Антониев монастырь в Великом Новгороде. Центр науки, искусства и культуры в Древней Руси
---
В конце декабря этого года мы совершили зимнее путешествие на электричке в Великий Новгород, и основной целью нашей поездки были монастыри и храмы вдали от туристического центра. Одним из них стал Антониев монастырь. Он не входит в число известных туристических достопримечательностей - скорее всего, по причине удаленности от центра города, а еще потому, что туристам и так хватает, что посмотреть, и они больше уже ничего не хотят. Чем богаче город на интересные места, тем реже путешественники осматривают их все. Но по своему значению для нашей истории и культуры он, вне всякого сомнения, заслуживает того, чтоб его посетить - если не в первый визит в Новгород, то во второй или третий обязательно. В реальности это место намного интереснее, чем можно было бы ожидать по описанию или фотографиям. Смотрите мою заметку про Антониев монастырь - и вы убедитесь в этом сами
Наш маршрут лежал от самой дальней части города - Деревяницкого монастыря, откуда мы должны были прийти в центр, чтоб вернуться пешком к вокзалу, где нас вечером ждал поезд в Петербург. Дорога до Антониева монастыря заняла примерно час, зимой особо не разгонишься, особенно когда фотографируешь по пути. Сам он расположен среди современных кварталов, окруженный корпусами Новгородского Университета, носящего светлое имя Ярослава Мудрого (что вызывает к Новгороду большое уважение).
Первым показалось вдали здание библиотеки духовной семинарии, построенное примерно в 1780 году. Здесь надо сразу отметить очень важную роль монастыря для города. Если обычно я рассказываю про монастыри, что это были мощные крепости на границах, а также административные и торговые центры какой-либо области , то Антониев монастырь занимался просвещением и образованием. Причем с момента своего возникновения - в 12 веке - и по сей день, потому что здесь расположены в корпусах гуманитарные факультеты университета. Вы только представьте - в этом месте 900 лет люди получают образование! Традиция несения света в человеческие умы имеет здесь просто фантастическую историческую протяженность!
И какое добротное здание построено для духовной семинарии!
Сам монастырь, как считается, основан неким Антонием Римлянином в 1117 году. Кто это был, никто не знает, из исторических источников мы знаем о нем лишь то, что он правда тут был - и ничего больше. Предание, написанное через много веков после его смерти, повествует, что он был из Рима, опираясь на его прозвище , но на самом деле римлянами часто звали жителей Восточной Римской империи, то-есть Византии (слово Византия в те времена вообще не существовало, это поздний исторический термин). Кроме того, могли так называть и выходца из Священной Римской империи германской нации, в общем - иностранец был, который пришел в эти края, а потом основал здесь монастырь
Собор Рождества Богородицы заложен тогда же, он построен в 1117-1119 годы, то-есть ему 900 лет! Это один из древнейших каменных храмов России! И как же люди о нем не знают, не заходят в это древнее и интереснейшее место? Ну что ж, я постараюсь немного это исправить, расссказывая о нем, и может кто-то, прочитав мой блог, сюда потом приедет.
Про Антония нет никаких фактов, а есть лишь поздние легенды, совершенно фантастические. Например, что он приплыл в Новгород на плоском камне. Это , пожалуй, покруче Иисуса, ходившего по воде. Но намного интереснее сведения о Кирике Новгородце (1110-1158), что жил в этом монастыре в том же веке - о нем мы знаем намного больше. Это был первый русский математик, человек очень способный, образованный, с мощным умом. Он оставил после себя литературные труды, которые хорошо дают представление о том, насколько богатой была интеллектуальная и духовная жизнь в Новгороде в 12 веке.
Для многих Древняя Русь - это эпоха, когда люди ходили в шкурах, жили в норах, не умели читать и писать, и лишь рассказывали друг другу народные сказки,. но это - совершенно не так! В Новгороде в это время был высочайший уровень грамотности, намного больший, чем в России времен Романовых, люди писали литературные труды, занимались философскими размышлениями, а Кирик Новгородец делал математические вычисления высочайшего уровня сложности. Например, он - без всяких там калькуляторов - оперировал числами вроде таких: "А седьмых дробных часиков в одном дне 937 500, столько же и в ночи. Больше же этого не бывает, то есть от седьмых дробных ничего не получается." (дробный часик - это какая-то доля секунды, которую он считал мельчайшей единицей времени, которую способен воспринять человек).
Церковь Сретения Господня, 1533 год. Внутри помещения университета
Кирик Новгородец оставил интереснейшие записи его диалогов с новгородским архиепископом Нифонтом. Как принято писать, " он задавал острые и неудобные вопросы". На деле же у меня сложилось впечатление, что умный и образованный Кирик выступает в роли темного и мракобесного простолюдина, излагая его восприятие мира, а тоже умный и образованный Нифонт ( сравнивая его с современными деятелями вроде Гундяева или Шевкунова, испытываешь лишь горечь, что спустя 900 лет наша церковь ушла совсем не туда...) отвечает ему, разбивая в пух и прах предрассудки, или давая вроде бы религиозные советы, которые на самом деле очень практичны и умны.
Например, начинаются диалоги с обсуждения такой бытовухи - что делать, если во время причастия человек возьмет и сблюет? Нифонт говорит, что если от обжорства, то наказать 40-дневным церковным наказанием, заставив поститься, а если от болезни, то строго не наказывать, но пусть 3 дня посидит на хлебе и воде. То-есть, советует то же, что любой современный врач - если вышел из строя желудок, то поголодай, посиди на диете, чтоб внутри все успокоилось. Ну а обжирающемуся посидеть месяцок на легкой пище без жирного и мясного тоже очень даже полезно.
Немало роли отводится и обсуждению вопросов сексуальной жизни. Нифонт вовсе не призывает воздерживаться, а все строго регламентирует:
"Попу бельцу, бывшему со своей женой за день до службы, можно служить, ополоснувшись до пояса, а не кланявшесь и не мывшись. Если поп захочет служить в воскресенье и во вторник, может совокупиться между днями, порану в понедельник быв со своей женой, и в тот день пусть не входит в алтарь"
Кирик вопрошает далее :
"Спрашивал я, стоит ли давать причастие тому, кто в Великий Пост соединяется со своей женой.
Разгневался Нифонт: Неужели вы учите сказал,воздерживаться во время Поста от женщин? Грех ваш в этом
Я сказал:Написано, владыко, в уставе белого духовенства, что хорошо бы; соблюдать, ведь это Христов Пост. Если же не могут, то в первую неделю или в последнюю . И Феодос, сказано, от митрополита услышав, так написал
Так не написал, сказал Нифонт , ни митрополит, ни Феодос. "
Кирик мучает Нифонта глупыми вопросами , прикидываясь простачком, Нифонт сердится, но отвечает, а Кирик записывает все его ответы. И здесь мы видим противоречие мракобесия , безграмотности, необразованности - и настоящего православия, которое вовсе не учит тому, что люди себе придумывают на местах. Например, Кирик спрашивает, что вот говорят, что если ляжешь с женой накануне воскресенья, то ребенок родится блудником, вором или трусом. Многие люди ведь думают, что если ребенок рожден во грехе, без брака, или зачат в церковный праздник, то это повлияет на его судьбу. Нифонт сердится, говорит, что все это глупости, и если какие книги такое пишут - то их надо сжечь.
Итак, перед нами древний собор, которому 900 лет. Здесь и трудился один из помощников новгородского архиепископа, математик, писатель, дипломат и священник Кирик.
Внутри собора есть роспись как 19 века, так и самая первая, 1125 года. Храм работает как музей, туда можно прийти за плату всего в 100 рублей, чтоб на все это полюбоваться. Мне кажется, что это будет полезно и интересно любому человеку. Тем более, что тут тихо, спокойно, нет ни толп туристов, ни толп паломников, и никто не мешает фотографировать. Можно спокойно ходить между стен древнейшего храма, разглядывая все внимательно , и делая фотографии.
Внутри строго следят за поддержанием нужных климатических условий, чтоб сберечь фрески
Сегодня я сделаю так, как обычно в своем журнале не делаю - перестану писать , и просто покажу дальше фотографии. Потому что иногда надо просто смотреть, ни на что не отвлекаясь...Это тот самый случай. Зрительные образы здесь важнее любого текста. Итак, автор с вами на этом прощается - и приглашает просто посмотреть фотографии храма. Приятного просмотра!
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
Туристический клуб "Восемь Врат" (Петербург): https://vk.com/club17791063
Наш маршрут лежал от самой дальней части города - Деревяницкого монастыря, откуда мы должны были прийти в центр, чтоб вернуться пешком к вокзалу, где нас вечером ждал поезд в Петербург. Дорога до Антониева монастыря заняла примерно час, зимой особо не разгонишься, особенно когда фотографируешь по пути. Сам он расположен среди современных кварталов, окруженный корпусами Новгородского Университета, носящего светлое имя Ярослава Мудрого (что вызывает к Новгороду большое уважение).
Первым показалось вдали здание библиотеки духовной семинарии, построенное примерно в 1780 году. Здесь надо сразу отметить очень важную роль монастыря для города. Если обычно я рассказываю про монастыри, что это были мощные крепости на границах, а также административные и торговые центры какой-либо области , то Антониев монастырь занимался просвещением и образованием. Причем с момента своего возникновения - в 12 веке - и по сей день, потому что здесь расположены в корпусах гуманитарные факультеты университета. Вы только представьте - в этом месте 900 лет люди получают образование! Традиция несения света в человеческие умы имеет здесь просто фантастическую историческую протяженность!
И какое добротное здание построено для духовной семинарии!
Сам монастырь, как считается, основан неким Антонием Римлянином в 1117 году. Кто это был, никто не знает, из исторических источников мы знаем о нем лишь то, что он правда тут был - и ничего больше. Предание, написанное через много веков после его смерти, повествует, что он был из Рима, опираясь на его прозвище , но на самом деле римлянами часто звали жителей Восточной Римской империи, то-есть Византии (слово Византия в те времена вообще не существовало, это поздний исторический термин). Кроме того, могли так называть и выходца из Священной Римской империи германской нации, в общем - иностранец был, который пришел в эти края, а потом основал здесь монастырь
Собор Рождества Богородицы заложен тогда же, он построен в 1117-1119 годы, то-есть ему 900 лет! Это один из древнейших каменных храмов России! И как же люди о нем не знают, не заходят в это древнее и интереснейшее место? Ну что ж, я постараюсь немного это исправить, расссказывая о нем, и может кто-то, прочитав мой блог, сюда потом приедет.
Про Антония нет никаких фактов, а есть лишь поздние легенды, совершенно фантастические. Например, что он приплыл в Новгород на плоском камне. Это , пожалуй, покруче Иисуса, ходившего по воде. Но намного интереснее сведения о Кирике Новгородце (1110-1158), что жил в этом монастыре в том же веке - о нем мы знаем намного больше. Это был первый русский математик, человек очень способный, образованный, с мощным умом. Он оставил после себя литературные труды, которые хорошо дают представление о том, насколько богатой была интеллектуальная и духовная жизнь в Новгороде в 12 веке.
Для многих Древняя Русь - это эпоха, когда люди ходили в шкурах, жили в норах, не умели читать и писать, и лишь рассказывали друг другу народные сказки,. но это - совершенно не так! В Новгороде в это время был высочайший уровень грамотности, намного больший, чем в России времен Романовых, люди писали литературные труды, занимались философскими размышлениями, а Кирик Новгородец делал математические вычисления высочайшего уровня сложности. Например, он - без всяких там калькуляторов - оперировал числами вроде таких: "А седьмых дробных часиков в одном дне 937 500, столько же и в ночи. Больше же этого не бывает, то есть от седьмых дробных ничего не получается." (дробный часик - это какая-то доля секунды, которую он считал мельчайшей единицей времени, которую способен воспринять человек).
Церковь Сретения Господня, 1533 год. Внутри помещения университета
Кирик Новгородец оставил интереснейшие записи его диалогов с новгородским архиепископом Нифонтом. Как принято писать, " он задавал острые и неудобные вопросы". На деле же у меня сложилось впечатление, что умный и образованный Кирик выступает в роли темного и мракобесного простолюдина, излагая его восприятие мира, а тоже умный и образованный Нифонт ( сравнивая его с современными деятелями вроде Гундяева или Шевкунова, испытываешь лишь горечь, что спустя 900 лет наша церковь ушла совсем не туда...) отвечает ему, разбивая в пух и прах предрассудки, или давая вроде бы религиозные советы, которые на самом деле очень практичны и умны.
Например, начинаются диалоги с обсуждения такой бытовухи - что делать, если во время причастия человек возьмет и сблюет? Нифонт говорит, что если от обжорства, то наказать 40-дневным церковным наказанием, заставив поститься, а если от болезни, то строго не наказывать, но пусть 3 дня посидит на хлебе и воде. То-есть, советует то же, что любой современный врач - если вышел из строя желудок, то поголодай, посиди на диете, чтоб внутри все успокоилось. Ну а обжирающемуся посидеть месяцок на легкой пище без жирного и мясного тоже очень даже полезно.
Немало роли отводится и обсуждению вопросов сексуальной жизни. Нифонт вовсе не призывает воздерживаться, а все строго регламентирует:
"Попу бельцу, бывшему со своей женой за день до службы, можно служить, ополоснувшись до пояса, а не кланявшесь и не мывшись. Если поп захочет служить в воскресенье и во вторник, может совокупиться между днями, порану в понедельник быв со своей женой, и в тот день пусть не входит в алтарь"
Кирик вопрошает далее :
"Спрашивал я, стоит ли давать причастие тому, кто в Великий Пост соединяется со своей женой.
Разгневался Нифонт: Неужели вы учите сказал,воздерживаться во время Поста от женщин? Грех ваш в этом
Я сказал:Написано, владыко, в уставе белого духовенства, что хорошо бы; соблюдать, ведь это Христов Пост. Если же не могут, то в первую неделю или в последнюю . И Феодос, сказано, от митрополита услышав, так написал
Так не написал, сказал Нифонт , ни митрополит, ни Феодос. "
Кирик мучает Нифонта глупыми вопросами , прикидываясь простачком, Нифонт сердится, но отвечает, а Кирик записывает все его ответы. И здесь мы видим противоречие мракобесия , безграмотности, необразованности - и настоящего православия, которое вовсе не учит тому, что люди себе придумывают на местах. Например, Кирик спрашивает, что вот говорят, что если ляжешь с женой накануне воскресенья, то ребенок родится блудником, вором или трусом. Многие люди ведь думают, что если ребенок рожден во грехе, без брака, или зачат в церковный праздник, то это повлияет на его судьбу. Нифонт сердится, говорит, что все это глупости, и если какие книги такое пишут - то их надо сжечь.
Итак, перед нами древний собор, которому 900 лет. Здесь и трудился один из помощников новгородского архиепископа, математик, писатель, дипломат и священник Кирик.
Внутри собора есть роспись как 19 века, так и самая первая, 1125 года. Храм работает как музей, туда можно прийти за плату всего в 100 рублей, чтоб на все это полюбоваться. Мне кажется, что это будет полезно и интересно любому человеку. Тем более, что тут тихо, спокойно, нет ни толп туристов, ни толп паломников, и никто не мешает фотографировать. Можно спокойно ходить между стен древнейшего храма, разглядывая все внимательно , и делая фотографии.
Внутри строго следят за поддержанием нужных климатических условий, чтоб сберечь фрески
Сегодня я сделаю так, как обычно в своем журнале не делаю - перестану писать , и просто покажу дальше фотографии. Потому что иногда надо просто смотреть, ни на что не отвлекаясь...Это тот самый случай. Зрительные образы здесь важнее любого текста. Итак, автор с вами на этом прощается - и приглашает просто посмотреть фотографии храма. Приятного просмотра!
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
Туристический клуб "Восемь Врат" (Петербург): https://vk.com/club17791063
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]