Свято-Успенский мужской монастырь. Часть I (Мир глазами сына)
---
Успенский пещерный монастырь появился на рубеже VIII — IX веков нашей эры, когда Крым был частью Византийской империи. В тот период в Византии влияние духовенства было настолько сильным, что императоры правящей Исаврийской династии начали преследовать монашество и духовенство, то есть вести борьбу с иконопочитанием, которое рассматривали как идолопоклонство. В Византии многие монастыри закрылись, и поэтому монахам пришлось уходить к дальним границам империи – на северное побережье Черного моря, в Крым, где в неприступных скалах появлялись новые монастыри. Среди них был и Успенский, который изначально назывался Монастырь Пречистой Богоматери на Салачике.
Монастырь находится недалеко от Бахчисарая, в самом сердце ущелья Марьям-Дере, которое с обеих сторон окружено величественными скалами высотой до 140 м. Название урочища переводится как «ущелье Девы Марии».
Расположение монастыря оказалось интересным и выгодным: он существовал как бы на границе двух миров - христианского и языческого. В долинах неподалеку от монастыря археологи обнаружили христианские могильники, датируемые VI веком. Христианские поселения соседствовали с языческими алано-готскими племенами. Позднее на месте расположенного вблизи монастыря пещерного города Чуфут-Кале размещалась столица Крымского ханства, а впоследствии там же проживали и исповедующие иудаизм караимы.
Свято-Успенский монастырь на литографии Фридриха Гросса: 1830-е годы
В середине XV века монастырь в Крыму стал главной точкой христианства, находившейся рядом с Бахчисараем. В нем располагалась резиденция митрополита. Крымские ханы разрешили послам христианских держав и знатным пленникам-христианам участвовать в богослужении.
Фото из иллюстрированного прибавления к газете "Московский листок" Добавил: Андрей Агафонов Снято: 1 января 1895
Это не помешало хану обложить монастырь тяжелой данью, его материальное положение становится бедственным. Жизнь среди мусульманского владычества была тяжела для христиан, живущих в долине, их изнуряли непосильными работами и податями. От высокой греческой культуры и цивилизации не осталось ничего.
Рис. из журнала "Всемирная Иллюстрация". Добавил: Андрей Агафонов Снято: 1 января 1870
В те времена материальное положение монастыря было бедственным, поэтому монахи не раз обращались за помощью к русским царям. Первое документальное упоминание о Свято-Успенском монастыре («монастырь Пречистой Богородицы на Салачике») содержится в грамоте царя Феодора Иоанновича 27 мая 1596 г., в которой сказано, что ранее царь послал в обитель 15 р. милостыни.
Рис. из журнала "Нива" Добавил: Андрей Агафонов Снято: 1 января 1890
Успенскому монастырю довелось сыграть главную роль в переселении христианского населения Крыма. Именно в Успенской церкви митрополит Игнатий (Газадини) в день Святой Пасхи 23 апреля 1778 года призвал христиан покинуть пределы Крымского ханства. После получения соответствующего разрешения императрицы Екатерины II в южнорусские степи Приазовья в июне-ноябре 1778 г. под охраной войск А. В. Суворова ушли около 31 тыс. христиан. Для переселенцев были выделены земли в Азовской губернии, но они не удовлетворили земледельцев. Митрополит Игнатий обратился к графу Г.А. Потемкину с просьбой разрешить поселиться южнее, в Павловском уезде. Там был основан город Мариуполь и двадцать сел, которые назвали именами тех мест, откуда вышли поселенцы.
Лестница поднимается круто вверх, к колокольне, стоящей над самим входом в монастырь
Фотографии для сравнения 1981-2012гг. (лестница с колокольней построены после 1993г.)
Фотография из интернета
У входа в монастырь входящих встречает большая мозаичная икона святителя Игнатия.
Слева от лестницы в стену вставлены изображения наиболее примечательных и святых храмов, с горстью земли, привезенной с тех мест и хранящейся рядом.
Лестница ведет вверх к часовне, называемой Архангельский проход. По стенам прохода через часовню нарисованы восемь Архангелов Божиих. Над часовней - колокольня Успенской части монастыря.
Вернемся к истории монастыря.
Несмотря на покинутый монастырь, полного запустения он не узнал. В 1781 году в Крым из Анатолии приехал греческий священник Константин Спиранди. Получив разрешение хана Шагин-Гирея, он возобновил службу в Успенской церкви для оставшихся на родине христиан. Успенский храм стал единственным во всей округе, поэтому его посещали не только местные христиане, но и солдаты расквартированной русской армии. Постепенно монастырская церковь превратилась в приходскую. На место чудотворной иконы Богоматери Одигитрии, вывезенной греками, поместили икону Успения Богоматери, подаренную Бахчисарайским комендантом полковником Тотовичем.
Фотография из интернета
Он же передал храму иконостас. На средства военного губернатора Каховского были изготовлены Царские врата. А симферопольский купец Естафий Савопуло устроил возле церкви фонтан. Не обошли его своим вниманием и члены императорского дома, с 1817 года по 1838 год здесь побывали русские цари Александр I, Николай I с наследником, будущим императором Александром II, императрица Александра Федоровна, великие князья и княгини.
Свято - Успенский монастырь сегодня. Фотография из интернета
Успенский пещерный монастырь начал возрождаться после присоединения Крыма к России. В 1850 г. состоялось открытие Успенского монастыря. Во время Крымской войны 1853-1856 гг. в скиту размещался госпиталь, сестрами милосердия служили насельницы Крестовоздвиженского женского монастыря.
Свято-Успенский монастырь на литографии Фридриха Гросса: 1856 год
Ярким напоминанием тех событий сейчас служат могилы 170 солдат и офицеров, похороненных на монастырском кладбище в 1854-1855 гг.
После войны монастырь постепенно строится и украшается. Храм в честь Успения Богоматери отремонтировали и отреставрировали. Лестницу, ведущую к храму, расширили. На месте явления чудотворной иконы Божией Матери построили балкон и отреставрировали роспись - в центре образ Богоматери с Младенцем, по разные стороны от нее два ангела и семь херсонесских священномучеников. Фреска освещалась неугасимой лампадой, по бокам была украшена витыми колонками.
Наскальные фрески Свято-Успенского монастыря. Фотография из интернета
Монастырю принадлежало 297 дес. земли с лесными угодьями. Обитель не являлась штатной и содержалась за счет собственной хозяйственной деятельности, а также пожертвований богомольцев. По данным, напр., на 1894 г., доходы монастыря включали: свечной - 255 р., кошельковый - 96 р., кружечный - 1447 р., пожертвования деньгами - 628 р., проценты с капитала - 1570 р., доходы от подворья, от гостиницы, от продажи урожая фруктов, от сдачи в аренду земли - 1810 р.
Фотография Прогудина-Горского начало XX века
После революции монастырь просуществовал еще несколько лет. Но священники не приняли советскую власть, в 1921 году монастырское духовенство обвинили в заговоре и обитель закрыли, монахи были расстреляны.
Видна колокольня Георгиевской части монастыря
На территории монастыря была создана трудовая колония имени Артема. Почти все постройки и храмы разрушили, (уничтожение монастырских храмов позже объяснялось последствиями землетрясения), сохранился лишь Успенский храм, дом настоятеля и каменные здания в долине.
Георгиевская часть монастыря
Монастырские ценности экспроприировали. Золотые дарохранительницы, напрестольные кресты, чаши, потиры, мирохранительницы, а также церковные книги не были вывезены в хранилище, их свалили в одной из комнат колонии. Из-за неправильного хранения многие вещи пришли в негодность, книгами стали растапливать печи. В марте 1925 года верующие обратились с просьбой передать им книги и культовые вещи. Сохранившиеся предметы передали верующим, а пришедшие в негодность тайно вывезли и уничтожили. Часть старинных икон попала в Бахчисарайский музей.
Слева от колокольни церковь Георгия Победоносца
После освобождения Крыма от немецких войск в 1944 г. в бывшем монастыре размещался госпиталь, скончавшиеся от ран солдаты погребены близ обители. В 70-80-х гг. XX в. часть построек занимал психоневрологический интернат.
Георгиевская часть монастыря
В 1993 г. Свято-Успенский пещерный монастырь был возвращен в собственность Крымской епархии. В настоящее время монастырь испытывает давление со стороны меджлиса крымских татар, необоснованно претендующего на землю, на которой стоит монастырь, и пытающегося вытеснить насельников из ущелья. В июле 2001 г. более 200 экстремистски настроенных крымских татар вторглись на территорию монастыря, но сотрудники спецназа и прихожане защитили обитель от надругательства.
https://9xxz.livejournal.com/58138.html
http://реабилитация82.рф/stati/poezdka-v-svyato-uspenskij-monastyr-pod-baxchisaraem.html
https://goddees.livejournal.com/83079.html
http://krymkrymkrym.ru/f-i-gross-uspenskiy-skit-pod-bakhchisarayem
http://www.pravenc.ru/text/77718.html
https://routir.livejournal.com/33833.html
http://sobory.ru/photo/304650
«Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР», том 2, стр. 312
Монастырь находится недалеко от Бахчисарая, в самом сердце ущелья Марьям-Дере, которое с обеих сторон окружено величественными скалами высотой до 140 м. Название урочища переводится как «ущелье Девы Марии».
Расположение монастыря оказалось интересным и выгодным: он существовал как бы на границе двух миров - христианского и языческого. В долинах неподалеку от монастыря археологи обнаружили христианские могильники, датируемые VI веком. Христианские поселения соседствовали с языческими алано-готскими племенами. Позднее на месте расположенного вблизи монастыря пещерного города Чуфут-Кале размещалась столица Крымского ханства, а впоследствии там же проживали и исповедующие иудаизм караимы.
Свято-Успенский монастырь на литографии Фридриха Гросса: 1830-е годы
В середине XV века монастырь в Крыму стал главной точкой христианства, находившейся рядом с Бахчисараем. В нем располагалась резиденция митрополита. Крымские ханы разрешили послам христианских держав и знатным пленникам-христианам участвовать в богослужении.
Фото из иллюстрированного прибавления к газете "Московский листок" Добавил: Андрей Агафонов Снято: 1 января 1895
Это не помешало хану обложить монастырь тяжелой данью, его материальное положение становится бедственным. Жизнь среди мусульманского владычества была тяжела для христиан, живущих в долине, их изнуряли непосильными работами и податями. От высокой греческой культуры и цивилизации не осталось ничего.
Рис. из журнала "Всемирная Иллюстрация". Добавил: Андрей Агафонов Снято: 1 января 1870
В те времена материальное положение монастыря было бедственным, поэтому монахи не раз обращались за помощью к русским царям. Первое документальное упоминание о Свято-Успенском монастыре («монастырь Пречистой Богородицы на Салачике») содержится в грамоте царя Феодора Иоанновича 27 мая 1596 г., в которой сказано, что ранее царь послал в обитель 15 р. милостыни.
Рис. из журнала "Нива" Добавил: Андрей Агафонов Снято: 1 января 1890
Успенскому монастырю довелось сыграть главную роль в переселении христианского населения Крыма. Именно в Успенской церкви митрополит Игнатий (Газадини) в день Святой Пасхи 23 апреля 1778 года призвал христиан покинуть пределы Крымского ханства. После получения соответствующего разрешения императрицы Екатерины II в южнорусские степи Приазовья в июне-ноябре 1778 г. под охраной войск А. В. Суворова ушли около 31 тыс. христиан. Для переселенцев были выделены земли в Азовской губернии, но они не удовлетворили земледельцев. Митрополит Игнатий обратился к графу Г.А. Потемкину с просьбой разрешить поселиться южнее, в Павловском уезде. Там был основан город Мариуполь и двадцать сел, которые назвали именами тех мест, откуда вышли поселенцы.
Лестница поднимается круто вверх, к колокольне, стоящей над самим входом в монастырь
Фотографии для сравнения 1981-2012гг. (лестница с колокольней построены после 1993г.)
Фотография из интернета
У входа в монастырь входящих встречает большая мозаичная икона святителя Игнатия.
Слева от лестницы в стену вставлены изображения наиболее примечательных и святых храмов, с горстью земли, привезенной с тех мест и хранящейся рядом.
Лестница ведет вверх к часовне, называемой Архангельский проход. По стенам прохода через часовню нарисованы восемь Архангелов Божиих. Над часовней - колокольня Успенской части монастыря.
Вернемся к истории монастыря.
Несмотря на покинутый монастырь, полного запустения он не узнал. В 1781 году в Крым из Анатолии приехал греческий священник Константин Спиранди. Получив разрешение хана Шагин-Гирея, он возобновил службу в Успенской церкви для оставшихся на родине христиан. Успенский храм стал единственным во всей округе, поэтому его посещали не только местные христиане, но и солдаты расквартированной русской армии. Постепенно монастырская церковь превратилась в приходскую. На место чудотворной иконы Богоматери Одигитрии, вывезенной греками, поместили икону Успения Богоматери, подаренную Бахчисарайским комендантом полковником Тотовичем.
Фотография из интернета
Он же передал храму иконостас. На средства военного губернатора Каховского были изготовлены Царские врата. А симферопольский купец Естафий Савопуло устроил возле церкви фонтан. Не обошли его своим вниманием и члены императорского дома, с 1817 года по 1838 год здесь побывали русские цари Александр I, Николай I с наследником, будущим императором Александром II, императрица Александра Федоровна, великие князья и княгини.
Свято - Успенский монастырь сегодня. Фотография из интернета
Успенский пещерный монастырь начал возрождаться после присоединения Крыма к России. В 1850 г. состоялось открытие Успенского монастыря. Во время Крымской войны 1853-1856 гг. в скиту размещался госпиталь, сестрами милосердия служили насельницы Крестовоздвиженского женского монастыря.
Свято-Успенский монастырь на литографии Фридриха Гросса: 1856 год
Ярким напоминанием тех событий сейчас служат могилы 170 солдат и офицеров, похороненных на монастырском кладбище в 1854-1855 гг.
После войны монастырь постепенно строится и украшается. Храм в честь Успения Богоматери отремонтировали и отреставрировали. Лестницу, ведущую к храму, расширили. На месте явления чудотворной иконы Божией Матери построили балкон и отреставрировали роспись - в центре образ Богоматери с Младенцем, по разные стороны от нее два ангела и семь херсонесских священномучеников. Фреска освещалась неугасимой лампадой, по бокам была украшена витыми колонками.
Наскальные фрески Свято-Успенского монастыря. Фотография из интернета
Монастырю принадлежало 297 дес. земли с лесными угодьями. Обитель не являлась штатной и содержалась за счет собственной хозяйственной деятельности, а также пожертвований богомольцев. По данным, напр., на 1894 г., доходы монастыря включали: свечной - 255 р., кошельковый - 96 р., кружечный - 1447 р., пожертвования деньгами - 628 р., проценты с капитала - 1570 р., доходы от подворья, от гостиницы, от продажи урожая фруктов, от сдачи в аренду земли - 1810 р.
Фотография Прогудина-Горского начало XX века
После революции монастырь просуществовал еще несколько лет. Но священники не приняли советскую власть, в 1921 году монастырское духовенство обвинили в заговоре и обитель закрыли, монахи были расстреляны.
Видна колокольня Георгиевской части монастыря
На территории монастыря была создана трудовая колония имени Артема. Почти все постройки и храмы разрушили, (уничтожение монастырских храмов позже объяснялось последствиями землетрясения), сохранился лишь Успенский храм, дом настоятеля и каменные здания в долине.
Георгиевская часть монастыря
Монастырские ценности экспроприировали. Золотые дарохранительницы, напрестольные кресты, чаши, потиры, мирохранительницы, а также церковные книги не были вывезены в хранилище, их свалили в одной из комнат колонии. Из-за неправильного хранения многие вещи пришли в негодность, книгами стали растапливать печи. В марте 1925 года верующие обратились с просьбой передать им книги и культовые вещи. Сохранившиеся предметы передали верующим, а пришедшие в негодность тайно вывезли и уничтожили. Часть старинных икон попала в Бахчисарайский музей.
Слева от колокольни церковь Георгия Победоносца
После освобождения Крыма от немецких войск в 1944 г. в бывшем монастыре размещался госпиталь, скончавшиеся от ран солдаты погребены близ обители. В 70-80-х гг. XX в. часть построек занимал психоневрологический интернат.
Георгиевская часть монастыря
В 1993 г. Свято-Успенский пещерный монастырь был возвращен в собственность Крымской епархии. В настоящее время монастырь испытывает давление со стороны меджлиса крымских татар, необоснованно претендующего на землю, на которой стоит монастырь, и пытающегося вытеснить насельников из ущелья. В июле 2001 г. более 200 экстремистски настроенных крымских татар вторглись на территорию монастыря, но сотрудники спецназа и прихожане защитили обитель от надругательства.
https://9xxz.livejournal.com/58138.html
http://реабилитация82.рф/stati/poezdka-v-svyato-uspenskij-monastyr-pod-baxchisaraem.html
https://goddees.livejournal.com/83079.html
http://krymkrymkrym.ru/f-i-gross-uspenskiy-skit-pod-bakhchisarayem
http://www.pravenc.ru/text/77718.html
https://routir.livejournal.com/33833.html
http://sobory.ru/photo/304650
«Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР», том 2, стр. 312
Взято: vittasim.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]