Мы желаем только чужое желание
---
Может показаться, что Лакан далёк от реальности, но, естественно, на самом деле он далёк от той привычной и уютной МОДЕЛИ реальности, которая вот уже много лет как застыла и поросла паутиной у нас в голове. И, ясное дело, нам не нравятся альтернативные объяснения мироустройства, которые ВСПЕНИВАЮТ наше тёпленькое прокисшее ментальное болото.
Однако иногда объяснения Лакана попадают НАСТОЛЬКО в мякотку, что это очевидно даже слепому.
* * *
Один из БАЗОВЫХ лакановских тезисов - «желание является желанием Другого». Не в том смысле, что мы кого-то хотим, а в том смысле, что мы хотим, чтобы кто-то другой хотел то, что нам нужно. То бишь НАС.
"Желание является человеческим только в том случае, если человек желает Желание другого… то есть, если он хочет, чтобы его человеческая ценность была «желанна», «любима», или, скорее, «признана» другим… Иными словами, любое человеческое, антропогенное Желание… является, в конечном счете, функцией желания «признания».
Но мы же хотим не только признания, мы хотим, извиняюсь, ВЕЩИ и ВПЕЧАТЛЕНИЯ.
Лакан объясняет это тем же самым:
"Ещё раз подчеркну: субъект всегда желает ТОЛЬКО посредством Другого, то есть, всегда желает с точки зрения Другого. Следовательно, желанным объект делает не какое-то внутренне присущее ему качество, но сам факт того, что его желает другой. Таким образом, желание Другого делает объекты эквивалентными и взаимозаменяемыми"
Т.е. мы в прошлом году хотели спиннер за 500 рублей точно так же сильно как айфон за 100 тысяч потому что ВСЕ желали спиннер так же сильно, как айфон. Когда все перестали хотеть спиннер, он с уровня ЖЕЛАБЕЛЬНОСТИ айфона скатился на уровень желабельности мусора. То есть у вещей нет своей цены в глазах отдельного человека, все вещи ОДИНАКОВЫ. Цену им придает только то, как сильно их хотят ДРУГИЕ.
Причину этого можно понять исходя из предыдущего пункта, касающегося человеческого желания быть признанным: «Желая то, чего желает другой, я могу заставить его признать мое право на обладание этим объектом, и, таким образом, заставить другого признать меня».
Это же надо еще в 1950 году так просто и ИСЧЕРПЫВАЮЩЕ описать одним махом всё наше инстаграмно-фейсбучно-айфонное общество.
То бишь получается, что мы ежедневно выставляем свои селфи с губками уточкой, фотки под пальмой и новые модные трусы не потому что мы бездарности и пустышки, а потому что мы ЛЮДИ. Так устроена человеческая психика, это её базовая прошивка. Мы хотим, чтобы нас ПРИЗНАЛИ. Мы желаем чужое желание - нам ничего (реально - ничего) больше не нужно.
Однако иногда объяснения Лакана попадают НАСТОЛЬКО в мякотку, что это очевидно даже слепому.
* * *
Один из БАЗОВЫХ лакановских тезисов - «желание является желанием Другого». Не в том смысле, что мы кого-то хотим, а в том смысле, что мы хотим, чтобы кто-то другой хотел то, что нам нужно. То бишь НАС.
"Желание является человеческим только в том случае, если человек желает Желание другого… то есть, если он хочет, чтобы его человеческая ценность была «желанна», «любима», или, скорее, «признана» другим… Иными словами, любое человеческое, антропогенное Желание… является, в конечном счете, функцией желания «признания».
Но мы же хотим не только признания, мы хотим, извиняюсь, ВЕЩИ и ВПЕЧАТЛЕНИЯ.
Лакан объясняет это тем же самым:
"Ещё раз подчеркну: субъект всегда желает ТОЛЬКО посредством Другого, то есть, всегда желает с точки зрения Другого. Следовательно, желанным объект делает не какое-то внутренне присущее ему качество, но сам факт того, что его желает другой. Таким образом, желание Другого делает объекты эквивалентными и взаимозаменяемыми"
Т.е. мы в прошлом году хотели спиннер за 500 рублей точно так же сильно как айфон за 100 тысяч потому что ВСЕ желали спиннер так же сильно, как айфон. Когда все перестали хотеть спиннер, он с уровня ЖЕЛАБЕЛЬНОСТИ айфона скатился на уровень желабельности мусора. То есть у вещей нет своей цены в глазах отдельного человека, все вещи ОДИНАКОВЫ. Цену им придает только то, как сильно их хотят ДРУГИЕ.
Причину этого можно понять исходя из предыдущего пункта, касающегося человеческого желания быть признанным: «Желая то, чего желает другой, я могу заставить его признать мое право на обладание этим объектом, и, таким образом, заставить другого признать меня».
Это же надо еще в 1950 году так просто и ИСЧЕРПЫВАЮЩЕ описать одним махом всё наше инстаграмно-фейсбучно-айфонное общество.
То бишь получается, что мы ежедневно выставляем свои селфи с губками уточкой, фотки под пальмой и новые модные трусы не потому что мы бездарности и пустышки, а потому что мы ЛЮДИ. Так устроена человеческая психика, это её базовая прошивка. Мы хотим, чтобы нас ПРИЗНАЛИ. Мы желаем чужое желание - нам ничего (реально - ничего) больше не нужно.
Взято: andeadd.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]