Ташкентская магистраль. Часть 0: Саксаульск - Соль-Илецк
27.12.2018 1 037 0 +1 varandej

Ташкентская магистраль. Часть 0: Саксаульск - Соль-Илецк

---
+1
В закладки
Ташкентская магистраль. Часть 0: Саксаульск - Соль-Илецк здесь, Актюбинск, почти, через, степи, Казахстане, области, Казахстана, километров, город, поезд, время, вокзал, Новый, станции, после, Казахстан, дороги, железной, теперь


Одно из моих любимых мест в Казахстане, да и не только в Казахстане - это Оренбургско-Ташкентская магистраль, проложенная в 1901-05 годах сквозь кочевничьи степи и впервые связавшая Туркестан с Россией напрямик: прежде туда попадали паромом через Каспий. В безлюдной степи вырос едва ли не лучший ансамбль царской железнодорожной архитектуры, а отсутствие войн с тяжёлым оружием способствовало уникальной сохранности этого ансамбля. Тут есть как шедевры вокзальной архитектуры вроде Туркестана или Арыси, так и множество колоритный деталей вроде деревянных градирен. А к этому стоит добавить пейзажи пустынь и оазисов, верблюжьи стада у путей, древние городища, новые урановые рудники, а если очень повезёт - то ещё и ракета взлетит над Байконуром... В 2013 году я написал об этой железной дороге в 3 частях (Саксаульская - Приаралье. || Казалинск - Кызылорда. || Кызылорда - Туркестан), в 2015-м дописал четвёртую - про станцию Арысь у развилки с Турксибом. И так как общее направление рассказа с запада на восток, сейчас дополню его не пятой, а нулевой частью - об увиденном лишь в 2018 году западном участке в Актюбинской области, который прежде я всегда проезжал по ночам.

Показанный в прошлой части старинный Казалинск - он, конечно, ворота Туркестана. Но для меня, после посещения Байконура, эти ворота стали не входом, а выходом - в этот раз и двигаться будем в сторону Оренбурга, а не Ташкента.

Вводный кадр был снят в Аральске - из Казалинска я по-быстрому скатался в Жезказган по новой железной дороге, и расписание поездов выходило таким, что для пересадки лучше всего годился Аральск. Сам этот город, жутковатый порт пересохшего моря, я посещал в 2013 году, но в этот раз внёс в старый пост несколько новых фотографий. В Аральске, сев в вагон поезд Алма-Ата - Уральск (другие мне не годились), я задремал почти сразу, а проснулся на также мне уже знакомой (см. ссылки в первом абзаце) станции Саксаульская. Теперь она узловая - именно здесь Новый Шёлковый путь длиной 516 километров уходит на восток к Жезказгану.

1а.
Ташкентская магистраль. Часть 0: Саксаульск - Соль-Илецк здесь, Актюбинск, почти, через, степи, Казахстане, области, Казахстана, километров, город, поезд, время, вокзал, Новый, станции, после, Казахстан, дороги, железной, теперь


Саксаульск, как и прежде - верблюжья столица:

2.
Ташкентская магистраль. Часть 0: Саксаульск - Соль-Илецк здесь, Актюбинск, почти, через, степи, Казахстане, области, Казахстана, километров, город, поезд, время, вокзал, Новый, станции, после, Казахстан, дороги, железной, теперь


Вдали под марсианского вида горами - кустарный кирпичный завод. Такие в Средней Азии постоянно появляются в самых неожиданных местах и так же быстро исчезают, словно их никогда не было.

3.
Ташкентская магистраль. Часть 0: Саксаульск - Соль-Илецк здесь, Актюбинск, почти, через, степи, Казахстане, области, Казахстана, километров, город, поезд, время, вокзал, Новый, станции, после, Казахстан, дороги, железной, теперь


Ещё какая-то станция. Понемногу мы входим в места, которые при свете дня видеть мне ещё не доводилось:

4.
Ташкентская магистраль. Часть 0: Саксаульск - Соль-Илецк здесь, Актюбинск, почти, через, степи, Казахстане, области, Казахстана, километров, город, поезд, время, вокзал, Новый, станции, после, Казахстан, дороги, железной, теперь


Те участки Ташкентской магистрали в Кызылординской и Южно-Казахстанской (теперь Туркестанской) областях, что я показывал в 2013-м, проходили по территории дореволюционной Сырдарьинской области. Они служили финишной прямой к генерал-губернаторскому Ташкенту, и на отделку вокзалов, этаких витрин принесённого русскими прогресса, там не скупились. Предстоящая часть в нынешней Актюбинской области проходила через Тургайскую область, столь пустую и бедную, что даже администрация её располагалась в Оренбурге "за неимением надлежащего города" и лишь в начале ХХ века переехала в Кустанай. Поэтому вокзальной архитектурой эта часть дороги бедна, но зато весьма интересна природой. Вот и часа через полтора после Саксаульской поезд пересекает Малые Барсуки:

5.
Ташкентская магистраль. Часть 0: Саксаульск - Соль-Илецк здесь, Актюбинск, почти, через, степи, Казахстане, области, Казахстана, километров, город, поезд, время, вокзал, Новый, станции, после, Казахстан, дороги, железной, теперь


Это самая настоящая песчаная пустыня, или вернее гряда, тянущаяся сквозь глиняные пустоши километров на 60-70:

6.
Ташкентская магистраль. Часть 0: Саксаульск - Соль-Илецк здесь, Актюбинск, почти, через, степи, Казахстане, области, Казахстана, километров, город, поезд, время, вокзал, Новый, станции, после, Казахстан, дороги, железной, теперь


Но - поперёк железной дороги, а ширина песков совсем не велика - 6-7 километров, так что Малые Барсуки легко вовсе не заметить, забыв вовремя посмотреть в окно.

7.
Ташкентская магистраль. Часть 0: Саксаульск - Соль-Илецк здесь, Актюбинск, почти, через, степи, Казахстане, области, Казахстана, километров, город, поезд, время, вокзал, Новый, станции, после, Казахстан, дороги, железной, теперь


В основном же ландшафты тут точнее всего характеризует слово "полупустыня" - по осени они больше похожи на пустыню, а по весне - на степь:

8.
Ташкентская магистраль. Часть 0: Саксаульск - Соль-Илецк здесь, Актюбинск, почти, через, степи, Казахстане, области, Казахстана, километров, город, поезд, время, вокзал, Новый, станции, после, Казахстан, дороги, железной, теперь


Типичный для Казахстана буранный полустанок, где "поезда шли с востока на запад и с запада на восток..."

9.
Ташкентская магистраль. Часть 0: Саксаульск - Соль-Илецк здесь, Актюбинск, почти, через, степи, Казахстане, области, Казахстана, километров, город, поезд, время, вокзал, Новый, станции, после, Казахстан, дороги, железной, теперь


Примета любого казахского уголка, хоть в самом Казахстане, хоть в России, хоть в Монголии - некрополи, городки мавзолеев на кладбищах:

9а.
Ташкентская магистраль. Часть 0: Саксаульск - Соль-Илецк здесь, Актюбинск, почти, через, степи, Казахстане, области, Казахстана, километров, город, поезд, время, вокзал, Новый, станции, после, Казахстан, дороги, железной, теперь


Травянистая, хоть пока ещё и сухая степь (это название ландшафта) с каждым километром оттесняет полупустыню:

10.
Ташкентская магистраль. Часть 0: Саксаульск - Соль-Илецк здесь, Актюбинск, почти, через, степи, Казахстане, области, Казахстана, километров, город, поезд, время, вокзал, Новый, станции, после, Казахстан, дороги, железной, теперь


А затем вдруг снова начинаются пески:

11.
Ташкентская магистраль. Часть 0: Саксаульск - Соль-Илецк здесь, Актюбинск, почти, через, степи, Казахстане, области, Казахстана, километров, город, поезд, время, вокзал, Новый, станции, после, Казахстан, дороги, железной, теперь


Если то были Малые, то это уже Большие Барсуки - такая же гряда, по степи тянущаяся на сотню километров, а поперёк железной дороги - на 10-15. Ехавшие со мной интеллигентные казашки из Алма-Аты, с удовольствием слушавшие про Байконур и другие путешествия, заранее мне говорили о "лесе". Лесом они называли сосновые рощи, которые, по их словам, тут "всем Союзом высаживали". В других местах пишут, что эти посадки делались для закрепления песков ещё в начале ХХ века, чтобы пески не наползли на магистраль:

12.
Ташкентская магистраль. Часть 0: Саксаульск - Соль-Илецк здесь, Актюбинск, почти, через, степи, Казахстане, области, Казахстана, километров, город, поезд, время, вокзал, Новый, станции, после, Казахстан, дороги, железной, теперь


В принципе у царских лесоводов перед глазами был пример Куршской косы, которую немцы в 18 веке превратили в песчаную пустыню, а к началу ХХ вновь восстановили на ней лес. А возможно здешние посадки с годами зачахли и ударно восстанавливались в позднесоветское время, на памяти моих спутниц. Сосны посреди барханов смотрятся потрясающе и как-то совершенно не по-среднеазиатски:

13.
Ташкентская магистраль. Часть 0: Саксаульск - Соль-Илецк здесь, Актюбинск, почти, через, степи, Казахстане, области, Казахстана, километров, город, поезд, время, вокзал, Новый, станции, после, Казахстан, дороги, железной, теперь


Сразу за Большими Барсуками встречает городок (28 тыс. жителей) Шалкар (по-русски правильнее Челкар, конечно, но казахские названия иногда звучнее):

14.
Ташкентская магистраль. Часть 0: Саксаульск - Соль-Илецк здесь, Актюбинск, почти, через, степи, Казахстане, области, Казахстана, километров, город, поезд, время, вокзал, Новый, станции, после, Казахстан, дороги, железной, теперь


Как и Аральск, и Казалинск, Челкар был основан в 1903 году как станция Ташкентской магистрали. Её посёлок уже к 1928 году разросся до города, но железнодорожным узлом стал только сейчас - ненадолго сливаясь со старой магистралью, Новый Шёлковый путь здесь вновь ответвляется - теперь на запад в Бейнеу линией длиной 496 километров и далее через Новый Узень на Туркменистан и Иран. Общая длина магистрали, проложенной в 2012-15 годах - 1036 километров, и это безусловно крупнейшая железнодорожная стройка постсоветского пространства с тех пор, как стало оно постсоветским.

15.
Ташкентская магистраль. Часть 0: Саксаульск - Соль-Илецк здесь, Актюбинск, почти, через, степи, Казахстане, области, Казахстана, километров, город, поезд, время, вокзал, Новый, станции, после, Казахстан, дороги, железной, теперь


Вокзал в Шалкаре не так зрелищен, как в Казалинске или даже Аральске, но для окружающей пустоты весьма хорош:

16.
Ташкентская магистраль. Часть 0: Саксаульск - Соль-Илецк здесь, Актюбинск, почти, через, степи, Казахстане, области, Казахстана, километров, город, поезд, время, вокзал, Новый, станции, после, Казахстан, дороги, железной, теперь


На перекрёстке у вокзала - по-азиатски шумный центр жизни городка:

17.
Ташкентская магистраль. Часть 0: Саксаульск - Соль-Илецк здесь, Актюбинск, почти, через, степи, Казахстане, области, Казахстана, километров, город, поезд, время, вокзал, Новый, станции, после, Казахстан, дороги, железной, теперь


Здесь была Покровская церковь, почти такая же, как в Казалинске:

18а.
Ташкентская магистраль. Часть 0: Саксаульск - Соль-Илецк здесь, Актюбинск, почти, через, степи, Казахстане, области, Казахстана, километров, город, поезд, время, вокзал, Новый, станции, после, Казахстан, дороги, железной, теперь


И тоже переделанная в ДК Железнодорожников имени Ленина, который впрочем тут заметно другой:

18.
Ташкентская магистраль. Часть 0: Саксаульск - Соль-Илецк здесь, Актюбинск, почти, через, степи, Казахстане, области, Казахстана, километров, город, поезд, время, вокзал, Новый, станции, после, Казахстан, дороги, железной, теперь


Самое дальнее здание путейского ансамбля -  школа:

19.
Ташкентская магистраль. Часть 0: Саксаульск - Соль-Илецк здесь, Актюбинск, почти, через, степи, Казахстане, области, Казахстана, километров, город, поезд, время, вокзал, Новый, станции, после, Казахстан, дороги, железной, теперь


А путейские дома тянутся вдоль перрона:

20.
Ташкентская магистраль. Часть 0: Саксаульск - Соль-Илецк здесь, Актюбинск, почти, через, степи, Казахстане, области, Казахстана, километров, город, поезд, время, вокзал, Новый, станции, после, Казахстан, дороги, железной, теперь


Интеллигентные алматинки в Шалкаре покинули вагон, и теперь моей соседкой стала почти кубическая казахская баба с аула, из-за огромного размера, непроницаемого выражения лица и копошившихся вокруг детишек похожая на медведицу. Впрочем, в общей суровости чувствовалось что-то доброе, да и дети вели себя хорошо. Периодически она раскатисто рыгала - пардон за неаппетитную подробность, но в Средней Азии у мужчин это как будто бы и не считается неприличным, да и немолодые женщины такое себе частенько позволяют. Зато баба была так занята детьми, что я в коем-то веке мог отдохнуть от постоянных и невыносимо одинаковых разговоров.

21а.
Ташкентская магистраль. Часть 0: Саксаульск - Соль-Илецк здесь, Актюбинск, почти, через, степи, Казахстане, области, Казахстана, километров, город, поезд, время, вокзал, Новый, станции, после, Казахстан, дороги, железной, теперь


На кадре выше - станция Биршогыр (Бер-Чагур), и я не помню, сохранился ли на ней тот красивый вокзал с дореволюционной фотографии. За Биршогыром степь начинается идти волнами и складками, а поезд ощутимо набирает высоту.

21.
Ташкентская магистраль. Часть 0: Саксаульск - Соль-Илецк здесь, Актюбинск, почти, через, степи, Казахстане, области, Казахстана, километров, город, поезд, время, вокзал, Новый, станции, после, Казахстан, дороги, железной, теперь


За увалами тут и там проглядывают рудники и карьеры:

22.
Ташкентская магистраль. Часть 0: Саксаульск - Соль-Илецк здесь, Актюбинск, почти, через, степи, Казахстане, области, Казахстана, километров, город, поезд, время, вокзал, Новый, станции, после, Казахстан, дороги, железной, теперь


А рабочие посёлки тут чрезвычайно живописны:

23.
Ташкентская магистраль. Часть 0: Саксаульск - Соль-Илецк здесь, Актюбинск, почти, через, степи, Казахстане, области, Казахстана, километров, город, поезд, время, вокзал, Новый, станции, после, Казахстан, дороги, железной, теперь


В том числе обилием ретро-техники:

24.
Ташкентская магистраль. Часть 0: Саксаульск - Соль-Илецк здесь, Актюбинск, почти, через, степи, Казахстане, области, Казахстана, километров, город, поезд, время, вокзал, Новый, станции, после, Казахстан, дороги, железной, теперь


В какие-то моменты я даже не мог отделаться от ощущения, что мы в Монголии - для полного сходства не хватает разве что юрт в самых неожиданных местах:

25.
Ташкентская магистраль. Часть 0: Саксаульск - Соль-Илецк здесь, Актюбинск, почти, через, степи, Казахстане, области, Казахстана, километров, город, поезд, время, вокзал, Новый, станции, после, Казахстан, дороги, железной, теперь


Помимо Полярного, Приполярного, Северного, Среднего и Южного Уралов в "хребет России" входят ещё два звена - в северных тундрах кряж Пай-Хой, в южных степях - кряж Мугоджары. Безлесный покатый Наиюжнейший Урал я когда-то уже пересекал на маршрутке из Орска в Актюбинск, но здесь он живописнее и выше. Вот, если я не ошибаюсь, двойной Боктыбай - высшая точка Мугоджар (657м):

26.
Ташкентская магистраль. Часть 0: Саксаульск - Соль-Илецк здесь, Актюбинск, почти, через, степи, Казахстане, области, Казахстана, километров, город, поезд, время, вокзал, Новый, станции, после, Казахстан, дороги, железной, теперь


Привычные у железных дорог Казахстана перемётные изгороди тут почему-то стоят лабиринтами:

26а.
Ташкентская магистраль. Часть 0: Саксаульск - Соль-Илецк здесь, Актюбинск, почти, через, степи, Казахстане, области, Казахстана, километров, город, поезд, время, вокзал, Новый, станции, после, Казахстан, дороги, железной, теперь


Фактически, именно Мугоджары служат границей Европы и Азии, а так как дальше они тихо растворяются в степи, от кряжа границу проводят по Эмбе (по-казахски Жем) - маленькой степной речке, лишь по высокой воде доходящей до Каспийского моря. С Мугоджар поезд спускается в её долину:

27.
Ташкентская магистраль. Часть 0: Саксаульск - Соль-Илецк здесь, Актюбинск, почти, через, степи, Казахстане, области, Казахстана, километров, город, поезд, время, вокзал, Новый, станции, после, Казахстан, дороги, железной, теперь


В 1959-63 годах здесь был построен 11-й полигон Минобороны. Полигонами страна степей, надо заметить, вообще весьма богата: на Семипалатинском полигоне испытывались атомные бомбы, на островах Аральского моря - бактериологическое оружие, на Сары-Шагане по сей день испытываются ракеты "на приём" (запускают их с Капустина Яра в Астраханской области) и средства противоракетной обороны, и даже Байконур по изначальному замыслу строился как полигон для испытания ракет "на отправку", лишь постепенно эволюционировавший в космодром. Эмба-5 на их фоне смотрится безобидно - здесь испытывали всего лишь средства ПВО и порой проводили учения. После распада СССР полигон остался за Россией, но фактически испытания были перенесены в Капустин Яр, Россия полигоном почти не пользовалась и в 2017 году, расплатившись, передала его Казахстану. Теперь в 12 километрах друг от друга в степи стоят два города с одинаковыми названиями на разных языках. Посёлок полигона в 2000 году стал самым маленьким в Казахстане (1,7 тыс. жителей) городом Жем, а посёлок при станции ещё в 1967-м сделался городом Эмба (12 тыс. жителей):

28.
Ташкентская магистраль. Часть 0: Саксаульск - Соль-Илецк здесь, Актюбинск, почти, через, степи, Казахстане, области, Казахстана, километров, город, поезд, время, вокзал, Новый, станции, после, Казахстан, дороги, железной, теперь


Впрочем, вот этот корпус гораздо старше - значение этой железной дороги резко выросло в войну, особенно во время Сталинградской битвы:

29.
Ташкентская магистраль. Часть 0: Саксаульск - Соль-Илецк здесь, Актюбинск, почти, через, степи, Казахстане, области, Казахстана, километров, город, поезд, время, вокзал, Новый, станции, после, Казахстан, дороги, железной, теперь


Станция названа по реке, поэтому для русских Эмба, а официально - Жем:

30.
Ташкентская магистраль. Часть 0: Саксаульск - Соль-Илецк здесь, Актюбинск, почти, через, степи, Казахстане, области, Казахстана, километров, город, поезд, время, вокзал, Новый, станции, после, Казахстан, дороги, железной, теперь


И вокзал, и водонапорка - оба типовые для актюбинской части магистрали:

31.
Ташкентская магистраль. Часть 0: Саксаульск - Соль-Илецк здесь, Актюбинск, почти, через, степи, Казахстане, области, Казахстана, километров, город, поезд, время, вокзал, Новый, станции, после, Казахстан, дороги, железной, теперь


А сам Эмба уже в начале июня выглядела почти сухой, так что покажу лишь явно дореволюционный фермовый мост над её заросшим руслом:

32.
Ташкентская магистраль. Часть 0: Саксаульск - Соль-Илецк здесь, Актюбинск, почти, через, степи, Казахстане, области, Казахстана, километров, город, поезд, время, вокзал, Новый, станции, после, Казахстан, дороги, железной, теперь


Пейзаж по возвращении в Европу становится каким-то уж совсем унылым - ни живописных холмов, ни ошеломляющего масштаба плоскости. Да и меня стало чаще клонить в сон, так что между станциями я почти не делал фотографий. Вот разве что какой-то типовой вокзал в почти аутентичном облике:

33.
Ташкентская магистраль. Часть 0: Саксаульск - Соль-Илецк здесь, Актюбинск, почти, через, степи, Казахстане, области, Казахстана, километров, город, поезд, время, вокзал, Новый, станции, после, Казахстан, дороги, железной, теперь


Есть такой вокзальчик и на станции Кандагач в одноимённом городе (34 тыс. жителей). У поезда здесь была самая долгая стоянка:

34.
Ташкентская магистраль. Часть 0: Саксаульск - Соль-Илецк здесь, Актюбинск, почти, через, степи, Казахстане, области, Казахстана, километров, город, поезд, время, вокзал, Новый, станции, после, Казахстан, дороги, железной, теперь


Но смотреть здесь реально не на что, и даже основной вокзал выглядит унылой коробкой. Скорее всего, первоначально Кандагач был второстепенной станцией, а то и полустанком у разъезда. В 1944 году здесь прошла линия Орск-Гурьев (ныне Атырау), задуманная явно для вывоза каспийской нефти в обход Сталинграда. Но Сталинград выстоял, фронт к моменту окончания стройки был уже где-то в Беларуси, но стройка продолжилась и железная дорога осталась. В 1967 году Кандагач стал городом Октябрьском, и видимо тогда же был построен вокзал. А казахское название сюда вернулось в 1996 году:

35.
Ташкентская магистраль. Часть 0: Саксаульск - Соль-Илецк здесь, Актюбинск, почти, через, степи, Казахстане, области, Казахстана, километров, город, поезд, время, вокзал, Новый, станции, после, Казахстан, дороги, железной, теперь


От Кандагача уже рукой подать до Актюбинска: по меркам Казахстана 80 километров - ничто! Актюбинск в Казахстане по населению пятый после Алма-Аты, Астаны, Чимкента и Караганды, но я привык воспринимать его как третий - потому что это главный город Западного Казахстана, исторического Младешго жуза, казахского Дикого Запада. Отделённый безлюдной степью от остальной страны, он нависает над Уральском, Атырау и Актау как до недавнего времени Хабаровск над Дальним Востоком. Актюбинск встречал меня и в 2012-м по пути к краху на Джунгарских воротах, и в 2013-м по пути за реваншем и красотами Киргизии, и в 2018-м по дороге на Байконур, а в 2015 я через Актюбинск, напротив, выезжал в Орск.
Вот так выглядел актюбинской вокзал, когда этот город был крошечным уездным центром (2,5 тыс. жителей) Тургайской области:

36а.
Ташкентская магистраль. Часть 0: Саксаульск - Соль-Илецк здесь, Актюбинск, почти, через, степи, Казахстане, области, Казахстана, километров, город, поезд, время, вокзал, Новый, станции, после, Казахстан, дороги, железной, теперь


Вот таким стал в позднесоветское время, когда областной центр Актюбинск вырос в 170 раз:

36.
Ташкентская магистраль. Часть 0: Саксаульск - Соль-Илецк здесь, Актюбинск, почти, через, степи, Казахстане, области, Казахстана, километров, город, поезд, время, вокзал, Новый, станции, после, Казахстан, дороги, железной, теперь


Не знаю точно время постройки этого вокзала, но размер и многолюдие его реально впечатляют. Вид со стороны площади:

37.
Ташкентская магистраль. Часть 0: Саксаульск - Соль-Илецк здесь, Актюбинск, почти, через, степи, Казахстане, области, Казахстана, километров, город, поезд, время, вокзал, Новый, станции, после, Казахстан, дороги, железной, теперь


За время стоянки поезда можно сбегать и к расположенному по соседству, пожалуй, самому примечательному архитектурному памятнику Актюбинска. Это бывший ДК Железнодорожников (1928-29), ныне кинотеатр "Локомотив", редчайший в Казахстане образец конструктивизма:

38.
Ташкентская магистраль. Часть 0: Саксаульск - Соль-Илецк здесь, Актюбинск, почти, через, степи, Казахстане, области, Казахстана, километров, город, поезд, время, вокзал, Новый, станции, после, Казахстан, дороги, железной, теперь


Сам Актюбинск - город не сказать, чтобы очень интересный, но всё же за три приезда (лишь в 2015-м всё свелось к прыжку с поезда на автобус) я успел немало намотать по нему кругов. Актюбинск как бы вывернут наизнанку - от двух исторических центров, - привокзального Старого города на юге и промышленного Жилгородка на севере, - он рос навстречу друг другу, в итоге сомкнувшись у нынешнего парка Назарбаева. Тут есть неплохая сталинская архитектура (особенно в Жилгородке). дореволюционные церковь, элеватор и некоторое количество деревянных домиков (каменных не видел даже путейских!), а вот дореволюционную мечеть я пытался найти в 2013-м году, и не нашёл. То упущение я наверстал в 2018-м, но теперь она уже и не дореволюционная, а новодельная - силуэт старого храма с трудом угадывается...
Вот мои старые посты про Актюбинск (Старый город и парк Назарбаева. || Центр и жилгородок), и в первый из них я добавил полтора десятка новых фотографий 2018 года, в том числе ту самую мечеть.
Здесь же вместо отдельных достопримечательностей покажу странную фишку - хотя ухоженностью Актобе не блещет, особенно после дождя, ЖКХ здесь поставлено на хай-тек! Теперь у каждого дома в Актюбинске (ещё такую систему вроде бы ввели в Кустанае) есть своя интернет-страничка, и наведя телефон на QR-код, жильцы могут получить исчерпывающую информацию о доме и отвечающих за него организациях.

39.
Ташкентская магистраль. Часть 0: Саксаульск - Соль-Илецк здесь, Актюбинск, почти, через, степи, Казахстане, области, Казахстана, километров, город, поезд, время, вокзал, Новый, станции, после, Казахстан, дороги, железной, теперь


А на станции попался непривычный для КТЖ синий поезд с логотипом CNPC на борту. Под этой аббревиатурой скрывается Китайская Национальная Топливная Корпорация, крупнейшая нефтегазовая компания мира с оборотом примерно как весь ВВП Украины (или половина ВВП самого Казахстана). Нефть в Казахстане активно разрабатывают иностранные фирмы-гиганты, причём какие угодно, кроме российских. И надо заметить, именно под руководством китайских "эффективных менеджеров" в 2011 полыхнул Новый Узень. Но начальство явно не поездом ездит...

40.
Ташкентская магистраль. Часть 0: Саксаульск - Соль-Илецк здесь, Актюбинск, почти, через, степи, Казахстане, области, Казахстана, километров, город, поезд, время, вокзал, Новый, станции, после, Казахстан, дороги, железной, теперь


В отличие от нас. Продолжим путь:

41.
Ташкентская магистраль. Часть 0: Саксаульск - Соль-Илецк здесь, Актюбинск, почти, через, степи, Казахстане, области, Казахстана, километров, город, поезд, время, вокзал, Новый, станции, после, Казахстан, дороги, железной, теперь


Мимо буквально довлеющего над Актюбинском здания "АктобеНефтеГаза", в прямой видимости которого стоят автовокзал "Сапар", куда я прибывал из Орска, и ТЦ "Мега", где я менял тенге и покупал сим-карты. Вот оно же из вагонного окна:

42.
Ташкентская магистраль. Часть 0: Саксаульск - Соль-Илецк здесь, Актюбинск, почти, через, степи, Казахстане, области, Казахстана, километров, город, поезд, время, вокзал, Новый, станции, после, Казахстан, дороги, железной, теперь


Со стороны Оренбурга Актюбинск провожает (ну или встречает) величественной промзоной, и если высокие трубы в ней принадлежат ТЭЦ, то всё остальное куда интереснее:

43.
Ташкентская магистраль. Часть 0: Саксаульск - Соль-Илецк здесь, Актюбинск, почти, через, степи, Казахстане, области, Казахстана, километров, город, поезд, время, вокзал, Новый, станции, после, Казахстан, дороги, железной, теперь


Второй по величине город Актюбинской области не случайно называется Хромтау - он стоит на крупнейшем в мире месторождении хрома. Этот чёрный металл (наряду с железом и марганцем) активно используется в различных сплавах, в том числе сверхпрочных, но в природе относительно редок - хоть какой-то добычей хрома располагает менее десятка стран, и Россия, например, его импортирует. По добыче хрома Казахстан занимает второе место в мире после ЮАР (те дают почти половину), это один из важнейших его вкладов в мировое разделение труда наряду с ураном (половина мировой добычи), нефтью (см. Новый Узень), медью (см. Жезказган и Балхаш) и бериллием (в Усть-Каменогорске одно из трёх производств на планете). "Евразийская ресурсная группа" того самого Александра Машкевича, что построил синагогу в Астане, является мировым лидером даже не по добыче хромитов, а по выплавке феррохрома. И вот это производство мирового значения, впервые пущенное в 1942 году, и лежит вдоль дороги из Актюбинска в Оренбург, пугая проезжающих людей густотой своей копоти:

44.
Ташкентская магистраль. Часть 0: Саксаульск - Соль-Илецк здесь, Актюбинск, почти, через, степи, Казахстане, области, Казахстана, километров, город, поезд, время, вокзал, Новый, станции, после, Казахстан, дороги, железной, теперь


45.
Ташкентская магистраль. Часть 0: Саксаульск - Соль-Илецк здесь, Актюбинск, почти, через, степи, Казахстане, области, Казахстана, километров, город, поезд, время, вокзал, Новый, станции, после, Казахстан, дороги, железной, теперь


46.
Ташкентская магистраль. Часть 0: Саксаульск - Соль-Илецк здесь, Актюбинск, почти, через, степи, Казахстане, области, Казахстана, километров, город, поезд, время, вокзал, Новый, станции, после, Казахстан, дороги, железной, теперь


Вырвавшись из промзоны, поезд несётся по степи, самой обычной высокотравной степи, будто бы рядом Чёрное море:

47.
Ташкентская магистраль. Часть 0: Саксаульск - Соль-Илецк здесь, Актюбинск, почти, через, степи, Казахстане, области, Казахстана, километров, город, поезд, время, вокзал, Новый, станции, после, Казахстан, дороги, железной, теперь


Кабы ни мазары на буграх:

48.
Ташкентская магистраль. Часть 0: Саксаульск - Соль-Илецк здесь, Актюбинск, почти, через, степи, Казахстане, области, Казахстана, километров, город, поезд, время, вокзал, Новый, станции, после, Казахстан, дороги, железной, теперь


Да и растительность тут и другая, и простор куда привольнее... Впереди - мост через Илек:

49.
Ташкентская магистраль. Часть 0: Саксаульск - Соль-Илецк здесь, Актюбинск, почти, через, степи, Казахстане, области, Казахстана, километров, город, поезд, время, вокзал, Новый, станции, после, Казахстан, дороги, железной, теперь


Кажется, единственная на всю эту магистраль речка, в которой постоянно есть вода:

50.
Ташкентская магистраль. Часть 0: Саксаульск - Соль-Илецк здесь, Актюбинск, почти, через, степи, Казахстане, области, Казахстана, километров, город, поезд, время, вокзал, Новый, станции, после, Казахстан, дороги, железной, теперь


Последние станции перед границей:

51а.
Ташкентская магистраль. Часть 0: Саксаульск - Соль-Илецк здесь, Актюбинск, почти, через, степи, Казахстане, области, Казахстана, километров, город, поезд, время, вокзал, Новый, станции, после, Казахстан, дороги, железной, теперь


На границе Казахстана, где стоянка два часа:

51б.
Ташкентская магистраль. Часть 0: Саксаульск - Соль-Илецк здесь, Актюбинск, почти, через, степи, Казахстане, области, Казахстана, километров, город, поезд, время, вокзал, Новый, станции, после, Казахстан, дороги, железной, теперь


А первой станцией в России был Ак-Булак, но теперь его проезжают без остановок и в потёмках я даже вокзала не приметил:

52а.
Ташкентская магистраль. Часть 0: Саксаульск - Соль-Илецк здесь, Актюбинск, почти, через, степи, Казахстане, области, Казахстана, километров, город, поезд, время, вокзал, Новый, станции, после, Казахстан, дороги, железной, теперь


Вот и Соль-Илецк в Оренбургской области, где я был в 2009 году. Тут есть курорт на рассольных озёрх (вернее, затопленных соляных карьерах) и пожизненная зона "Чёрный Дельфин", так что сам городок довольно колоритен. Станция Соль-Илецк принадлежит КТЖ - поезда через неё идут либо в Казахстан из России, либо в Казахстан из Казахстана: ещё западнее расположен Уральск, и другого рельсового пути в него нет. Станция Петропавловск на Транссибе, напротив, принадлежит РЖД, и это особенно впечатляет на фоне железных дорог Узбекистана и Таджикистана, где ради обхода границ строились сложнейшие серпантины и длиннейший в бывшем СССР тоннель.
Через Соль-Илецк в 2009-м я впервые вошёл в Казахстан. Теперь настало время выйти:

52.
Ташкентская магистраль. Часть 0: Саксаульск - Соль-Илецк здесь, Актюбинск, почти, через, степи, Казахстане, области, Казахстана, километров, город, поезд, время, вокзал, Новый, станции, после, Казахстан, дороги, железной, теперь


В Казахстан вернуться можно, а в тот период жизни - никогда.

ДРУГИЕ МОИ ПОСТЫ О КАЗАХСТАНЕ - ЗДЕСЬ.
уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]