Японские субкультуры: история формирования образа гяру.
---
Япония почти всегда была страной, в которой традиционный уклад жизни имел очень важное значение, а смена этого уклада негласно была табуирована. Однако с таким взглядом на жизнь были согласны не все японцы. Конфликт между поколениями отцов и детей породил у вторых желание выделиться и получить независимость, как от своих родителей, так и от традиций.
Особенно сильным это желание было у девушек, ибо, как уже рассказывалось в одной из прошлых статей, их «правильное» поведение и внешность были расписаны особенно четко. Длительные метаморфозы в японском обществе привели к появлению различных субкультур, об одной из которых мы и расскажем, но, обо всем по порядку.
Причина коренных изменений во взглядах японцев кроется во влиянии культуры Запада на традиционное общество. Впервые европейцы прибыли на японские земли еще в XVI веке, и тогда были восприняты очень негативно: португальцы получили прозвище намбандзины (яп. 南蛮人 южные варвары), а представители германских народов — комо (яп. 紅毛 красноволосые).
Европейцы в представлении японцев второй половины XVI века
Одежда и внешность европейцев первое время казалась японцам чем-то неизящным, лишенным красоты, и эстетики, отчего и высмеивалась.
Однако постепенно японская мода стала перенимать западные примочки, что привело к появлению в гардеробе самурая тех времен дзимбаори (яп. 陣羽織, «походная накидка») — жилета без рукавов. Такую версию табарда носили не только знатные самураи, но даймё, и даже сёгуны. Несмотря на то, что с приходом к власти Токугавы, почти все европейцы были изгнаны, среди простого люда остались такие заимствования как короткие брюки матахики (яп. 股引 кальсоны) и короткий плащ каппа (яп. 合羽 водяной).
Дзимбаори
После реставрации Мэйдзи японская мода начала активно вестернизироваться, особенно ярким было постепенное замещение традиционной одежды на западную. В это же время женщины впервые за долгое время почувствовали, что у них есть возможность сломить вековые устои и традиции, связанные с женскими ограничениями.
Так появились Модан гару (яп. モダンガール от англ. modern girl, также «мога»), молодые женщины, следующие западной моде, слушающие джаз и игнорирующие традиционные правила поведения для женщин.
Киёси Кобаякава, «Подвыпившая»
Характерными чертами «современных девушек» была полная финансовая и внутренняя независимость. Они жили на собственные заработки, не находились на попечении семьи, курили, проводили много времени в различных популярных заведениях, тратили много денег, а также имели сексуальную свободу в выборе партнеров.
И, хотя в действительности, численность модан гару была невелика, вокруг этого явления, чуть ли не впервые в Японии, был создан пласт массовой культуры. В новомодных женских журналах это явление рассматривалось как идеальная целевая аудитория для них, а в националистической прессе образ «современных девушек» рассматривался сквозь призму сравнения европейской культуры, подчеркивая такие недостатки как легкомыслие, сексуальная распущенность, эгоизм и подверженность влиянию Запада.
Тлетворное влияние Запада во всей красе
Так или иначе, в начале 30-х годов, из за подъема национализма и экономических трудностей Великой депрессии популярность модан гару сошла на нет, а на их смену пришла идеология рёсай кэмбо (良妻賢母 «хорошие жены и мудрые матери»), а также, уже известная ямато-надэсико.
Снова западные веяния начали распространяться в Японии уже после её поражения во Второй мировой войне. Японская молодежь, чувствуя неудовлетворённость консервативностью традиционной японской культуры, часто посещала район Харадзюку, заселенный американскими семьями, желая приобщиться к западной культуре. Постепенно, к пятидесятым годам Харадзюку стал символом западной культуры, которой начали увлекаться всё больше молодых японцев. Впервые это начало проявляться у гяру, на которых мы и остановимся.
Эстетика ваби-саби в интерьере
Долгое время, опорой японского менталитета и культуры был принцип ваби-саби, опорными столпами которого были эмоциональная сдержанность и меланхолия в поведении. Этот же принцип проявлялся в воспитании. Публичное выражение своих эмоций и чувств считалось недопустимым, желание выделиться также осуждалось, что особенно ярко прослеживалось в принципе «работа для коллектива». Желание молодых девушек перестать жить по этим принципам и повлекло за собой появления субкультуры гяру.
Гяру (яп. ギャル, японская транскрипция gal с искажённого английского слова girl — «девушка»), это популярная субкультура, появившаяся в конце шестидесятых, и достигшая своего пика в девяностых, особенностями которой является легкомысленное поведение, позитивное мышление, любовь к яркой модной одежде, а также особенное, отличающееся от классического представление об идеалах красоты.
Первый номер журнала Popteen (1 октября, 1980 год)
Хоть и гяру появились раньше, считается, что популяризировалось это течение вместе с появлением первого выпуска журнала Popteen в 1980 году, позже ставшего культовым среди японок того времени, учивший быть их сексуальными и привлекательными.
В дальнейшем, на волне популярности появилось множество новых журналов, активно пропагандирующие среди молодых девушек гяру-стиль, такие как egg (яп. エッグ), Ranzuki (яп. ランズキ), Cawaii! (カワイイ!) и другие.
Образ гяру в 70-х и 80-х годах
В середине восьмидесятых годов издания подобного типа завоевывают все большую популярность, а их статьи становятся более непристойными, пропагандирующими потребительский образ жизни, вплоть до описания подросткового секса. Не обладая большими бюджетом и аудиторией, данные журналы делали ставку на подростков, желающих ближе приобщиться к европейской и американской жизни.
Все это привело к тому, что данный термин стал восприниматься как название девушек, ведущих беспорядочную половую жизнь, и получил крайне негативное значение.
В девяностые набирает популярность певица Намиэ Амуро, именно её стиль положил начало большинству популярных элементов гяру-моды: в частности, мини-юбка, сапоги, проволочные аксессуары и загар. Её фанатов, а также девушек, следующих её стилю, стали называть amuraa (яп. アムラー).
Намиэ Амуро
Все это привлекло к явлению пристального внимания прессы, вследствие чего термин гяру (gal) активно распространился и стал «модным словечком». Первоначально СМИ воспринимали гяру как часть множества «молодых офисных девушек», любящих красивую жизнь, а потом и девушек, танцующих на дискотеках в туфлях на большой платформе и носящих обтягивающую одежду.
Всё меняется в 1993 году, когда журналист Кадзума Яманэ написал очерк под названием «Структура гяру», где данное слово трактовалось как название субкультуры молодых женщин, одержимых утрированным материализмом и идеализирующих ночную жизнь состоятельных людей.
Амураа гяру
В это же время появляются особенно нашумевшие когяру (от яп. 高校生 ко:ко:сэй старшеклассница). Это подвид молодых гяру, для эстетики которых были характерны яркие, гламурные цвета, мини-юбки, обувь на большой платформе, белые гольфы, а также большое количество косметики, загара и прочие атрибуты «искусственной красоты».
Данный образ обрёл большую популярность среди мужской аудитории, тема стиля гяру стала освещаться с разных сторон мужскими журналами. Дошло до того, что издание Takarajima опубликовало статью о покупке сексуальных услуг школьниц с расценками, попутно повествующую о всеобщем падении нравов у японской молодёжи.
Когяру и классические атрибуты: укороченная юбка,осветленные волосы, луз-соксы
Так среди когяру получила распространение практика оплачиваемых свиданий (яп. 援助交際), что позволило журналистам приравнять гяру и когяру к проституткам. И, хотя это было не совсем так, в массах, любительниц данной субкультуры стали описывать как девушек, занимающихся проституцией ради модных вещей и дорогих аксессуаров.
Шумиха вокруг этого спровоцировала рост подобных случаев, и уже вскоре на улицах Сибуи можно было встретить множество школьниц с подобными предложениями. И, хотя в обществе практика оплачиваемых свиданий жестко критиковалась, были часты случаи привлечения к ответственности школьных учителей, монахов, руководителей крупных компаний и даже чиновников за пользования подобными услугами.
Японским обществом подобное было воспринято неоднозначно.
Гангуро и гяру (кадр из хентая)
В то время, как консерваторы и моралисты говорили о падении нравов Японии и поклонению материальным ценностям, радикальные феминистки видели в этом возможность женщин управлять своим положением в «мужском обществе».
И, хотя образ гяру был чрезвычайно популярен среди мужчин, девушки этой субкультуры описывались как «дикие и сексуальные», внутри самого гяру-комьюнити занимающиеся оплачиваемыми свиданиями особы, считались аутсайдерами, позорящими гяру.
Так, бывшая когяру в интервью 2009 года для сайта Tokyo Damage Report рассказывала о следующем: «Часто к нам подходили пожилые мужчины и спрашивали — «Сколько стоит секс с вами?» Некоторые вообще сразу начинали торги, без каких-либо вопросов. Во всём этом виноваты СМИ, они создавали у людей мысль, что мы падшие женщины. Светлые волосы и свободные носки — и окружающие воспринимали вас подростком-проституткой.»
"Документальное" описание стиля жизни гяру из японской манги (Эх, сколько я материала уже перелопатил)
В итоге противостояние СМИ и взрослых с одной стороны и гяру с другой привело к изменениям в субкультуре. К примеру, это развило у гяру грубую и мужиковатую манеру речи с незнакомцами, призванную быстро и решительно отшивать домогающихся мужчин.
Менее популярные ответвления: разноцветные гяру, рок-гяру, гангуро.
Начиная с двухтысячных годов, образ гяру стал стремительно расширяться. Практика оплачиваемых свиданий стала редкостью, и гяру перестали ассоциироваться с проститутками, чем заслужили какое-никакое признание.
В последствие, мода данной субкультуры неоднократно претерпевала сильные изменения, что повлекло за собой, сначала раскол, а потом и разветвление на различные стили, что, однако, является отдельной темой для статьи.
Образ гяру в аниме
(#.)
ТАКЖЕ: Sukeban : дерзкие и крутые
Взято: foto-history.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]