был атакован крупными силами немецкой авиации. Около сотни бомбардировщиков Ю-88, пролетев над акваторией порта, сбросили свой смертоносный груз. Плотность кораблей была огромна. Сам налет длился около 20-ти минут, но его последствия были ужасающими. Семнадцать кораблей, находящихся в порту были затоплены, множество судов имели различные повреждения. На дно, вместе с судами, ушло более 35 тысяч тонн различных грузов. Потери от авианалета составили более тысячи человек только убитыми и утонувшими.
Наземные службы удара не ожидали и сработали плохо. Перед авианалетом, несколько немецких самолетов сбросили обрезки фольги, тем самым "ослепив" ПВО союзников. Расчеты зенитных средств были застигнуты врасплох. Потери авиации противника в итоге составили всего один бомбардировщик.
Горящие корабли в порту Бари. Утро 3 декабря.
Но самое главное произошло после налета. Врачи местного госпиталя, спасавшие раненых, обнаружили у некоторых из них странный диагноз. Они получили отравление ипритом, боевым отравляющим веществом. Таких оказалось около 80-ти человек, они умерли в госпитале, но вероятно их было намного больше, наверняка многие из тех, кто отравился погибли раньше. Как вспоминал один дежурный офицер флотилии торпедных катеров: "...Потом начался дождь. Он длился всего несколько минут: как начался, так и закончился... "Дождь", как я позднее узнал, был жидким горчичным газом, выпавшим на землю." Впоследствии итоги отравления были строго засекречены.
Вся правда открылась только через двадцать лет после окончания Второй мировой, в 1967 году. В порту находился американский транспорт типа Либерти "Джон Харви". На его борту находились химические авиабомбы с ипритом. Именно взрыв на нем и привел к детонации химических боеприпасов и "дождю", который и описал очевидец. Как оружие, запрещенное конвенцией попало в Италию, вопрос. Американцы, вроде как утверждали: была уверенность в том, что немцы применят химическое оружие. Вот и привезли, так сказать, на всякий случай.
Авианалет на итальянский порт Бари в итоге вошел в историю, как самый большой провал ПВО союзников, его называли даже "европейским Перл-Харбором". Его итоги существенно затормозили наступление союзников в Италии. В 1986 году, те из ветеранов Бари кто дожил до этого срока, в итоге добились признания их жертвами химического оружия.
Порт Бари, 3 декабря 1943 г. Пожарный расчет тушит пожар, вызванный последствиями авианалета.
Взято: foto-history.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]