Почему мы объедаемся на Новый год?
23.12.2018 437 0 0 p-syutkin

Почему мы объедаемся на Новый год?

---
0
В закладки

Когда-то, еще относительно недавно, Рождество в Европе справляли весьма скромно. К этому призывала и церковь. Сейчас Рождество - праздник чревоугодия. Почему?



Почему мы объедаемся на Новый год? Сочельник, праздник, Рождество, сегодня, чревоугодие, вообще, университета, таких, Регенсбургского, общество, времени, застолье, праздника, больше, начале, когда, превратился, многих, обычное, большинству


Предрождественская пора – время кулинарных изысков и наслаждений. Благо выбор велик, и в магазинах, и на рынках настоящий праздник для гурмана. И хотя в отличие от Европы наш Новый год выпадает на пост, но сколько таких постящихся среди нашего населения? Да и вообще все эти зимние праздники постепенно теряют религиозную окраску, превращаясь в обычное семейное или дружеское застолье.

Но когда же такое пиршество стало рождественской традицией? Ведь рождественская еда не всегда была такой роскошной. Любопытные соображения на этот счет я обнаружил в интервью радио DW профессора Регенсбургского университета, культуролога Гунтера Хиршфельдера (Gunther Hirschfelder). Он уверен, что самый соблазнительный из всех грехов праздничного времени – чревоугодие. Или, говоря грубее, - обжорство.



Почему мы объедаемся на Новый год? Сочельник, праздник, Рождество, сегодня, чревоугодие, вообще, университета, таких, Регенсбургского, общество, времени, застолье, праздника, больше, начале, когда, превратился, многих, обычное, большинству


Гунтер Хиршфельдер: Тысячелетиями люди, как отдельно взятые индивидуумы или часть социальной группы, страдали от недоедания. Вплоть до XIX века огромному большинству часто катастрофически не хватало калорий, поэтому полнота, как правило, рассматривалась как достоинство, свидетельство благополучия. Много и хорошо есть – это являлось привилегией людей состоятельных.

Но уже в Древней Греции бытовало представление о том, что умеренность - это достоинство, а чревоугодие - недостаток. Коренной перелом в общественных нормах произошел с морализацией еды в начале XVI века: в эпоху Реформации призыв к воздержанию превратился в культурно-этическую норму. Но вообще на протяжении многих столетий рождественское застолье не считалось чем-то особенным. Предрождественский пост, который католической церковью предписывался до начала ХХ века, но многие соблюдали и позже, прерывался лишь празднованием Дня Святого Николая 6 декабря. Все это время воспринималось как духовная подготовка к Рождеству.



Почему мы объедаемся на Новый год? Сочельник, праздник, Рождество, сегодня, чревоугодие, вообще, университета, таких, Регенсбургского, общество, времени, застолье, праздника, больше, начале, когда, превратился, многих, обычное, большинству


Самым значимым событием в каноне христианских праздников в течение многих веков считалась Пасха. Но к концу XIX века все важнее становились общественные и семейные факторы. Отсюда возросло и значение Рождества. Стали устраивать праздничные застолья. Но в настоящее чревоугодие они превратились только в 1950-е годы.

- "Волна обжорства", наглядным доказательством которой является и статистика (резкое увеличение потребления сахара, мяса и алкоголя), объясняется прежними лишениями военного и послевоенного времени. После начала западногерманского "экономического чуда", как его называют, общество, нацеленное на производство, превратилось в общество потребления.

Рождественские календари с шоколадной "начинкой", в которых за каждым окошечком-днем скрывалась шоколадка, появились в продаже уже в начале XX века. Но из-за последующих войн и экономических кризисов они были недоступны большинству. А сегодня продажа таких календарей, шоколадных Дедов Морозов и других традиционных рождественских товаров начинается уже в конце августа.



Почему мы объедаемся на Новый год? Сочельник, праздник, Рождество, сегодня, чревоугодие, вообще, университета, таких, Регенсбургского, общество, времени, застолье, праздника, больше, начале, когда, превратился, многих, обычное, большинству
Профессор Регенсбургского университета, культуролог и этнолог Гунтер Хиршфельдер

- А раньше на рождественский стол подавали картофельный салат и сосиски...

- Такую еду подавали в Сочельник, поскольку в этот день заканчивался пост. Значит и еда была постная. И только за полночь начинался праздник Святой ночи, когда родился младенец Иисус. С десакрализацией религиозных норм скромную еду сменило праздничное застолье, а салат из сельди превратился в роскошное рыбное ассорти.

Чем больше от нас ускользает духовно-литургический характер праздника, тем больше празднуем мы в Сочельник не рождение Христа, а, скорее, нас самих. Мы находимся на пути от праздника христианского к празднику календарному. Есть, разумеется, и важнейший на сегодня аспект: Сочельник стал самым обязательным днем в году для встречи с родными и близкими.

Ко всему прочему нельзя забывать, что мы живем сегодня в обществе, которое стремится превратить любое мероприятие, любое событие во что-то особенное и неповторимое. Рождество - отличный тому пример. Я сам тогда пью не обычное пиво из стандартного ящика, а какое-нибудь особенное. Выбор же тут практически безграничен.



уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]