Рецензия на фильм "Братья Систерс" (The Sisters Brothers) 2018
---
На прошедшем в этом году венецианском фестивале режиссёр Жак Одера получил за этот фильм серебряного льва. Сейчас вестерн про двух братьев с забавной фамилией добрался до российских кинотеатров, так что можно полноценно с ним ознакомиться.
Элай и Чарли - два брата по фамилии Систерс (в оригинале это звучит забавнее - типа как братья Сёстры) работают головорезами на таинственного криминального авторитета Коммандора. Получив очередное задание, братья отправляются в погоню за химиком Германном Уормом. До этого Коммандор отправил по его следу детектива Джона Морриса, который должен был выследить его и потом сдать братьям. Однако Джон случайно сдружился с химиком и решает не упрощать задачу идущим по их пятам братьям Систерс.
В качестве фона для разворачивающихся событий стала эпоха Золотой Лихорадки в 1850х годах, где каждый человек, который в состоянии держать в руках лопату и кирку, отправлялся на поиски золота. Именно поэтому для детектива Джона Морриса выследить алхимика, который также охотится за золотом, оказалось довольно лёгкой задачей. Сценаристы обстоятельно раскрывают характеры персонажей и дают понять, что и Джон Моррис, который чаще разглядывает природу, красочно описывая её в своём дневнике, и химик Герман Уорм, мечтающий о новом идеальном обществе, совершенно не вписываются в жестокую картину мира. Они - лишние люди, которые оказались не в том времени и не в том месте.
С самими братьями история другая - они очень разные по характеру, но зато отлично притёрлись друг к другу и прекрасно научились выживать в агрессивной среде Дикого Запада. И у них на удивление хорошо это получается - по невероятному стечению обстоятельств они умудряются выживать в самых тяжёлых перестрелках. Самих перестрелок в фильме крайне мало - большую часть времени персонажи общаются, обмениваются мыслями и взаимными подтруниваниями.
Именно за их взаимоотношениями интереснее всего наблюдать. Обернув историю в форму дорожного приключения, сценаристы пропускают героев через уйму сложных и неприятных ситуаций, из которых они, тем не менее, выбираются и продолжают свой путь к цели. В какой-то момент авторы вводят между братьями элемент разлада, когда они вдруг решают изучить свои жизненные цели. Элей, как более мягкий и чувствительный, хочет бросить опасное для жизни ремесло и осесть где-нибудь в тихом месте, зарабатывая честным трудом. Его брат Чарли напротив - не намеревается останавливаться - его влечёт жизнь на острие ножа, и он даже подумывает стать хозяином жизни.
Жак Одиар ("Профессионал") взял проверенную схему вестернов и переложил её на новые рельсы. Помимо основной сюжетной арки, режиссёр ввёл в повествование массу мелких размышлений, которые в конечном счёте формируют финальную картину. Неторопливое течение сюжета перемежается зарисовками из жизни героев - наблюдая, как Элай изучает новинку прогресса "зубную щётку" или как бережно и трепетно он обращается с шалью, проникаешься к нему искренней симпатией. Его брат Чарли поначалу вызывает негативные эмоции - что может отвратительнее человека, который напивается до беспамятства, палит по окружающим из револьвера, а потом ещё и падает с лошади, параллельно заблёвывая себя с головы до ног? Но даже такой персонаж способен на искренность и сочувствие, хоть и скрывает их глубоко внутри и не хочет этого никому демонстрировать.
Режиссёр работает на контрасте и активно демонстрирует как романтику Дикого Запада с красотой неосвоенных территорий и ощущением грядущего, так и жестокую неприглядную действительность, где одно сказанное слово может стоить целой жизни. Где ночёвка на земле - опасное предприятие и никогда не знает, какому пауку взбредёт в голову заползти тебе в рот. Где тяжелый труд золотоискателя может закончиться выстрелом в спину, а всё добытое уедет в седельных сумках чужой лошади в неизвестном направлении.
Фильм можно считать вестерном нового поколения, потому что, не смотря на избитый сюжет, Жак Одиар вводит в повествование уйму деталей, не свойственных классическому вестерну, а от атавизмов жанра от избавляется, не моргнув и глазом. Тут буквально нет ни одной дуэли один-на-один, с пафосной музыкой и крупными планами переглядывания. Герои предпочитают стрелять наверняка, в упор и без колебаний. Лучше они, чем их - в этом чувствуется холодный расчёт и опыт выживания в опасных условиях.
Также стоит отметить, что режиссёр позволяет себе немного поэкспериментировать. Например, в единственном месте Одиар пускает сцену на манер интервью - Чарли Систерс на чёрном фоне медленно закуривает сигарету и делится с братом подробностями предстоящих событий. Вместо изобретательного диалога получился оригинальный флешбэк - героя не перебивают, и он за раз выдаёт всю необходимую информацию. Вполне возможно, режиссёр хотел подавать сюжет именно таким образом - детальный план из уст одного человека, а следом события, которые пошли не по плану - но что-то пошло не так и в финальной версии осталась лишь одна подобная сцена. Ещё один пронзительный момент - финальная речь химика в ночь перед использованием реагента. Цветовое решение заставляет героя буквально светиться, а его наполненный добротой взгляд прямо в камеру как бы намекает о грядущей трагедии.
Четверо ключевых актёров проделали поистине качественную работу над своими персонажами. Они все получились яркими, запоминающимися и проработанными. Риз Ахмед ("Веном", "Стрингер"), сыгравший химика Германна Уорма вызывает одновременно восхищение и сочувствие. Его идеи об идеальном обществе не лишены смысла, но зритель понимает, что эпоха ещё не готова для подобных идей. В этом-то и трагедия персонажа - он ошибся со временем, чтобы жить.
Джейк Джилленхол ("Исходный код", "Пленницы") в образе романтичного детектива Джона Морриса вызывает симпатию чуть ли не с первых кадров своего появления. Мягкая улыбка располагает к себе, а красочные описания своей жизни в дневнике намекают, что такому человеку тоже не место на Диком Западе.
А вот Хоакин Феникс ("Гладиатор", "Тебя никогда здесь не было"), сыгравший младшего брата Чарли Систерса, получился многогранным и комплексным. В нём сочетается безграничная любовь к брату и столь же бесконечная ненависть к окружающим. При этом ему настолько комфортно в этом обществе злых людей, что он даже не пытается выделяться. Но где-то в глубине души он остался глупым мальчишкой, который отрастил бороду и теперь просто хочет выгнать соседского мальчишку из песочницы, чтобы самому лепить куличики. Именно эту мысль и доносит его образ в финале и поэтому его герой тоже вызывает сочувствие.
Джон Си Райли ("Ральф", "Резня"), который сыграл второго брата - Элайя Систерса, вызывает симпатию с самого начала. Райли сразу контрастирует на фоне более жестокого брата, хотя по меткости и частоте стрельбы не отстаёт от него. Такая нетипичная ситуация, когда старший брат чувствует себя младшим и актёру удалось передать ту искренность и тягу к мирной жизни, которой наполнен характер героя.
Из минусов стоит отметить лишь провисание в третьем акте, где возникает этакая клиповость действия. Братья убегают от головорезов и сцены ночных перестрелок перемежаются с грустью и тоской после пережитой потери. В этих сценах можно было бы больше внимания уделить трансформации Чарли в, по сути, нового человека, но вместо этого молчаливые сцены сопровождаются лирической музыкой.
"Братья Систерс" получился более чем хорошим трагикомичным вестерном о лишних людях. Здесь нет яростных перестрелок и напряженных дуэлей один на один. Зато здесь есть отличные персонажи с проработанными характерами, за взаимными перепалками которых очень приятно наблюдать. Джон Си Райли и Хоакин Феникс создали образы братьев, за которых переживаешь, не смотря на все их злодеяния, а в перерывах между их едкими диалогами можно насладиться чудесной природой Фронтира без всяких фильтров.
Что ещё почитать:
К списку всех рецензий
Регулярная рубрика обзора новинок кинопроката
Во что поиграть в декабре 2018
Сборник баллад про Дикий запад от братьев Коэн
Мультфильм про героев видеоигр и Интернет
Сериал про слепого адвоката в костюме супергероя
Сказка про чудных зверей и волшебников с палочками
Комедийный сериал про бруклинских полицейских
Аниме про мальчика в мире антропоморфных животных
Детектив про несовершенство японской системы правосудия
Здесь можно подписаться и добавиться в друзья.
Взято: s3tr0n.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]