Центр реставрации монументальной живописи ”Антоново”, Великий Новгород.Часть II.
---
(Продолжение статьи...)
Друзья, мы продолжаем исследовать историю послевоенного возрождения архитектурно-художественного наследия Великого Новгорода на примере церкви Успения Пресвятой Богородицы, что на Волотовом поле. В частности, наиглавнейшее место, которое занимает в этом процессе новгородская школа реставрации монументальной живописи. Первая часть публикации доступна по ссылке:
https://architectstyle.livejournal.com/338090.html
Итак, часть вторая.
...В верхней части юго-западного столпа Успенской церкви (над уже возвращенными на историческое место Никитой с Прокопием) располагалась фреска с изображением Князя Бориса. (Акварель, 1908 г:)
Фото Л. А. Мацулевича, 1910 г., калька Ф. Фомина, 1894 г
:
В 1015 году, вместе с младшим братом Глебом, Борис погиб от руки их собственного старшего брата Святополка, а вскоре после гибели князья стали первыми русскими святыми, канонизированными Русской Православной Церковью. Нынешнее состояние фрески:
Стыки фрагментов исследуются с помощью микроскопа.
Справа от южной двери до войны располагалось изображение Мученика Левкия - на самом первом фото в этом посте оно слева, возле окна, в которое был превращен дверной проём. Также оно присутствует на фото Л. А. Мацулевича, 1910 г, слева внизу:
Здесь в кадр также попала часть композиции “Слово о некоем игумене”, на которой Иисус в образе нищего стучится в ворота монастыря, тщетно надеясь привлечь к себе внимание ”славолюбивого” игумена, беспрерывно занятого беседами и обедами с богатыми посетителями (весьма поучительный сюжет). А так Левкий выглядит сейчас, на реставрационном столе:
Этого персонажа я долго не могла опознать по каталогу Вздорнова - именную надпись не разобрать. Искала вручную, по принципу – молодой (безбородый в иконографии означает - юный) и в медальоне (вписан в круг). По счастью, таких оказалось немного.
Пара восточных столпов сохранилась на высоту ~2,5 м (до нижнего тябла). Их западные грани, прикрытые иконостасом, традиционно не расписывалась. На остальной поверхности уцелели нижние части расположенных на них живописных композиций – орнаментов-полотенец и фигур святителей.
И выцарапанные на поверхности граффити – они здесь на многих участках сохранившейся штукатурки. Постичь бы эти рисунки: всадники, а между ними – не то река, не то стена...
Загадка...
Этот закуток между столпом и южной стеной называется дьяконник:
Росписи здесь и до войны были низкой степени сохранности, со значительными утратами красочного слоя, их не фотографировали, лишь снимали копии. На высоте примерно 5 метров от уровня пола на этой стене располагались фигуры двух епископов, идентифицировать которые оказалось невозможным, ибо сопутствующие именные надписи стерлись. Калька Ф. Фомина, 1894 г:
Как видите, нанесён только общий контур. Тот же сюжет в реставрационной мастерской:
На южной (справа) стене дьяконника была фреска с изображением Мученика Мокия – на реставрационном столе она сейчас выглядит так:
Ни копий, ни кальки, ни фото этой фрески сделано не было ввиду технических сложностей, вызванных её “неудобным” местоположением. Восстанавливают по фрагменту из общей схемы росписей, составленной В. В. Сусловым в 1894 г.
Прямо под Мокием был еще один Епископ, тоже безымянный, поскольку и его именная надпись, располагавшаяся на уровне головы, стерлась со временем, вместе с чертами лица. На кальке Ф. Фомина 1894 г прорисована часть фигуры ниже плеч:
Она же в процессе состыковки фрагментов:
И еще ниже, под безымянным Епископом – Епископ Вавила. Калька Ф. Фомина, 1894 г:
Пометка в описании: ”Риза плохой сохранности” – означает, что красочный слой осыпался, а значит, особой надежды на её восстановление нет. В процессе состыковки:
Очень красивая обложка книги, что в руках у персонажа – в жемчугах.
На северной грани юго-восточного столпа остатки одежд Афанасия Александрийского:
Внимательней присмотримся к предапсидной арке – её нижняя часть-пилястра выступает из стены справа от престола. На ней уцелел нежный, одинокий, юный лик, это Диакон Филипп, верхняя часть головы которого вместе с нимбом срезана вместе со стеной:
Всё, что выше - кладка 2002 г. Фото Л. А. Мацулевича, 1910 г :
Ширина пилястры позволила разместить две фигуры, второе изображение - Диакона Пармена - всё ещё находится в реставрационных мастерских.
В верхней части предапсидной арки смонтированы три восстановленных из обломков сюжета:
В замке арки – Ангел в медальоне со сферой и мерилом в руках. К югу и северу от Ангела – Царь Мельхиседек (корона как царский атрибут) с чашей в правой руке и Священник Захария со свитком в левой руке.
И крупным планом. Ангел, фото Л. А. Мацулевича, 1910 г:
После реставрации:
Царь Мельхиседек, фото Л. А. Мацулевича, 1910 г:
После реставрации, обратите внимание на уцелевшие жемчуга на короне и чашу:
Священник Захария, фото Л. А. Мацулевича, 1910 г, на голове – титулос, в правой руке кадильница, на свитке в левой руке надпись: ”Благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ Свой, и сотворил избавление ему…”:
После реставрации, при увеличении можно разглядеть изрядно поблекшие буквы:
Надо понимать, что при состыковке обломков в реставрационной мастерской необходимо было учесть параметры кривизны поверхности, на которую подразумевалась установка щита с собранной композицией, будь то арка, апсида, конха или столп округлого сечения. Как говорят сами реставраторы – при попытке склеить из осколков разбившуюся кружку, вы ведь будете стараться придать ей всё ту же цилиндрическую или конусовидную форму. Так и здесь – с той лишь разницей, что материал другой, да радиус больше.
Реставраторам удалось также частично собрать и смонтировать на прежнем месте верхнюю часть рухнувшей запрестольной фрески в алтаре (так называемое ”Поклонение жертве”). Исследователи пришли к выводу, что эта роспись была выполнена сразу после освящения храма, в 1352 году – в отличие от остальной живописи, выполненной позднее, в 1363. К сожалению, многолетнее пребывание в груде отсыревшего строительного мусора нанесло непоправимый ущерб фрагментам росписей, в силу чего приемлемого качества реставраторы добиться не смогли. Вдобавок, во второй половине XIX века, древний живописный слой, к тому времени находившийся под более поздней записью, был серьёзно поврежден в ходе его расчистки от поздних наслоений – штукатурку со ”свежими” записями сбивали со стен, особо не щадя нижележащие слои. Множественные зарубки, как результат этого безобразия, заметны на копиях и фотографиях.
Сюжетная композиция (фото Л. А. Мацулевича, 1910 г) состоит из двух расположенных в центре ангелов, и предстоящих (слева) Иоанна Златоуста и (справа) Василия Великого.
Ангелы на копиях Ф. Фомина, 1894 г:
Иоанн Златоуст, копия Ф. Фомина, 1894 г:
Вся композиция целиком, нынешнее состояние:
Северо-восточный столп и северная стена пострадали чуть меньше других – возможно, благодаря тому, что часть ударной волны принял на себя северный придел, выступив, кроме того, в качестве контрфорса:
Совокупность уцелевших фрагментов даёт представление о колорите росписей Успенской церкви. Не забудем, что на дворе 2019, а расписана церковь была в далёком 1363 году. На столпе – нижняя часть изображения папы Римского Сильвестра. На стене сохранился девятый, самый нижний регистр росписей. Справа от двери – Мученик Вакх:
Слева от двери – Мученик Сергий:
Оба изображения существенно пострадали при растёске дверного проёма в середине XIX века. А в войну – выстояли.
На западном своде располагалась многофигурная живописная композиция ”Воскрешение Лазаря”, иллюстрирующая знаменитую евангельскую притчу. На фото Л. А. Мацулевича 1910 г она выглядит так:
Сюжет: “В Вифании жила некая семья: брат Лазарь и две его сестры – Марфа и Мария. Как-то раз Иисусу (хорошо знавшему эту семью) сообщили о том, что Лазарь серьёзно заболел – а спустя два дня после этого Иисус произнес пророческую фразу: ”Лазарь, друг наш, уснул; но Я иду разбудить его”. До Вифании Иисус, сопровождаемый учениками, добрался на четвертый день после смерти Лазаря, и, увидев плачущих иудеев и Марфу с Марией, Сам восскорбел духом, возмутился и прослезился. И подойдя к пещере, в которой лежал умерший, возвел очи к небу и воззвал громким голосом: ”Лазарь! Иди вон” И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, а Иисус добавил: ”Развяжите его, пусть идет”… Для самого Иисуса событие стало роковым – именно после него первосвященник Каиафа и фарисеи собрали совет, на котором положили убить Его” (Адаптированная цитата из 11 главы Евангелия от Иоанна)
В мастерской реставратора фреска сейчас выглядит так:
Подбор фрагментов осуществляется с помощью кальки, выполненной Ф. Фоминым в 1894 г:
До войны вход в храм осуществлялся через западный притвор, который также был расписан. На его восточной стене, непосредственно на входе в четверик, слева от двери входящего встречал Архангел Михаил (копия 1916 г):
Нынешнее состояние фрески:
Справа от двери располагалось изображение Архангела Гавриила (копия 1925 г):
Выходящий из храма на западной стене притвора видел фреску на сюжет встречи Марии (будущей Богоматери) и Елизаветы (матери Иоанна Предтечи), которые приходились друг другу родственницами ("Целование Марии и Елизаветы"). Фото Л. А. Мацулевича, 1910 г:
Мария слева, она спешит поделиться с Елизаветой светлой новостью, о которой ей благовествовал Архангел Гавриил. Фреска в процессе состыковки фрагментов:
Отвечая на вопрос о необходимости возвращения на историческое место – на стены и своды храма – восстановленных фресок, Тамара Ивановна Анисимова, Царица и Богиня реставрации, поясняет: “Роспись исполнена не станковистом, а художником-монументалистом, у которого к тому же особый почерк – очень широкая кисть, нежные тона, – совершенно нетипичные для новгородской монументальной живописи. Эти фрески начинают по-настоящему играть лишь на определенном удалении от зрителя. Поэтому мы считали необходимым вернуть композиции на стены храма, где их и мыслил художник”
В конце 2011 года Тамара Ивановна стала лауреатом премии имени академика Лихачева в номинации “За выдающийся вклад в сохранение культурного наследия России”. Более чем заслуженно. Прославив на весь мир русскую школу реставрации, ибо приезжают в ”Антоново” за советом не только со всей России, но и из-за рубежа.
На сегодняшний день на стены храма Успения Пресвятой Богородицы на Волотовом поле вернулись 18 живописных композиций. Еще 160 частично собраны (кое-какие из них мы видели на фото). Общее количество сюжетов, известных по довоенным фото и копиям – 195. Общее количество фрагментов расколовшихся старинных фресок – 1 750 000. Работа колоссальная. Ответственность на мастерах-реставраторах - немыслимая. Они возвращают нам с вами – наше прошлое. Благодаря их фантастическому терпению и высочайшему профессионализму, сквозь камень пустых стен, поднимающихся над ”линией войны”, проступают лики, образы, силуэты, краски.
Волотово – не единственный объект, над которым колдуют реставраторы. На протяжении последних пяти лет (как это ни странно) на Новгородской земле с удвоенной энергией ведутся (а главное, финансируются!) историко-археологические исследования на территории Юрьева монастыря и легендарного Городища (предтечи нынешнего Новгорода – Новым Городом он назывался именно относительно древнейшего Городища).
На Городище в 1103 году изгнанным из Новгорода князем Мстиславом была построена Благовещенская церковь, за последующие два века порядком обветшавшая и разобранная в 1342 г с той целью, чтобы на том же месте (чуть сместившись к востоку буквально на десяток метров) поставить новую церковь (руины этой новой церкви - на фото). В ходе раскопок летом 2016 года были обнаружены фрагменты росписей храма 1103 года. Как и Волотовские, в виде разнокалиберных фрагментов – в процессе разборки старой церкви в 1342 году часть оказавшихся на земле обломков стен с росписями смешалась со строительным мусором и грунтом, и таким образом законсервировалась в ”культурном слое”.
Разумеется, на подмогу призвали видавших виды реставраторов из ”Антоново”. В их мастерских Городищенские фрески занимают чуть меньше места, чем Волотовские (материала из раскопов извлечено меньше) – но отношение к ним такое же трепетное.
Дело для реставраторов осложняется тем, что, во-первых, в земле фрагменты Городищенских фресок пролежали шесть с половиной веков; а во-вторых, в отличие от Волотова, никаких источников, дающих представление о сюжетах фресок церкви Благовещения на Городище, нет – да и быть не может. Восстанавливать приходится вслепую, полагаясь на опыт и возможное сходство с историческими аналогами. Да только трудностей в ”Антонове” не боятся – к ним давно привыкли.
Обнаруженные фундаменты и нижние части стен первой, древнейшей церкви Благовещения (1103 г) подвергнут консервации, возведут над ними симпатичную, прозрачную, надежную кровлю и превратят в объект музейного показа. Но фрески, вероятнее всего, на свои родные стены в Городище не вернутся – поскольку требуют особых условий пребывания. (След. фото - церковь Успения на Волотовом поле, 1909 г)
Знаете, о чём я думаю? Они, наши с вами соотечественники - российские Реставраторы (с большой буквы), учат верить в свои силы. (След. фото - церковь Успения на Волотовом поле, июль 2018 г)
В то, что никогда нельзя отчаиваться и опускать руки, отказавшись бороться. Наоборот, нужно всегда использовать даже самую слабую искорку надежды.
И тогда всё срастется. Сложится. Состыкуется. Заиграют краски на древних фресках старинного русского храма, взмахнут крыльями Ангелы, просветлеют ликами строгие Пророки, улыбнутся юные Диаконы, оживут персонажи житий и притчей, о которых нам рассказал живописец-христианин из дальнего-давнишнего 1363 года…
Это ли не скрепы, братья и сёстры??? J
P. S. Центр реставрации монументальной живописи расположен на территории Антониева монастыря в Великом Новгороде. Посетить его может любой желающий, заплатив 250 рублей за входной билет на экскурсию, которую проводит один из сотрудников Центра. Задать ему можно ЛЮБЫЕ вопросы. Экскурсии длительностью около часа проводятся по четвергам в 16.00 и субботам в 14.00. Без предварительной записи, просто нужно подойти чуть загодя к указанному времени к Настоятельскому корпусу монастыря (что напротив огромного древнего Рождественского собора, на след. фото - желтое двухэтажное здание слева) – у его дверей есть указатель.
P. P. S. Список используемых при подготовке материала источников:
Вздорнов Г. И. Фрески церкви Успения на Волотовом Поле близ Новгорода. 1989 г. Все довоенные изображения фресок – фото, копии, кальки – оттуда.
Мильчик М. И. Архитектурное наследие Великого Новгорода и Новгородской области, 2009 г
Ядрышников В. А. Чудо возрождения. История Новгородской архитектурной реставрации. 2017 г
novgorodmuseum.ru
bibliotekar.ru/rusNovgorod/60.htm
news.novgorod.ru/articles/read/454.html
vnnews.ru/intervie/25031
Все современные фото – июль 2018 г.
Друзья, мы продолжаем исследовать историю послевоенного возрождения архитектурно-художественного наследия Великого Новгорода на примере церкви Успения Пресвятой Богородицы, что на Волотовом поле. В частности, наиглавнейшее место, которое занимает в этом процессе новгородская школа реставрации монументальной живописи. Первая часть публикации доступна по ссылке:
https://architectstyle.livejournal.com/338090.html
Итак, часть вторая.
...В верхней части юго-западного столпа Успенской церкви (над уже возвращенными на историческое место Никитой с Прокопием) располагалась фреска с изображением Князя Бориса. (Акварель, 1908 г:)
Фото Л. А. Мацулевича, 1910 г., калька Ф. Фомина, 1894 г
:
В 1015 году, вместе с младшим братом Глебом, Борис погиб от руки их собственного старшего брата Святополка, а вскоре после гибели князья стали первыми русскими святыми, канонизированными Русской Православной Церковью. Нынешнее состояние фрески:
Стыки фрагментов исследуются с помощью микроскопа.
Справа от южной двери до войны располагалось изображение Мученика Левкия - на самом первом фото в этом посте оно слева, возле окна, в которое был превращен дверной проём. Также оно присутствует на фото Л. А. Мацулевича, 1910 г, слева внизу:
Здесь в кадр также попала часть композиции “Слово о некоем игумене”, на которой Иисус в образе нищего стучится в ворота монастыря, тщетно надеясь привлечь к себе внимание ”славолюбивого” игумена, беспрерывно занятого беседами и обедами с богатыми посетителями (весьма поучительный сюжет). А так Левкий выглядит сейчас, на реставрационном столе:
Этого персонажа я долго не могла опознать по каталогу Вздорнова - именную надпись не разобрать. Искала вручную, по принципу – молодой (безбородый в иконографии означает - юный) и в медальоне (вписан в круг). По счастью, таких оказалось немного.
Пара восточных столпов сохранилась на высоту ~2,5 м (до нижнего тябла). Их западные грани, прикрытые иконостасом, традиционно не расписывалась. На остальной поверхности уцелели нижние части расположенных на них живописных композиций – орнаментов-полотенец и фигур святителей.
И выцарапанные на поверхности граффити – они здесь на многих участках сохранившейся штукатурки. Постичь бы эти рисунки: всадники, а между ними – не то река, не то стена...
Загадка...
Этот закуток между столпом и южной стеной называется дьяконник:
Росписи здесь и до войны были низкой степени сохранности, со значительными утратами красочного слоя, их не фотографировали, лишь снимали копии. На высоте примерно 5 метров от уровня пола на этой стене располагались фигуры двух епископов, идентифицировать которые оказалось невозможным, ибо сопутствующие именные надписи стерлись. Калька Ф. Фомина, 1894 г:
Как видите, нанесён только общий контур. Тот же сюжет в реставрационной мастерской:
На южной (справа) стене дьяконника была фреска с изображением Мученика Мокия – на реставрационном столе она сейчас выглядит так:
Ни копий, ни кальки, ни фото этой фрески сделано не было ввиду технических сложностей, вызванных её “неудобным” местоположением. Восстанавливают по фрагменту из общей схемы росписей, составленной В. В. Сусловым в 1894 г.
Прямо под Мокием был еще один Епископ, тоже безымянный, поскольку и его именная надпись, располагавшаяся на уровне головы, стерлась со временем, вместе с чертами лица. На кальке Ф. Фомина 1894 г прорисована часть фигуры ниже плеч:
Она же в процессе состыковки фрагментов:
И еще ниже, под безымянным Епископом – Епископ Вавила. Калька Ф. Фомина, 1894 г:
Пометка в описании: ”Риза плохой сохранности” – означает, что красочный слой осыпался, а значит, особой надежды на её восстановление нет. В процессе состыковки:
Очень красивая обложка книги, что в руках у персонажа – в жемчугах.
На северной грани юго-восточного столпа остатки одежд Афанасия Александрийского:
Внимательней присмотримся к предапсидной арке – её нижняя часть-пилястра выступает из стены справа от престола. На ней уцелел нежный, одинокий, юный лик, это Диакон Филипп, верхняя часть головы которого вместе с нимбом срезана вместе со стеной:
Всё, что выше - кладка 2002 г. Фото Л. А. Мацулевича, 1910 г :
Ширина пилястры позволила разместить две фигуры, второе изображение - Диакона Пармена - всё ещё находится в реставрационных мастерских.
В верхней части предапсидной арки смонтированы три восстановленных из обломков сюжета:
В замке арки – Ангел в медальоне со сферой и мерилом в руках. К югу и северу от Ангела – Царь Мельхиседек (корона как царский атрибут) с чашей в правой руке и Священник Захария со свитком в левой руке.
И крупным планом. Ангел, фото Л. А. Мацулевича, 1910 г:
После реставрации:
Царь Мельхиседек, фото Л. А. Мацулевича, 1910 г:
После реставрации, обратите внимание на уцелевшие жемчуга на короне и чашу:
Священник Захария, фото Л. А. Мацулевича, 1910 г, на голове – титулос, в правой руке кадильница, на свитке в левой руке надпись: ”Благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ Свой, и сотворил избавление ему…”:
После реставрации, при увеличении можно разглядеть изрядно поблекшие буквы:
Надо понимать, что при состыковке обломков в реставрационной мастерской необходимо было учесть параметры кривизны поверхности, на которую подразумевалась установка щита с собранной композицией, будь то арка, апсида, конха или столп округлого сечения. Как говорят сами реставраторы – при попытке склеить из осколков разбившуюся кружку, вы ведь будете стараться придать ей всё ту же цилиндрическую или конусовидную форму. Так и здесь – с той лишь разницей, что материал другой, да радиус больше.
Реставраторам удалось также частично собрать и смонтировать на прежнем месте верхнюю часть рухнувшей запрестольной фрески в алтаре (так называемое ”Поклонение жертве”). Исследователи пришли к выводу, что эта роспись была выполнена сразу после освящения храма, в 1352 году – в отличие от остальной живописи, выполненной позднее, в 1363. К сожалению, многолетнее пребывание в груде отсыревшего строительного мусора нанесло непоправимый ущерб фрагментам росписей, в силу чего приемлемого качества реставраторы добиться не смогли. Вдобавок, во второй половине XIX века, древний живописный слой, к тому времени находившийся под более поздней записью, был серьёзно поврежден в ходе его расчистки от поздних наслоений – штукатурку со ”свежими” записями сбивали со стен, особо не щадя нижележащие слои. Множественные зарубки, как результат этого безобразия, заметны на копиях и фотографиях.
Сюжетная композиция (фото Л. А. Мацулевича, 1910 г) состоит из двух расположенных в центре ангелов, и предстоящих (слева) Иоанна Златоуста и (справа) Василия Великого.
Ангелы на копиях Ф. Фомина, 1894 г:
Иоанн Златоуст, копия Ф. Фомина, 1894 г:
Вся композиция целиком, нынешнее состояние:
Северо-восточный столп и северная стена пострадали чуть меньше других – возможно, благодаря тому, что часть ударной волны принял на себя северный придел, выступив, кроме того, в качестве контрфорса:
Совокупность уцелевших фрагментов даёт представление о колорите росписей Успенской церкви. Не забудем, что на дворе 2019, а расписана церковь была в далёком 1363 году. На столпе – нижняя часть изображения папы Римского Сильвестра. На стене сохранился девятый, самый нижний регистр росписей. Справа от двери – Мученик Вакх:
Слева от двери – Мученик Сергий:
Оба изображения существенно пострадали при растёске дверного проёма в середине XIX века. А в войну – выстояли.
На западном своде располагалась многофигурная живописная композиция ”Воскрешение Лазаря”, иллюстрирующая знаменитую евангельскую притчу. На фото Л. А. Мацулевича 1910 г она выглядит так:
Сюжет: “В Вифании жила некая семья: брат Лазарь и две его сестры – Марфа и Мария. Как-то раз Иисусу (хорошо знавшему эту семью) сообщили о том, что Лазарь серьёзно заболел – а спустя два дня после этого Иисус произнес пророческую фразу: ”Лазарь, друг наш, уснул; но Я иду разбудить его”. До Вифании Иисус, сопровождаемый учениками, добрался на четвертый день после смерти Лазаря, и, увидев плачущих иудеев и Марфу с Марией, Сам восскорбел духом, возмутился и прослезился. И подойдя к пещере, в которой лежал умерший, возвел очи к небу и воззвал громким голосом: ”Лазарь! Иди вон” И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, а Иисус добавил: ”Развяжите его, пусть идет”… Для самого Иисуса событие стало роковым – именно после него первосвященник Каиафа и фарисеи собрали совет, на котором положили убить Его” (Адаптированная цитата из 11 главы Евангелия от Иоанна)
В мастерской реставратора фреска сейчас выглядит так:
Подбор фрагментов осуществляется с помощью кальки, выполненной Ф. Фоминым в 1894 г:
До войны вход в храм осуществлялся через западный притвор, который также был расписан. На его восточной стене, непосредственно на входе в четверик, слева от двери входящего встречал Архангел Михаил (копия 1916 г):
Нынешнее состояние фрески:
Справа от двери располагалось изображение Архангела Гавриила (копия 1925 г):
Выходящий из храма на западной стене притвора видел фреску на сюжет встречи Марии (будущей Богоматери) и Елизаветы (матери Иоанна Предтечи), которые приходились друг другу родственницами ("Целование Марии и Елизаветы"). Фото Л. А. Мацулевича, 1910 г:
Мария слева, она спешит поделиться с Елизаветой светлой новостью, о которой ей благовествовал Архангел Гавриил. Фреска в процессе состыковки фрагментов:
Отвечая на вопрос о необходимости возвращения на историческое место – на стены и своды храма – восстановленных фресок, Тамара Ивановна Анисимова, Царица и Богиня реставрации, поясняет: “Роспись исполнена не станковистом, а художником-монументалистом, у которого к тому же особый почерк – очень широкая кисть, нежные тона, – совершенно нетипичные для новгородской монументальной живописи. Эти фрески начинают по-настоящему играть лишь на определенном удалении от зрителя. Поэтому мы считали необходимым вернуть композиции на стены храма, где их и мыслил художник”
В конце 2011 года Тамара Ивановна стала лауреатом премии имени академика Лихачева в номинации “За выдающийся вклад в сохранение культурного наследия России”. Более чем заслуженно. Прославив на весь мир русскую школу реставрации, ибо приезжают в ”Антоново” за советом не только со всей России, но и из-за рубежа.
На сегодняшний день на стены храма Успения Пресвятой Богородицы на Волотовом поле вернулись 18 живописных композиций. Еще 160 частично собраны (кое-какие из них мы видели на фото). Общее количество сюжетов, известных по довоенным фото и копиям – 195. Общее количество фрагментов расколовшихся старинных фресок – 1 750 000. Работа колоссальная. Ответственность на мастерах-реставраторах - немыслимая. Они возвращают нам с вами – наше прошлое. Благодаря их фантастическому терпению и высочайшему профессионализму, сквозь камень пустых стен, поднимающихся над ”линией войны”, проступают лики, образы, силуэты, краски.
Волотово – не единственный объект, над которым колдуют реставраторы. На протяжении последних пяти лет (как это ни странно) на Новгородской земле с удвоенной энергией ведутся (а главное, финансируются!) историко-археологические исследования на территории Юрьева монастыря и легендарного Городища (предтечи нынешнего Новгорода – Новым Городом он назывался именно относительно древнейшего Городища).
На Городище в 1103 году изгнанным из Новгорода князем Мстиславом была построена Благовещенская церковь, за последующие два века порядком обветшавшая и разобранная в 1342 г с той целью, чтобы на том же месте (чуть сместившись к востоку буквально на десяток метров) поставить новую церковь (руины этой новой церкви - на фото). В ходе раскопок летом 2016 года были обнаружены фрагменты росписей храма 1103 года. Как и Волотовские, в виде разнокалиберных фрагментов – в процессе разборки старой церкви в 1342 году часть оказавшихся на земле обломков стен с росписями смешалась со строительным мусором и грунтом, и таким образом законсервировалась в ”культурном слое”.
Разумеется, на подмогу призвали видавших виды реставраторов из ”Антоново”. В их мастерских Городищенские фрески занимают чуть меньше места, чем Волотовские (материала из раскопов извлечено меньше) – но отношение к ним такое же трепетное.
Дело для реставраторов осложняется тем, что, во-первых, в земле фрагменты Городищенских фресок пролежали шесть с половиной веков; а во-вторых, в отличие от Волотова, никаких источников, дающих представление о сюжетах фресок церкви Благовещения на Городище, нет – да и быть не может. Восстанавливать приходится вслепую, полагаясь на опыт и возможное сходство с историческими аналогами. Да только трудностей в ”Антонове” не боятся – к ним давно привыкли.
Обнаруженные фундаменты и нижние части стен первой, древнейшей церкви Благовещения (1103 г) подвергнут консервации, возведут над ними симпатичную, прозрачную, надежную кровлю и превратят в объект музейного показа. Но фрески, вероятнее всего, на свои родные стены в Городище не вернутся – поскольку требуют особых условий пребывания. (След. фото - церковь Успения на Волотовом поле, 1909 г)
Знаете, о чём я думаю? Они, наши с вами соотечественники - российские Реставраторы (с большой буквы), учат верить в свои силы. (След. фото - церковь Успения на Волотовом поле, июль 2018 г)
В то, что никогда нельзя отчаиваться и опускать руки, отказавшись бороться. Наоборот, нужно всегда использовать даже самую слабую искорку надежды.
И тогда всё срастется. Сложится. Состыкуется. Заиграют краски на древних фресках старинного русского храма, взмахнут крыльями Ангелы, просветлеют ликами строгие Пророки, улыбнутся юные Диаконы, оживут персонажи житий и притчей, о которых нам рассказал живописец-христианин из дальнего-давнишнего 1363 года…
Это ли не скрепы, братья и сёстры??? J
P. S. Центр реставрации монументальной живописи расположен на территории Антониева монастыря в Великом Новгороде. Посетить его может любой желающий, заплатив 250 рублей за входной билет на экскурсию, которую проводит один из сотрудников Центра. Задать ему можно ЛЮБЫЕ вопросы. Экскурсии длительностью около часа проводятся по четвергам в 16.00 и субботам в 14.00. Без предварительной записи, просто нужно подойти чуть загодя к указанному времени к Настоятельскому корпусу монастыря (что напротив огромного древнего Рождественского собора, на след. фото - желтое двухэтажное здание слева) – у его дверей есть указатель.
P. P. S. Список используемых при подготовке материала источников:
Вздорнов Г. И. Фрески церкви Успения на Волотовом Поле близ Новгорода. 1989 г. Все довоенные изображения фресок – фото, копии, кальки – оттуда.
Мильчик М. И. Архитектурное наследие Великого Новгорода и Новгородской области, 2009 г
Ядрышников В. А. Чудо возрождения. История Новгородской архитектурной реставрации. 2017 г
novgorodmuseum.ru
bibliotekar.ru/rusNovgorod/60.htm
news.novgorod.ru/articles/read/454.html
vnnews.ru/intervie/25031
Все современные фото – июль 2018 г.
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]