Несколько фотографий из эпохи Л. И. Брежнева
---
Эту фотографию начала 70-х годов Брежнев считал особенно удачной и говорил про неё: "Здесь я, как Ален Делон". Она была опубликована перед его визитом во Францию
19 декабря традиционно отмечается день рождения Леонида Ильича Брежнева (1906—1982), хотя в реальности он родился 19 декабря СТАРОГО стиля, то есть 1 января по новому. Как ни удивительно, но с этим в СССР царила настоящая неразбериха: например, в отрывных календариках 1971 года день рождения генсека датирован 1 января 1907 года, а в календарях 1976 года — 19 декабря 1906 года... Видимо, в конце концов решили, что праздновать день рождения Генерального секретаря в новогодний праздник несолидно...
А вот несколько фотографий, которые с разных сторон характеризуют эпоху Леонида Ильича и сам стиль его руководства.
1. Церковная политика. Фотография говорит сама за себя...
Эпоха Брежнева была самым мирным периодом взаимоотношений церкви и государства в СССР. Хорошо это или плохо, можно судить с разных сторон. Кстати, Леонид Ильич мало что чокался с длиннорясыми, но ещё и старался сказать что-нибудь приятное для них. Патриарх Алексий уже в постсоветский период поделился как-то воспоминанием о своей встрече с генсеком в 1980 году: "Он вспомнил о своём школьном законоучителе отце Константине и о том, как родители в детстве возили его в Курскую Коренную пустынь и какой там был порядок и чистота. Такое воспоминание сохранилось на протяжении всей жизни у человека, который очень далёк был от всего этого...".
Может быть, момент после рассказа этой трогательной истории как раз и запечатлел кремлёвский фотограф...
2. Художественная политика. После запомнившихся всем "наездов" Никиты Сергеевича на "абстракцистов" политика Брежнева в вопросах искусства была, как это не удивит многих, политикой невмешательства. Да-да! И пресловутая "бульдозерная выставка" была не более, чем собственной инициативой столичного руководства. После неё тем же самым художникам вскоре устроили вполне легальную выставку. Правильна была такая политика в вопросах искусства или нет — тоже вопрос дискуссионный: возможно, партия не должна была бросать искусство на самотёк? Но так было.
Можете представить себе "дорогого Никиту Сергеевича" на фоне такой картины (это "Танец" Матисса) без искажённой тупой яростью физиономии и слова "пидарасы!" на устах?
3. Дипломатия.
"Если надо — повторим!.." Такая подпись напрашивается к снимку, где Л. И. Брежнев показывает канцлеру ФРГ Гельмуту Шмидту свою фотографию на Параде Победы 1945 года. 1973 год
В реальности, по свидетельству личного фотографа генсека Владимира Мусаэльяна, между ними при этом произошёл такой разговор. Леонид Ильич сказал:
— Смотри, Гельмут, какой я молодой на Параде Победы!
Шмидт помолчал и спросил:
— А на каком фронте вы воевали, господин Брежнев?
— На 4-м Украинском!
— Это хорошо. Я был на другом. Значит, мы с вами не стреляли друг в друга…
По свидетельству другого очевидца этих бесед, мысль о том, что он мог убить своего собеседника или погибнуть от его пули, настолько поразила Леонида Ильича, что, по его признанию, он готов был расплакаться от отчаяния.
Но Шмидт в этом смысле тоже порой пускался в довольно "рискованные" воспоминания. "Желая подчеркнуть высокие душевные качества русских людей, — писал А. Александров-Агентов, — стал рассказывать, как его и ещё одного немецкого офицера в суровую русскую зиму где-то под Смоленском приютила и накормила какая-то русская старушка. И Брежнев, и другие присутствовавшие на обеде почувствовали определённую неловкость, слушая этот тост. Но дело обошлось".
4. Эмоциональность.
Эта фотография была названа её автором В. Мусаэльяном «Товарищ Лучо снова с нами!» (Корвалан только что вышел из застенков генерала Пиночета) интересна тем, что на ней Леонид Ильич Брежнев не побоялся предстать в виде "плачущего большевика", в невозможности чего некогда уверял беспартийный Маяковский. В действительности, разумеется, большевики, от Ленина до Брежнева, и плакали, и смеялись, и вообще проявляли эмоции, как и все остальные люди. Всем памятен "поцелуй Леонида Ильича", жест, который он внёс в практику дипломатии. Но публичные слёзы советского генсека — это тоже его ноу-хау.
А фото получило приз в 1977 году. Автор снимка рассказывал: «Я показал знаменитый снимок высшему руководству. Замятин Леонид Митрофанович удивился, что я настаиваю именно на этой фотографии. Его смутило, что генсек на ней плачет. В результате опубликовали портрет, где Брежнев обнимает Корвалана. А „слезливую“ работу я послал на всемирную выставку. Ну, и наградили меня „Золотым глазом“».
5. Политкорректность по-брежневски.
А эта фотография отражает советскую "политкорректность" (хотя такого слова тогда не было): конечно, совсем не случайно именно ребёнок с чёрным цветом кожи оказался рядом с Генсеком. "Нет для нас ни чёрных, ни цветных", — пелось в знаменитой советской песне. Известная фраза тех лет, вошедшая в анекдоты: "А у вас (в США) негров линчуют!". Ну что ж, можно "гордиться": ныне с этим пережитком СССР покончено, теперь чернокожих убивают из-за цвета кожи уже и у нас...
Взято: foto-history.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]