Акустические альбомы русского рока.
---
Музыкальный альбом всегда был для меня альбомом, где задействовано несколько инструментов. Как правило, бас, гитара, ударные. Опционально добавляется что-то клавишное, может быть духовая секция, скрипка и т.д. Но основной костяк звука рождается из трёх инструментов.
Так сложилось, что термин «русский рок» неизбежно ассоциируется с каким-то там глубинным смыслом. Смысл естественно вкладывался в тексты. А тексты можно было исполнять и под одну гитару. Это неплохо и нехорошо. Это такая наша традиция. Исторически сложилось, что кто-то предпочитал квартирные концерты полноценным выступлениям в больших залах. Кто-то принципиально играл под одну гитару.
На мой взгляд, переломным моментом в истории наших живых выступлений был фестиваль в Подольске. Мы о нём уже как-то говорили. После него стало окончательно понятно, что рок музыка собирает тысячи людей. И естественно работать с рок группами можно и нужно. Ушлые комсомольцы принялись зарабатывать деньги. Музыканты получили возможность играть. Данью же традиции играть в акустике стал фестиваль в Череповце. О нём в свою очередь мы тоже уже говорили.
С моей точки зрения после той акустики в Череповце играть под одну гитару было уже как-то странно. Но, тем не менее, музыканты не только играли, но и выпускали свои записи под одну гитару. О них-то мы сегодня и погорим. Да, это пост не о бардах в рок музыке. Это отдельный жанр и его мы тоже рассматривали. Сегодня же речь пойдёт именно о записях официально издававшихся.
Одной из первых кассет, что мне попалась в руки, была известная в узких кругах «Музыка весны». Это подборка выступлений Егора Летова с нескольких концертов в двух частях. Учитывая, что я на тот момент слышал альбомы сыгранные исключительно большим количеством инструментов то сказать, что я был удивлен, значит, ничего не сказать. Тем не менее, это не альбом. Это именно концерт. То есть вроде как в моём мировоззрении допустимо.
Однако следом я выявил альбом «Русское поле эксперимента». И это был уже именно альбом. То есть запись делалась умышленно с аккомпанементом одной гитары.
2
Лучшее, что выходило у Летова в виде акустики, на мой взгляд, это запись «Игра в бисер перед свиньями». Тут Летов играет какой-то советский акустический регги.
3
Раз уж начал я с сибирских панков то отмечу и Янку. Её запись «Продано!» делалась так же исключительно как акустический альбом. Уже позже в продаже появились акустические концерты, но то было на излёте 90-х.
4
Как ни странно, но бывала в моём магнитофоне и акустика от «Алисы». Одноклассник увлекался творчеством Кинчева, а я брал у него кассеты в целях ознакомления. Почему-то именно эта запись отложилась в воспоминаниях.
5
Существует весьма известная запись Шевчука с Башлачевым под названием «Кочегарка».
6
Вообще удивительно как-то так вышло, что Шевчук у меня ассоциируется с акустической гитарой, но по воспоминаниям очевидцев в конце 80-х он был, как раз настроен, играть электричество. Однако записи под одну гитару у него всё-таки выходили. Есть вот такой альбом.
7
Ну и отмечу ещё одну архивную запись середины 80-х. «Москва. Жара».
8
С творчеством группы «Аквариум» у меня сложные отношения. У них масса всяких записей, где грань между акустикой и электричеством полностью размыта. Такая же история, пожалуй, есть еще у группы «Выход». И, наверное, у команды «Крематорий» на раннем этапе творчества.
Тем не менее, один из альбомов Гребенщикова мне сразу пришёл на ум. Интересно, что на этой записи БГ играет с Михаилом Науменко. Да-да. Именно так и написано – Михаил. Хотя конечно мне привычнее слышать – Майк.
9
Уже окончательно состоявшись как большой музыкант, Гребенщиков выпускал своё акустическое выступление с Макаревичем. Второй персонаж тоже к середине 90-х был уже большим дядей, и надобности играть под одну гитару у него не было. Однако вот играл.
10
Существует у «Машины времени» и вот такой альбом.
11
Отчётливо помню эксперименты Бутусова с акустическим звучанием. Это запись концерта. Она точно имела хождение с другой обложкой, но вот не нашёл я её. Впрочем, акустика тут весьма условна. Бутусов там играл далеко не в одиночестве. Кадры с того концерта если я не ошибаюсь, мелькают в фильме «Брат».
12
Готовя подборку фотографий с удивлением выявил, что у Бутусова в самом начале 00-х выходил альбом «Тихие игры». Это тоже акустический концерт с музыкантами «Аквариума». Ну и Евгений Фёдоров там еще засветился. Так вот эту запись я не слышал. Надо бы ознакомиться.
13
Насколько я помню, баловались и музыканты группы «Чайф» с акустикой.
14
Выходила запись концерта и у Романова с Никольским.
15
Снова Гребенщиков с Науменко, ну а бонусом там идёт Виктор Цой. Тут интересен для меня следующий момент. Как-то Цой всегда представлялся мне музыкантом полноценной группы. Да, я в курсе, что он играл неоднократно где-то в квартирные концерты, но мне он привычен именно в составе группы. В отличие от того же Гребенщикова или Шевчука. Не помню я по 90-м, что б в промышленных масштабах кто-то слушал его акустические концерты.
16
Гражданин Дмитрий Ревякин тоже отметился акустикой.
17
Один из моих любимых акустических альбомов в своё время записали москвичи «Монгол Шуудан». О, там есть песня «Радуга», которую я считаю у них одной из лучших.
18
Выпускали акустику и ребята из команды «Ва-Банк». Вообще именно у Скляра навалом всяких акустических выступлений, но «Ва-Банк» лично у меня ассоциируется не с «маршрутами московскими». А с весьма актуальной и тяжелой музыкой 90-х. Это была убедительная команда. Один только фестиваль «Учитесь плавать» созданный при участии Скляра чего стоит! К слову об этом мероприятии я так ничего и не написал, потому что банально не смог найти архивных фотографий оттуда. Меж тем с моей точки зрения это одно из главных мероприятий 90-х.
Альбом же у «Ва-Банка» называется «На кухне». Что логично. Где, как ни на кухне играть под одну гитару.
19
Отмечу и такой курьёз как «Резервация здесь». Сантим всегда в моём представлении был человеком играющим электричество. Всё-таки прыгающих футбольных хулиганов я слабо себе могу представить под эту запись. Но факт остается фактом. Играл Сантим и в акустике. Более того запись даже продавалась.
20
Рекламу альбома «Король и Шут» назойливо крутили в своё время по телевизору. Это тоже сомнительная акустика, но с другой стороны это и не электричество. В конце концов, музыкантов из клуба «Там-Там» в тот период сложно было представить со скрипкой.
21
Ну и завершу подборку одной из моих любимых записей Леонида Фёдорова. Конечно «АукцЫон» фантастическая группа. И она как раз хороша количеством инструментов и аранжировок. Но и эта запись меня в своё время поразила. И именно там я услышал впервые песню «Заведующий». Это великая песня. И люблю я её именно в акустическом варианте.
22
К моему огромному сожалению никогда не выпускали акустических альбомов братья Самойловы. Не слыхал я и Жанну Агузарову под одну гитару. Припоминаю что-то у Мамонова, но так и не смог вспомнить название записи.
В общих же чертах всё. Дополнения естественно приветствуются. Не сомневаюсь, что это далеко не полная выборка акустических альбомов. Но вот, что с ходу нашлось, то и выложил. За идею материала благодарю selukov. А за помощь в воспоминаниях Сергея Орлова. Вам же спасибо за внимание и надеюсь на дополнения. Ибо нигде не нашёл я в интернете полной подборки такого явления как акустические альбомы русского рока.
Взято: soullaway.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]