Рецензия на мини-сериал "Маньяк" (Maniac) 2018
---
Многие смотрели сериал "Настоящий детектив" и были неожиданно поражены его оголённой жестокости. Кэри Фукунага выдал любопытное произведение, наполненное меланхолией и депрессией, которое рассказывало о маньяках. И вот под руководством стримингового гиганта Netflix тот же режиссёр выпустил сериал, который так и называется - "Маньяк", вот только в нём не будет ни одного маньяка, но это не точно. Как такое может быть - будем разбираться.
Оуэн Милгрем и Энни Ландсберг - два совершенно разных человека. У каждого свои проблемы, но они оба оказываются в лаборатории по испытанию нового лечебного препарата. В результате неожиданного стечение обстоятельств участие в необычных опытах снова и снова сводит их вместе, несмотря на все старания лаборантов, которые пытаются совладать с расчувствовавшимся центральным компьютером.
Сразу оговорюсь, что дело происходит в условном будущем, поэтому многие обстоятельства сценаристы объясняют футуристическим сеттингом. Уличные роботы-пылесосы? Будущее. Индивидуальные капсулы уединения? Будущее. Профессия прокси-друга, с которым можно пообщаться пару часов как со старым знакомым? Будущее. Не хватает денег, чтобы заплатить - вот вам зачитыватель рекламы и добро пожаловать в будущее. Разговаривающий компьютер и поголовная виртуальная реальность? Будущее же! С одной стороны это довольно примитивный способ прикрыть сюжетные дыры - но ведь действенный же. Даже не приходится задумываться почему это так или этак. Но сериал-то даже не об этом!
Главные герои оказываются заперты в этаком виртуальном мире, где вся их реальность искажается, но ключевые моменты, что интересно, остаются неизменными. Сознание героев деформирует окружающее их пространство, черпая факты из их прошлого и формируя их текущее условное настоящее. Именно через эти зарисовки мы и узнаём героев. Я искренне люблю сериалы, в которых происходит не пойми-что, но "Маньяк", на удивление, к таким не относится. В нём всё предельно понятно, адекватно и стерильно до зевоты. Не удивили меня все эти фантасмагоричные прыжки из Америки 80-х, где герои пытаются украсть лемура у бандитов, в высшее общество 40-х с изобретательными шпионскими играми и фэнтезийный сеттинг с аллюзиями на Толкиена с двумя бредущими куда-то хоббитами эльфами и обязательным полётом орла в финале. А вот смысл, который авторы вложили в это - впечатляет более чем.
Фукунага гениально выдерживает стилистику ретро-футуризма и оригинальными цветовыми решениями поддерживает интерес зрителя. Лаборатория, в которой проводят испытания пробуждает в памяти борт корабля Ностромо из "Чужого", а компьютерные технологии визуально и эстетически застряли где-то в 80-х. Фукунага наполняет свой мир забавными деталями, на манер уличного робота-пылесоса, который может застрять в выемке тротуара, или сквернословным фиолетовым роботом-коалой, которая играет в шахматы за деньги. Такие мелочи не влияют на происходящее, но запоминаются и откладываются в памяти. Фукунага говорит нам, что технологии могут меняться как угодно, но люди остаются неизменными. Человеческие отношения остаются важной ценностью. Длительные отношения, необходимость эмоциональной стабильности, ощущение течения жизни - этого не заменят ни новые наркотики, ни прорывные технологии. Человеку нужен человек и это-то и становится центральной мыслью. Для интерпретации названия фильм стоит досмотреть до конца - маньяка в сериале нет и есть одновременно. Здесь нет маньяка в общем смысле слова, но на самом деле каждый персонаж истории - немного маньяк. В каждом можно разглядеть маниакальную одержимость чем либо. Паранойя, горечь утраты, страх смерти, недооценённость и другие пороки сковывают героев и не дают им вдохнуть свободно. Смотреть как каждый из героев растёт над собой и переворачивает свой мир на удивление приятно.
Очень странно Фукунага работает с хронометражом. Если первые серии можно даже счесть затянутыми и неспешными, и каждая из них длится по 45 минут, то в середине эпизоды неожиданно режутся и едва дотягивают до получаса. То ли режиссеру не хватило идей на 10 полноценных эпизодов, то ли он стилистически хотел подчеркнуть краткосрочность блужданий по виртуальным мирам, то ли хотел самого зрителя заставить усомниться в истинном течении времени. Кстати сами истории оказались такими мини-фильмами внутри мини-сериала и каждый из них в отдельности даже неплохо смотрится в качестве самостоятельной истории. А уж когда они все складываются воедино, это и вовсе создаёт ошеломляющий эффект.
Вдобавок, впечатлений добавляет общая канва заимствований. Уши "Властелина Колец" торчат из всего эльфийского странствия, а массовый растрел статистов так и вовсе напомнил мне "Джона Уика". Фукунага визуально цитирует десятки произведений и они не смотрятся тупым копированием идей - они аккуратно вплетены в повествование и выглядят органично.
Всё происходящее приходит в движение только благодаря отличному дуэту Эммы Стоун и Джона Хилла. Энни Ландсберг в исполнении Стоун получилась оторванной от реальности девушкой, которая никак не может смириться с пережитой травмой. Чтобы забыться, она сидит на наркотиках, и любая попытка соскочить срывается при первой же трудности. Она отстранилась от всех, а её отец даже отстранился буквально, заперев в себя ящике жизнеобеспечения. Её травмы подчёркивают её несовершенство, но так персонаж выходит более живым.
Джона Хилл, сыгравший затворника Оуэна Милгрема, так и вовсе меня удивил. Как же он похудел - интересно - именно для этой роли, или теперь это новый Хилл? Младший брат в большой семье, которому приписывают психологические заболевания, сам он страдает от галлюцинаций и паранойи - это более чем любопытный персонаж. Добавьте сюда давление семьи выступить в суде, чтобы оправдать любимого всеми старшего брата - и вы получите отличный материал для любования. Да и в дуэте с Эммой он смотрится более чем достойно.
"Маньяк" это во многом впечатляющий, роскошный сериал, который действительно стоит потраченного на него времени. Несмотря на то, что в основе всего шокирующего видеоряда лежат простые мысли, форма всё-таки невероятно развлекает. Звёздный дуэт Эммы Стоун и Джона Хилла держит в напряжении и каждый новый эпизод радует новыми гранями их актёрских талантов, что случается не так уж часто, поэтому такое надо ценить.
Что ещё почитать:
К списку всех рецензий
Регулярная рубрика обзора новинок кинопроката
Регулярная рубрика обзора игровых релизов
Самые ожидаемые фильмы 2019
Самые ожидаемые игры 2019
Добивка 2018 по фильмам
Добивка 2018 по сериалам
Добивка 2018 по играм
Игра про выживание колонистов на астероиде
Рождественская сказка про помощников Санта-Клауса
Драма про мальчика, воспитанного волками
Лучший мультфильм про Человека-паука и его альтернативные версии
Кинокомикс про татуированного подводника с вилкой
Спасибо, что подписываетесь и добавляетесь в друзья. Это очень мотивирует регулярно писать новые посты.
Взято: s3tr0n.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]