Мимо с грохотом пронёсся самолёт-невидимка...
---
Фоторассказы о Сербии я начну с посещения авиационного музея, в котором хранятся обломки единственного сбитого самолёта-невидимки, F-177 который сербы подбили в 1999 году. Дополню историю своими фотографиями F-117, снятыми на авиашоу в Дубае.
24 марта 1999 года началась военная операция НАТО против Югославии. Бомбардировки страны продолжались на протяжении 78 дней и закончились тем, что югославская армия покинула территорию Косово, чего и добивались представители североатлантического альянса. К удивлению многих, уже на 3-й день авианалётов югославская система ПВО смогла сбить американский самолет-невидимку F-117A, выполненный по технологии "Стелс". Самолет был гордостью американского военного самолетостроения, важным пропагандистским инструментом и одним из самых известных самолетов конца XX века.
F-117A был сбит 27 марта 1999 года в 40 километрах от Белграда 3-й батареей 250-й бригады ПВО, защищавшей столицу.
Локхид F-117 "Ночной ястреб" (Nighthawk) — американский одноместный дозвуковой тактический малозаметный ударный самолёт фирмы Lockheed Martin, предназначенный для скрытного проникновения через систему ПВО противника и атак стратегически важных наземных объектов военной инфраструктуры — ракетные базы, аэродромы, центры управления и связи и т. п.
Первый полёт совершил 18 июня 1981 года. Произведено 64 единицы, последний серийный экземпляр был поставлен ВВС США в 1990 году. Стоимость одного самолета составляла более 111 млн. долларов.
2
При создании перспективного самолета-невидимки американцы впервые решили убрать все демаскирующие самолет факторы: способность отражать радиолокационное облучение; самому излучать электромагнитные волны; оставлять дымный и инверсионный следы; издавать звук; быть незаметным в инфракрасном диапазоне.
Всё это привело к появлению весьма оригинальной формы самолета, которую можно сравнить с утюгом и которая никак не способствовала хорошим лётным характеристикам машины.
3
Самолёт был очень сложен в управлении. В помощь пилоту на нем использовалась электронно-дистанционная система управления с четырехкратным резервированием каналов управления, при этом из-за того что самолет был неустойчив по рысканию и тангажу на него ставили автоматическую систему обеспечения устойчивости и, начиная с 1991 года, её дополнили автоматом тяги. Самолет мог летать только на дозвуковых скоростях и обладал плохой маневренностью. В том числе и поэтому он не смог уйти от ракеты комплекса ПВО С-125.
4
На самолете отсутствовала РЛС, за исключением лазера подсветки цели все системы навигации и прицеливания были пассивными. Для навигации использовалась инерциальная система и приемник системы спутниковой навигации, для наведения – система ИК-камер. Активных средств РЭБ на самолете не существовало. В конце-концов отсутствие современного БРЭО в сочетании с посредственной аэродинамикой, а также путевой и продольной статической неустойчивостью вели к большому риску при пилотировании самолета.
5
Вернёмся в Сербию.
По словам полковника Золтона, он не питал никаких иллюзий относительно технического превосходства НАТО, поэтому предпочитал не вступать в открытое противодействие бомбардировщикам, раскрывая положение своих пусковых установок и радаров. Он использовал тактику засад, выжидая, когда подвернется случай сбить самолет противника наверняка.
Еще одним фактором, который предопределил события того дня было то, что американцы использовали F-117 без прикрытия и не изменяли маршруты полетов, будучи уверенными в неуязвимости своих машин. Сообщается, что сбитый F-117 проходил по одному и тому же маршруту уже несколько раз, так что сербские зенитчики могли хорошо подготовиться к "охоте".
6
Сербские зенитчики использовали радар П-18, обладающий метровым диапазоном частот. Известно, что радар отслеживает воздушную цель, регистрируя поступающие от нее сигналы. Современные радары построены на использовании высокой частоты сигнала. При этом в случае со "Стелсом" короткие волны рассеиваются специальной рубленной формой корпуса самолета и его внутренней структурой. Именно причудливая форма и была основой технологии незаметности.
В то же время для длинноволновых (низкочастотных) радаров подобная форма воздушной цели не является препятствием. Данные локаторы не так точны, но в состоянии видеть любой объект. Помимо этого американский самолет отличался низкой дозвуковой скоростью полета и невысокой маневренностью. Это делало его более уязвимым для старых ЗРК с низкочастотными радарами. Да и выполнить маневр отклонения от ракеты, выпущенной с близкого расстояния, на данном самолете было бы весьма проблематично. Натовский самолет был сбит на расстоянии 13 километров от ЗРК.
7
Сербские военные не держали радары включенными постоянно. Они запускали их в определенный момент на короткое время, для того чтобы их не могли засечь самолеты ДЛРО противника и навести на батареи бомбардировщики. Обнаружив на экране цель, зенитчики провели необходимые расчеты и повторно включили радар, когда самолет был в 15 км. от них. Дальше в игру вступила зенитная управляемая ракета, обладающая достаточно большой БЧ (вес 50-100 кг), подрыв такой ракеты обеспечивает радиус поражения осколками в зоне 200-500 метров.
Самолёт был сбит в 20:55 по местному времени, упав в селе Будановцы.
Большая часть обломков сбитого над Сербией самолета хранится в музее около аэропорта имени Николы Теслы, часть была передана для изучения российским военным.
Кусок F-117 выставлен рядом с с обломком от сбитого F-16.
8
Гордость американской военной авиации стала жертвой ракеты комплекса ПВО С-125 "Нева", который был создан в СССР в конце 1950-х годов, а батареей командовал полковник Золтон Дани, обучавшийся в Минском высшем инженерном зенитно-ракетном училище войск ПВО.
9
Уцелевший фонарь кабины "невидимки".
По-сербски "поклопац" (он же крышка).
10
Что касается электронного оборудования, то неофициально считается, что его большая часть была продана за границу (по мнению белградской прессы, оборудование купили Россия и Китай для тестирования своих прототипов самолётов с пониженной заметностью). США безуспешно требовали от Югославии вернуть обломки самолёта, но сербское правительство до сих пор отказывается возвращать их.
11
Катапультное кресло F-117A.
12
Стоит отметить также тот факт, что за все время бомбардировок Югославии в подразделении, где находилось порядка 200 человек и которым командовал полковник Золтон Дани, не было потерь.
Для обеспечения безопасности сербские зенитчики часто меняли стартовые позиции. Часть людей Золтана постоянно была занята поиском новых мест, куда можно было перевезти военную технику, а также подготовкой к ее переброске. Всего за 78 дней бомбардировок, батарея преодолела несколько тысяч километров.
Для сербских военных, особенно зенитчиков, это стало большой победой и, возможно, самым значимым событием в их военной карьере.
Косвенно этот эпизод стал причиной свертывания всей программы F-117A Night Hawk, в которую американцы вложили миллиарды долларов.
13
Но ни до этого, ни после не был сбит ни один самолет данного типа. В той же Югославии тактические бомбардировщики F-117A совершили около 850 боевых вылетов.
F-117A достаточно успешно эксплуатировался ВВС США и принимал участие в военных конфликтах, из которых наиболее известными являются две военные кампании в Ираке в 1991 и 2003 годах, а также военная кампания против Югославии в 1999 году. За все это время в боевых вылетах был потерян 1 самолет, еще 6 самолетов было потеряно в мирное время в результате аварий и авиационных происшествий.
F-117A планировалось использоваться как минимум до 2018 года, но в итоге все самолеты были сняты с вооружения к середине 2008 года, преимущественно из-за принятия на вооружение F-22 Raptor.
14
В репортаже использованы материалы с сайта topwar.ru
24 марта 1999 года началась военная операция НАТО против Югославии. Бомбардировки страны продолжались на протяжении 78 дней и закончились тем, что югославская армия покинула территорию Косово, чего и добивались представители североатлантического альянса. К удивлению многих, уже на 3-й день авианалётов югославская система ПВО смогла сбить американский самолет-невидимку F-117A, выполненный по технологии "Стелс". Самолет был гордостью американского военного самолетостроения, важным пропагандистским инструментом и одним из самых известных самолетов конца XX века.
F-117A был сбит 27 марта 1999 года в 40 километрах от Белграда 3-й батареей 250-й бригады ПВО, защищавшей столицу.
Локхид F-117 "Ночной ястреб" (Nighthawk) — американский одноместный дозвуковой тактический малозаметный ударный самолёт фирмы Lockheed Martin, предназначенный для скрытного проникновения через систему ПВО противника и атак стратегически важных наземных объектов военной инфраструктуры — ракетные базы, аэродромы, центры управления и связи и т. п.
Первый полёт совершил 18 июня 1981 года. Произведено 64 единицы, последний серийный экземпляр был поставлен ВВС США в 1990 году. Стоимость одного самолета составляла более 111 млн. долларов.
2
При создании перспективного самолета-невидимки американцы впервые решили убрать все демаскирующие самолет факторы: способность отражать радиолокационное облучение; самому излучать электромагнитные волны; оставлять дымный и инверсионный следы; издавать звук; быть незаметным в инфракрасном диапазоне.
Всё это привело к появлению весьма оригинальной формы самолета, которую можно сравнить с утюгом и которая никак не способствовала хорошим лётным характеристикам машины.
3
Самолёт был очень сложен в управлении. В помощь пилоту на нем использовалась электронно-дистанционная система управления с четырехкратным резервированием каналов управления, при этом из-за того что самолет был неустойчив по рысканию и тангажу на него ставили автоматическую систему обеспечения устойчивости и, начиная с 1991 года, её дополнили автоматом тяги. Самолет мог летать только на дозвуковых скоростях и обладал плохой маневренностью. В том числе и поэтому он не смог уйти от ракеты комплекса ПВО С-125.
4
На самолете отсутствовала РЛС, за исключением лазера подсветки цели все системы навигации и прицеливания были пассивными. Для навигации использовалась инерциальная система и приемник системы спутниковой навигации, для наведения – система ИК-камер. Активных средств РЭБ на самолете не существовало. В конце-концов отсутствие современного БРЭО в сочетании с посредственной аэродинамикой, а также путевой и продольной статической неустойчивостью вели к большому риску при пилотировании самолета.
5
Вернёмся в Сербию.
По словам полковника Золтона, он не питал никаких иллюзий относительно технического превосходства НАТО, поэтому предпочитал не вступать в открытое противодействие бомбардировщикам, раскрывая положение своих пусковых установок и радаров. Он использовал тактику засад, выжидая, когда подвернется случай сбить самолет противника наверняка.
Еще одним фактором, который предопределил события того дня было то, что американцы использовали F-117 без прикрытия и не изменяли маршруты полетов, будучи уверенными в неуязвимости своих машин. Сообщается, что сбитый F-117 проходил по одному и тому же маршруту уже несколько раз, так что сербские зенитчики могли хорошо подготовиться к "охоте".
6
Сербские зенитчики использовали радар П-18, обладающий метровым диапазоном частот. Известно, что радар отслеживает воздушную цель, регистрируя поступающие от нее сигналы. Современные радары построены на использовании высокой частоты сигнала. При этом в случае со "Стелсом" короткие волны рассеиваются специальной рубленной формой корпуса самолета и его внутренней структурой. Именно причудливая форма и была основой технологии незаметности.
В то же время для длинноволновых (низкочастотных) радаров подобная форма воздушной цели не является препятствием. Данные локаторы не так точны, но в состоянии видеть любой объект. Помимо этого американский самолет отличался низкой дозвуковой скоростью полета и невысокой маневренностью. Это делало его более уязвимым для старых ЗРК с низкочастотными радарами. Да и выполнить маневр отклонения от ракеты, выпущенной с близкого расстояния, на данном самолете было бы весьма проблематично. Натовский самолет был сбит на расстоянии 13 километров от ЗРК.
7
Сербские военные не держали радары включенными постоянно. Они запускали их в определенный момент на короткое время, для того чтобы их не могли засечь самолеты ДЛРО противника и навести на батареи бомбардировщики. Обнаружив на экране цель, зенитчики провели необходимые расчеты и повторно включили радар, когда самолет был в 15 км. от них. Дальше в игру вступила зенитная управляемая ракета, обладающая достаточно большой БЧ (вес 50-100 кг), подрыв такой ракеты обеспечивает радиус поражения осколками в зоне 200-500 метров.
Самолёт был сбит в 20:55 по местному времени, упав в селе Будановцы.
Большая часть обломков сбитого над Сербией самолета хранится в музее около аэропорта имени Николы Теслы, часть была передана для изучения российским военным.
Кусок F-117 выставлен рядом с с обломком от сбитого F-16.
8
Гордость американской военной авиации стала жертвой ракеты комплекса ПВО С-125 "Нева", который был создан в СССР в конце 1950-х годов, а батареей командовал полковник Золтон Дани, обучавшийся в Минском высшем инженерном зенитно-ракетном училище войск ПВО.
9
Уцелевший фонарь кабины "невидимки".
По-сербски "поклопац" (он же крышка).
10
Что касается электронного оборудования, то неофициально считается, что его большая часть была продана за границу (по мнению белградской прессы, оборудование купили Россия и Китай для тестирования своих прототипов самолётов с пониженной заметностью). США безуспешно требовали от Югославии вернуть обломки самолёта, но сербское правительство до сих пор отказывается возвращать их.
11
Катапультное кресло F-117A.
12
Стоит отметить также тот факт, что за все время бомбардировок Югославии в подразделении, где находилось порядка 200 человек и которым командовал полковник Золтон Дани, не было потерь.
Для обеспечения безопасности сербские зенитчики часто меняли стартовые позиции. Часть людей Золтана постоянно была занята поиском новых мест, куда можно было перевезти военную технику, а также подготовкой к ее переброске. Всего за 78 дней бомбардировок, батарея преодолела несколько тысяч километров.
Для сербских военных, особенно зенитчиков, это стало большой победой и, возможно, самым значимым событием в их военной карьере.
Косвенно этот эпизод стал причиной свертывания всей программы F-117A Night Hawk, в которую американцы вложили миллиарды долларов.
13
Но ни до этого, ни после не был сбит ни один самолет данного типа. В той же Югославии тактические бомбардировщики F-117A совершили около 850 боевых вылетов.
F-117A достаточно успешно эксплуатировался ВВС США и принимал участие в военных конфликтах, из которых наиболее известными являются две военные кампании в Ираке в 1991 и 2003 годах, а также военная кампания против Югославии в 1999 году. За все это время в боевых вылетах был потерян 1 самолет, еще 6 самолетов было потеряно в мирное время в результате аварий и авиационных происшествий.
F-117A планировалось использоваться как минимум до 2018 года, но в итоге все самолеты были сняты с вооружения к середине 2008 года, преимущественно из-за принятия на вооружение F-22 Raptor.
14
В репортаже использованы материалы с сайта topwar.ru
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]