Страна крестоносцев
---
Не знаю, чего меня вдруг потянуло на Мальту. Ничего про неё особо не знал кроме того, что это два каких-то мелких острова в Средиземном море. Ну в чём-то прикольно ехать туда про что ничего не знаешь - в наше время это всё сложнее. Казалось бы, что никто из знакомых там особо не был (или не рассказывал), да и особо всяких туристов туда я не видел. Но оказалось всё прозаичнее - после начала писания постов выяснил, что довольно многие там уже побывали.
Мальта - страна карликовая. Этим она тоже занятна. Карликовые страны вообще любопытны своей организацией жизни, отличной от привычной нам организации. Когда в любую точку страны можно доехать за пару часов, когда можно за день скататься несколько раз из конца в конец. Гонконг, Макао, Люксембург, Андорра - это из того, где я был.
В таких странах даже как-то понятие города расплывается. Ну, то есть, вроде есть столица, но она, как бы, сливается со всей страной. Буквально вплотную к ней будут примыкать населённые пункты, называющиеся формально по-другому, но, по факту, образующие с ней единое целое. Да и какой может быть приоритет у столицы, если в неё можно легко добраться из самой глухой деревни. Можно и на работу каждый день ездить.
Впрочем, на Мальте оно не совсем так всё просто. Состоит страна из двух основных островов - собственно, Мальта и Гозо. Есть ещё третий маленький остров Комино, но там практически нет постоянного населения. Остров Мальта можно при желании насквозь пройти пешком за день, Гозо - за несколько часов.
При этом на этих островках живёт аж 400 тыс. человек! С интересом узнал, что Мальта - 5-я страна в мире по плотности населения. Даже легендарный Бангладеш отстаёт! Хотя, конечно, в первой 5-ке одни карлики, но, и тем не менее.
Места поэтому в стране очень мало. В городах буквально все сидят друг у друга на головах. Вот заправка прямо на тротуаре. Не самом широком, кстати.
Государственных языков два - английский и .. мальтийский! Да, у мальтийцев есть свой язык, и какая-то уникальная гремучая смесь! Единственный европейский язык семитского происхождения.
Основа языка арабская, из арабского же значительная часть базовой лексики (где-то 40% всех слов). Остальные слова взяты из итальянского, совсем немного - из английского, и ещё чуть-чуть - из французского. Очень забавно, должно быть, лингвистам наблюдать как слова с романскими корнями склоняются и спрягаются по арабским правилам. И самим арабам - как их слова пишутся латиницей и перемешаны с итальянскими.
Иногда слова сильно видоизменяются.
Собственно, история архипелага была довольно бурная. Изначально тут жили близкие к арабам народности, потом их захватили сами арабы и насадили свой язык. Потом сюда пришли крестоносцы, и началась, собственно, золотая эра Мальты. Они основали тут свой орден, который был изгнан с захватом острова Наполеоном (после чего сам орден переместился... в Россию, куда его любезно пригласил Павел I. Но побыл у нас он не очень долго) С крахом Наполеона Мальта отошла Великобритании, в результате чего английский язык тут хорошо обосновался. Ну и всякие английские артефакты, перемежаемые теперь со средневековыми.
В 1964 году страна получила независимость.
Крестоносцы, в основном, и построили всё, что на Мальте интересного. Куча крепостей, городов в них, фортов и прочих средневековых штук. Поэтому на Мальте можно делать две вещи: а) купаться, б) смотреть средневековости.
Купаться можно тут почти весь год. Но летом, говорят, очень жарко.. Лучше время - март-апрель и октябрь-ноябрь.
Пляжи тут встречаются повсеместно. Но, в основном, всё же, на северном побережье острова Мальта (южное - более дикое). Многие дабы уехать от шума городов едут на остров Комино и купаются в бирюзовой водичке там.
Ну на самом деле, многие ещё приезжают сюда учить английский. Да, язык остался вторым государственным, и практически всё население его знает. Английский часто используется при обучении в университетах и официальных учреждениях.
На нём дублируются почти все вывески.
Но в быту мальтийцы используют, в основном, свой мальтийский.
Мальта - страна достаточно дорогая. Продукты здесь, в основном, доставляются по морю, причём с самой дальней точки Италии. Производится на самом острове здесь мало чего. Так, стандартный поход в магазин нам на троих вытекал обычно в 20-30 евро. При том, что подобный объем еды даже в западноевропейских странах обычно выходит в 12-20.
Как добраться? Проще и дешевле всего самолётом. Всякие лоукостеры летают сюда практически со всей Европы. 20-30 евро, и вы греетесь у тёплого моря. Даже такой авиафоб как я выбрал этот способ. Потому что 1) паром из Сицилии стоит минимум 60 евро, 2) чтобы на него попасть нужно проехать насквозь всю Италию (предварительно до неё добравшись). А как проехать Италию, не смотря в ней ничего?
Ещё можно приплыть сюда на круизном лайнере. В столицу Валетту чуть ли не каждый день заходят разные многоэтажные красавцы. У меня их скопилась целая подборка.
Как перемещаться по стране. Одна из особенность карликовой страны - нет разделения транспорта на городской и междугородний. Все автобусы - фактически городские. Из столицы Валетты можно доехать практически в любую точку острова Мальта максимум за 2 часа и 1,5 евро. Есть и ночные автобусы, стоят 3 евро. Ехали как раз на таком из аэропорта.
Есть также очень удобная опция - проездной за 21 евро на 7 день. Берёте и неограниченно катаетесь. Действует по всей стране, в т.ч. и на автобусах острова Гозо и на ночных маршрутах.
Мои личные боль и страдания - автобусы, ходившие здесь до 2011 года. Настоящие музейные экспонаты, которые были на регулярных пассажирских перевозках. Жалко, что не съездил сюда в те славные времена. Но, с другой стороны, всюду все равно не поспеешь.
Автобусы ходят ужасно. Интервалы у большинства маршрутов от 30 минут до часа.
Только несколько маршрутов непосредственно из Валетты ходит каждые 15-20 минут. При этом не факт, что расписание будет соблюдаться. Мы несколько раз сталкивались с тем, как 120 маршрут методично приезжал ровно посередине между заявленными на табличке временами.
Паромы. Два острова соединяет гигантский паром. Стоит 4,5 евро туда-обратно. Ходит каждые полчаса в течение всего дня.
Название таки-одесское :)
Также берег Мальты очень изрезан и существуют паромы, пересекающие заливы около Ла-Валетты: в городок Слима и в тройной город Исла-Бормла-Биргу.
Стоят 1,5 евро в одну сторону. Увы, проездные за 21 евро на них не действуют.
Жильё. Тут всё сложно. Хостелов мало, коучсёрфинг практически не работает. Так что готовьтесь отдавать минимум по 20-25 евро за ночь вне сезона, и за 30 во время. Нам не удалось найти ни одной вписки - коучсёрферы даже не отвечали что не могут. Впрочем, мы были с ребёнком, если ехать одному то, может, больше шансов.
Еда. Тоже тут особо радоваться нечему, как и везде в Западной Европе. Дёшево пообедать можно, разве что, в макдоналдсе. Вроде как есть всякие рыбные рестораны, но там будут порции за 10-15 евро.. Мы, в основном, покупали в супермаркетах колбасу, делали бутерброды, а вечером готовили на кухне в гостинице ужин.
Единственная национальная народная еда - это "пастиззи". Эдакие пирожки с грибами, шпинатом или курицей. Вне туристических троп их, в принципе, вполне реально найти. Будет стоить от 40 до 70 центов за штуку. Пасстизи вместе с также популярной пиццей (1-1,2 евро за кусок) пришли сюда из соседней Италии.
Разные фишки. От англичан на Мальте осталось левостороннее движение.
И это напрягает, всё время опасаешься что собьют, т.к. интуитивно привык смотреть не туда.
Для этого на переходах часто напоминают куда смотреть.
Ещё интересная фишка - вот такие часы. Имеются на каждой машине. Если вы едете в центр, где платная парковка, вы обязаны ими показать, когда вы собираетесь осводить место.
Автомобильные номера страны. Кажется, ни разу их не видел вне Мальты.
Стильные телефонные будки - тоже наследие Британской империи.
При этом встречаются они в совершенно разных местах, в т.ч. и не туристических. То есть не для антуража поставлены а сами по себе.
Ещё тут популярна некая странная игра с неизвестным мне названием. Похоже на крокет, который они могли перенять от англичан, но до конца я не уверен.
Подробно о конкретных местах напишу отдельно. Но в основном на Мальте вы будете смотреть разные крепости, форты и всё с ним связанное. Прикол в том, что тут обычные города и обычные улицы построены в крепостях.
Даже общественные пространства сделаны в крепостных стенах. :)
Вокруг всего этого - вода. Берег Мальты очень сильно изрезан, посему сочетание крепостей и заливов тут повсеместно.
Подобных фотогеничных картинок можно наснимать тут очень много..
Цвет везде один - вот такой жёлтовато-коричневый.
Рельефные улицы. Их так много, что со временем даже приедаются.
И наша любимая рублика - стильные таблички! Средневековые, британские, современные..
Даже Centru Kulturali Russu выдержано в общем ключе.
Неотъемлемая фишка мальтийских городов - балконы. Они везде разные, прикольные, стильные. Читал, что тут даже есть целый язык балконов.
В стороне от натоптанных туристических троп есть и более современная архитектура. Где-то 19-й век.
На острове Гозо немного попроще обстановка. Тут уже небольшие деревни и отдельно стоящие церкви и маяки.
Но и тут есть эти вездесущие крепости.
Немного условно дикой природы на промежуточном острове Комино.
Ну вот кратко как-то так.
ПОДПИСАТЬСЯ НА ЖУРНАЛ
Мальта - страна карликовая. Этим она тоже занятна. Карликовые страны вообще любопытны своей организацией жизни, отличной от привычной нам организации. Когда в любую точку страны можно доехать за пару часов, когда можно за день скататься несколько раз из конца в конец. Гонконг, Макао, Люксембург, Андорра - это из того, где я был.
В таких странах даже как-то понятие города расплывается. Ну, то есть, вроде есть столица, но она, как бы, сливается со всей страной. Буквально вплотную к ней будут примыкать населённые пункты, называющиеся формально по-другому, но, по факту, образующие с ней единое целое. Да и какой может быть приоритет у столицы, если в неё можно легко добраться из самой глухой деревни. Можно и на работу каждый день ездить.
Впрочем, на Мальте оно не совсем так всё просто. Состоит страна из двух основных островов - собственно, Мальта и Гозо. Есть ещё третий маленький остров Комино, но там практически нет постоянного населения. Остров Мальта можно при желании насквозь пройти пешком за день, Гозо - за несколько часов.
При этом на этих островках живёт аж 400 тыс. человек! С интересом узнал, что Мальта - 5-я страна в мире по плотности населения. Даже легендарный Бангладеш отстаёт! Хотя, конечно, в первой 5-ке одни карлики, но, и тем не менее.
Места поэтому в стране очень мало. В городах буквально все сидят друг у друга на головах. Вот заправка прямо на тротуаре. Не самом широком, кстати.
Государственных языков два - английский и .. мальтийский! Да, у мальтийцев есть свой язык, и какая-то уникальная гремучая смесь! Единственный европейский язык семитского происхождения.
Основа языка арабская, из арабского же значительная часть базовой лексики (где-то 40% всех слов). Остальные слова взяты из итальянского, совсем немного - из английского, и ещё чуть-чуть - из французского. Очень забавно, должно быть, лингвистам наблюдать как слова с романскими корнями склоняются и спрягаются по арабским правилам. И самим арабам - как их слова пишутся латиницей и перемешаны с итальянскими.
Иногда слова сильно видоизменяются.
Собственно, история архипелага была довольно бурная. Изначально тут жили близкие к арабам народности, потом их захватили сами арабы и насадили свой язык. Потом сюда пришли крестоносцы, и началась, собственно, золотая эра Мальты. Они основали тут свой орден, который был изгнан с захватом острова Наполеоном (после чего сам орден переместился... в Россию, куда его любезно пригласил Павел I. Но побыл у нас он не очень долго) С крахом Наполеона Мальта отошла Великобритании, в результате чего английский язык тут хорошо обосновался. Ну и всякие английские артефакты, перемежаемые теперь со средневековыми.
В 1964 году страна получила независимость.
Крестоносцы, в основном, и построили всё, что на Мальте интересного. Куча крепостей, городов в них, фортов и прочих средневековых штук. Поэтому на Мальте можно делать две вещи: а) купаться, б) смотреть средневековости.
Купаться можно тут почти весь год. Но летом, говорят, очень жарко.. Лучше время - март-апрель и октябрь-ноябрь.
Пляжи тут встречаются повсеместно. Но, в основном, всё же, на северном побережье острова Мальта (южное - более дикое). Многие дабы уехать от шума городов едут на остров Комино и купаются в бирюзовой водичке там.
Ну на самом деле, многие ещё приезжают сюда учить английский. Да, язык остался вторым государственным, и практически всё население его знает. Английский часто используется при обучении в университетах и официальных учреждениях.
На нём дублируются почти все вывески.
Но в быту мальтийцы используют, в основном, свой мальтийский.
Мальта - страна достаточно дорогая. Продукты здесь, в основном, доставляются по морю, причём с самой дальней точки Италии. Производится на самом острове здесь мало чего. Так, стандартный поход в магазин нам на троих вытекал обычно в 20-30 евро. При том, что подобный объем еды даже в западноевропейских странах обычно выходит в 12-20.
Как добраться? Проще и дешевле всего самолётом. Всякие лоукостеры летают сюда практически со всей Европы. 20-30 евро, и вы греетесь у тёплого моря. Даже такой авиафоб как я выбрал этот способ. Потому что 1) паром из Сицилии стоит минимум 60 евро, 2) чтобы на него попасть нужно проехать насквозь всю Италию (предварительно до неё добравшись). А как проехать Италию, не смотря в ней ничего?
Ещё можно приплыть сюда на круизном лайнере. В столицу Валетту чуть ли не каждый день заходят разные многоэтажные красавцы. У меня их скопилась целая подборка.
Как перемещаться по стране. Одна из особенность карликовой страны - нет разделения транспорта на городской и междугородний. Все автобусы - фактически городские. Из столицы Валетты можно доехать практически в любую точку острова Мальта максимум за 2 часа и 1,5 евро. Есть и ночные автобусы, стоят 3 евро. Ехали как раз на таком из аэропорта.
Есть также очень удобная опция - проездной за 21 евро на 7 день. Берёте и неограниченно катаетесь. Действует по всей стране, в т.ч. и на автобусах острова Гозо и на ночных маршрутах.
Мои личные боль и страдания - автобусы, ходившие здесь до 2011 года. Настоящие музейные экспонаты, которые были на регулярных пассажирских перевозках. Жалко, что не съездил сюда в те славные времена. Но, с другой стороны, всюду все равно не поспеешь.
Автобусы ходят ужасно. Интервалы у большинства маршрутов от 30 минут до часа.
Только несколько маршрутов непосредственно из Валетты ходит каждые 15-20 минут. При этом не факт, что расписание будет соблюдаться. Мы несколько раз сталкивались с тем, как 120 маршрут методично приезжал ровно посередине между заявленными на табличке временами.
Паромы. Два острова соединяет гигантский паром. Стоит 4,5 евро туда-обратно. Ходит каждые полчаса в течение всего дня.
Название таки-одесское :)
Также берег Мальты очень изрезан и существуют паромы, пересекающие заливы около Ла-Валетты: в городок Слима и в тройной город Исла-Бормла-Биргу.
Стоят 1,5 евро в одну сторону. Увы, проездные за 21 евро на них не действуют.
Жильё. Тут всё сложно. Хостелов мало, коучсёрфинг практически не работает. Так что готовьтесь отдавать минимум по 20-25 евро за ночь вне сезона, и за 30 во время. Нам не удалось найти ни одной вписки - коучсёрферы даже не отвечали что не могут. Впрочем, мы были с ребёнком, если ехать одному то, может, больше шансов.
Еда. Тоже тут особо радоваться нечему, как и везде в Западной Европе. Дёшево пообедать можно, разве что, в макдоналдсе. Вроде как есть всякие рыбные рестораны, но там будут порции за 10-15 евро.. Мы, в основном, покупали в супермаркетах колбасу, делали бутерброды, а вечером готовили на кухне в гостинице ужин.
Единственная национальная народная еда - это "пастиззи". Эдакие пирожки с грибами, шпинатом или курицей. Вне туристических троп их, в принципе, вполне реально найти. Будет стоить от 40 до 70 центов за штуку. Пасстизи вместе с также популярной пиццей (1-1,2 евро за кусок) пришли сюда из соседней Италии.
Разные фишки. От англичан на Мальте осталось левостороннее движение.
И это напрягает, всё время опасаешься что собьют, т.к. интуитивно привык смотреть не туда.
Для этого на переходах часто напоминают куда смотреть.
Ещё интересная фишка - вот такие часы. Имеются на каждой машине. Если вы едете в центр, где платная парковка, вы обязаны ими показать, когда вы собираетесь осводить место.
Автомобильные номера страны. Кажется, ни разу их не видел вне Мальты.
Стильные телефонные будки - тоже наследие Британской империи.
При этом встречаются они в совершенно разных местах, в т.ч. и не туристических. То есть не для антуража поставлены а сами по себе.
Ещё тут популярна некая странная игра с неизвестным мне названием. Похоже на крокет, который они могли перенять от англичан, но до конца я не уверен.
Подробно о конкретных местах напишу отдельно. Но в основном на Мальте вы будете смотреть разные крепости, форты и всё с ним связанное. Прикол в том, что тут обычные города и обычные улицы построены в крепостях.
Даже общественные пространства сделаны в крепостных стенах. :)
Вокруг всего этого - вода. Берег Мальты очень сильно изрезан, посему сочетание крепостей и заливов тут повсеместно.
Подобных фотогеничных картинок можно наснимать тут очень много..
Цвет везде один - вот такой жёлтовато-коричневый.
Рельефные улицы. Их так много, что со временем даже приедаются.
И наша любимая рублика - стильные таблички! Средневековые, британские, современные..
Даже Centru Kulturali Russu выдержано в общем ключе.
Неотъемлемая фишка мальтийских городов - балконы. Они везде разные, прикольные, стильные. Читал, что тут даже есть целый язык балконов.
В стороне от натоптанных туристических троп есть и более современная архитектура. Где-то 19-й век.
На острове Гозо немного попроще обстановка. Тут уже небольшие деревни и отдельно стоящие церкви и маяки.
Но и тут есть эти вездесущие крепости.
Немного условно дикой природы на промежуточном острове Комино.
Ну вот кратко как-то так.
ПОДПИСАТЬСЯ НА ЖУРНАЛ
Взято: griphon.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]