Три недели с Лаканом. День 17: Базовый миф
---
Базовый миф, который обозначил Фрейд и развил Лакан, миф, который определяет СУТЬ человека, - это миф об убийстве отца.
Многие в курсе, но я на всякий случай напомню.
Представим первобытную общину, в которой правит нереально сильный доминантный самец.
Естественно, он неподконтролен никому и творит что хочет, в частности, ему принадлежат все женщины общины. Своим сыновьям, уже взрослым половозрелым мужикам, он разрешает иногда пошалить с девками, но очень редко и только с самыми страшненькими.
Тем сыновьям, которые его не слушаются, - хватают девок за попу или пытаются взять кусок со стола без спроса - папа-альфач вваливает жесточайших звездюлей.
Естественно, сыновья этому не рады. Они ночами не спят, мечтают, как было бы здорово, если бы отец пошёл рыбу ловить и ненароком утонул или допустим провалился бы в медвежью берлогу с летальными последствиями.
Но идут годы, а отец не только не собирается стареть, но и рыбу ловит АККУРАТНО, и медвежьи берлоги обходит стороной.
Тогда отчаявшиеся и озлобленные сыновья решают ему ПОМОЧЬ отойти в мир иной.
Фантазия рисует им СЛАДЧАЙШИЕ картины свободной жизни - мол, укокошим сейчас упыря, и настанет эпоха вечной радости: трахайся сколько влезет, жри и пей сколько сможешь, спи когда хочешь, работай по желанию.
И вот однажды они нападают на него. Отец сильнее, но сыновей слишком много. Исход схватки предрешён...
Окровавленный отец падает, его добивают.
Свершилось!
С завтрашнего дня начнётся новая, счастливая жизнь.
Отоспавшись как следует, сыновья спешат из хижин на улицу, чтобы увидеть первый в их жизни СВОБОДНЫЙ рассвет, но...
Над горизонтом вместо ослепительного солнца свободы восходит чёрная луна вины.
Сыновья совершенно не могли предположить, что убийство буквально РАЗДАВИТ их души.
Они мечтали об обжорстве, бесчинствах и оргиях, но теперь им не хочется ни есть, ни пить, ни трахаться.
Им невыносимо стыдно за то, какой страшной ценой они всё это получили.
Если раньше отец им многое запрещал, но и в то же время давал право на какие-то действия, то теперь им стыдно абсолютно ВСЁ, потому что даже их дыхание отравлено грехом убийства.
Чтобы сдержать от новых ошибок себя и своих потомков, они придумывают законы и правила, чтобы заглушить чувство вины - культуру и искусство.
Стартует человеческая цивилизация - цивилизация, основанная на чувстве утраты, вины, стыда и растерянности.
* * *
Это всё понятно.
Тут интересны два момента, над которыми интересно подумать.
1. Мифы рассказывают не о прошлом, а о настоящем.
Лакан, когда говорит о фрейдовской истории с убийством отца, замечает:
- Миф Фрейда рассказывает о далеком прошлом человечества, но на самом деле мифы всегда говорят только о настоящем, то есть о том времени, когда их сочинили.
То бишь этот миф об убийстве отца (читай - Бога) был сочинен Фрейдом как раз тогда, когда стало окончательно понятно, что это убийство только что произошло - на рубеже XIX-XX веков.
По этой логике, например, гипотеза Большого Взрыва появилась тогда, когда начался технологический взрыв, т.е. буквально на наших глазах из ничего начало появляться целый новый мир, технологическая "вселенная".
Обобщим: любые глобальные концепции говорят ТОЛЬКО о настоящем, даже если они ВРОДЕ БЫ совершенно чётко объясняют прошлое.
2. Наука пришла к мифологии.
В одном из писем к Эйнштейну, в 30-х годах, Фрейд пишет:
- Вам может показаться, что мои исследования, которые начинались как предельно СУХИЕ и чисто научные по форме, в итоге неожиданно привели меня к мифу. Но, поверьте мне, ЛЮБАЯ наука, если будет копать достаточно глубоко, обязательно придет к мифологическому мышлению.
Офигеть, какое это мощнейшее ПРОЗРЕНИЕ. Ведь в 30-е годы еще мало что намекало на то, К ЧЕМУ придёт та же физика.
Сейчас-то, в XXI веке, нам на 100% понятно, что Фрейд прав. Физика КОПНУЛА достаточно глубоко, чтобы начать транслировать совершенно невероятные, ничем не подкрепленные мифы о каких-то там суперструнах, мультивселенных, возникновении всего из ничего и тому подобные измышления, которые имеют под собой ничуть не бОльшие основания, чем истории о том, как "Мать-Моржиха отрыгнула снег и из него возникла вечная тундра, потом чихнула и у неё вылетел один глаз и стал Солнцем, а потом подышала на ягель и из него возник наш якутский народ".
Многие в курсе, но я на всякий случай напомню.
Представим первобытную общину, в которой правит нереально сильный доминантный самец.
Естественно, он неподконтролен никому и творит что хочет, в частности, ему принадлежат все женщины общины. Своим сыновьям, уже взрослым половозрелым мужикам, он разрешает иногда пошалить с девками, но очень редко и только с самыми страшненькими.
Тем сыновьям, которые его не слушаются, - хватают девок за попу или пытаются взять кусок со стола без спроса - папа-альфач вваливает жесточайших звездюлей.
Естественно, сыновья этому не рады. Они ночами не спят, мечтают, как было бы здорово, если бы отец пошёл рыбу ловить и ненароком утонул или допустим провалился бы в медвежью берлогу с летальными последствиями.
Но идут годы, а отец не только не собирается стареть, но и рыбу ловит АККУРАТНО, и медвежьи берлоги обходит стороной.
Тогда отчаявшиеся и озлобленные сыновья решают ему ПОМОЧЬ отойти в мир иной.
Фантазия рисует им СЛАДЧАЙШИЕ картины свободной жизни - мол, укокошим сейчас упыря, и настанет эпоха вечной радости: трахайся сколько влезет, жри и пей сколько сможешь, спи когда хочешь, работай по желанию.
И вот однажды они нападают на него. Отец сильнее, но сыновей слишком много. Исход схватки предрешён...
Окровавленный отец падает, его добивают.
Свершилось!
С завтрашнего дня начнётся новая, счастливая жизнь.
Отоспавшись как следует, сыновья спешат из хижин на улицу, чтобы увидеть первый в их жизни СВОБОДНЫЙ рассвет, но...
Над горизонтом вместо ослепительного солнца свободы восходит чёрная луна вины.
Сыновья совершенно не могли предположить, что убийство буквально РАЗДАВИТ их души.
Они мечтали об обжорстве, бесчинствах и оргиях, но теперь им не хочется ни есть, ни пить, ни трахаться.
Им невыносимо стыдно за то, какой страшной ценой они всё это получили.
Если раньше отец им многое запрещал, но и в то же время давал право на какие-то действия, то теперь им стыдно абсолютно ВСЁ, потому что даже их дыхание отравлено грехом убийства.
Чтобы сдержать от новых ошибок себя и своих потомков, они придумывают законы и правила, чтобы заглушить чувство вины - культуру и искусство.
Стартует человеческая цивилизация - цивилизация, основанная на чувстве утраты, вины, стыда и растерянности.
* * *
Это всё понятно.
Тут интересны два момента, над которыми интересно подумать.
1. Мифы рассказывают не о прошлом, а о настоящем.
Лакан, когда говорит о фрейдовской истории с убийством отца, замечает:
- Миф Фрейда рассказывает о далеком прошлом человечества, но на самом деле мифы всегда говорят только о настоящем, то есть о том времени, когда их сочинили.
То бишь этот миф об убийстве отца (читай - Бога) был сочинен Фрейдом как раз тогда, когда стало окончательно понятно, что это убийство только что произошло - на рубеже XIX-XX веков.
По этой логике, например, гипотеза Большого Взрыва появилась тогда, когда начался технологический взрыв, т.е. буквально на наших глазах из ничего начало появляться целый новый мир, технологическая "вселенная".
Обобщим: любые глобальные концепции говорят ТОЛЬКО о настоящем, даже если они ВРОДЕ БЫ совершенно чётко объясняют прошлое.
2. Наука пришла к мифологии.
В одном из писем к Эйнштейну, в 30-х годах, Фрейд пишет:
- Вам может показаться, что мои исследования, которые начинались как предельно СУХИЕ и чисто научные по форме, в итоге неожиданно привели меня к мифу. Но, поверьте мне, ЛЮБАЯ наука, если будет копать достаточно глубоко, обязательно придет к мифологическому мышлению.
Офигеть, какое это мощнейшее ПРОЗРЕНИЕ. Ведь в 30-е годы еще мало что намекало на то, К ЧЕМУ придёт та же физика.
Сейчас-то, в XXI веке, нам на 100% понятно, что Фрейд прав. Физика КОПНУЛА достаточно глубоко, чтобы начать транслировать совершенно невероятные, ничем не подкрепленные мифы о каких-то там суперструнах, мультивселенных, возникновении всего из ничего и тому подобные измышления, которые имеют под собой ничуть не бОльшие основания, чем истории о том, как "Мать-Моржиха отрыгнула снег и из него возникла вечная тундра, потом чихнула и у неё вылетел один глаз и стал Солнцем, а потом подышала на ягель и из него возник наш якутский народ".
Взято: andeadd.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]