Чернокожая община появилась в Британии при Елизавете I
---
Первые представители темнокожей общины появились в Британии при Елизавете I. По словам историка Майкла Вуда, именно тогда было положено начало истории нынешнего поколения чернокожих британцев.
Если выйти на станции метро Олдгейт на востоке Лондона и пройтись по улице Уайтчэпел-роуд, вас встретит головокружительная смесь различных говоров, рас, храмов, мечетей и знаменитых ресторанчиков района Брик-лейн - довольно типичная сцена для современной мультикультурной Британии.
Чернокожий трубач Джон Бланк часто играл при дворе королей Генриха VII и Генриха VIII
Большинство британцев считает, что представители черной расы из бывших колоний появились здесь после Второй мировой войны.
Появление выходцев из Карибского региона, например, прочно связано в сознании местных жителей с кораблем "Эмпайэр Уиндраш", который доставил в 1948 году в Британию большую группу жителей стран Карибских островов.
Появление бангладешцев связывают с войной за независимость 1971 года, а выходцев из Уганды индийского происхождения - с приказом, изданным в 1972 году тогдашним диктатором этой страны Иди Амином об их изгнании.
Однако жителей стран Западной Африки и даже Бенгалии (область на юге Азии, на территории современных государств Индия и Бангладеш) можно было встретить на улицах Лондона еще во времена Шекспира.
Конечно, их было немного, и тогдашние лондонцы на них смотрели с удивлением, а иногда и с неприязнью.
Прислуга, музыканты и актеры
Тем не менее, мы теперь знаем, что они тут жили, работали и заключали браки с местными жителями. Можно сказать, что темнокожая община Британии начала отсчет своего существования именно со времен правления Тюдоров.
Да, первые чернокожие появлялись в Британии еще во времена Римской империи, но их тогда было очень мало.
Перемены начались во времена правления Елизаветы I. В архивах того времени можно найти записи о простолюдинах не белой расы, живших и работавших в Англии, в особенности в Лондоне.
Шекспир написал несколько пьес, в которой были роли для
темнокожих людей, самый знаменитый из них — Отелло
Сам Шекспир, которого всегда интересовали «другие» персонажи, написал несколько пьес, в которых были роли для темнокожих людей, самый знаменитый из них — Отелло. Сам этот факт демонстрирует, что они были заметной частью тогдашнего Лондона.
Они работали прислугой, среди них были музыканты и актеры. И речь идет о нескольких сотнях человек, если не больше.
Здесь следует подчеркнуть, что они не были рабами. В самой Англии рабовладение было запрещено. И многие из чернокожих британцев вступали в браки с местными жителями.
Например, в 1599 году на улице Сент-Олав-Харт-стрит жил человек по имени Джон Кэтман, который, согласно записям в приходской церкви, женился на «черной служанке» Констанции. Чуть позже там же женились «мавр-христианин» Джеймс Каррес и служанка Маргарет Персон.
Из архивов церкви Святого Ботольфа у станции Олдгейт можно узнать много интересного. Здесь упоминаются не только французские и голландские иммигранты, но есть и перс, несколько индийцев и человек из «Ост-Индии» (теперешняя Бенгалия).
В одном этом небольшом приходе к концу XVI века жило 25 темнокожих человек. Большинство из них были слугами, но один жил неподалеку от колокольной мастерской, и, судя по всему, там и работал.
Похороны некоторых из них были весьма пышными, что свидетельствует о том, что их уважали коллеги, работодатели и соседи.
Некоторые детали приходского архива просто поразительны.
Например, в 1597 году Мэри Филлис, 20-летняя черная женщина, была служанкой у вдовы Баркер с улицы Марк-лейн. К тому времени она жила в Англии уже 13 или 14 лет. Она была дочерью мавра, мастерившего лопаты и корзины.
До прихода в дом вдовы Баркер Мэри была в услужении у швеи Миллисент Портер жившей в районе Ист-Смитфилд. Познав учение Христа, Мэри изъявила желание креститься и обратилась с этой просьбой к священнику через свою хозяйку.
После встречи Мэри с приходским священником церкви Святого Ботольфа, который удостоверился в искренности ее намерений, она изучила катехизис, произнесла «Отче Наш» и была крещена в пятницу, 3 июня 1597 года. На обряде присутствовали свидетели, в основном жены богатых прихожан. В документах написано, что она стала активной прихожанкой. Из всего это становится ясно, что Мэри была полноправным членом общины.
Район борделей
Далеко не у всех жизнь была столь же идиллической. Известно, что среди лондонских проституток были и темнокожие женщины. Их можно было встретить как в Саутворке, на южном берегу Темзы, так и в районе борделей на Тернмилл-стрит, в Кларкенуэлле.
Олауда Эквиано был освобожденным рабом, моряком и известным писателем
Именно там находился знаменитый бордель, принадлежавший Люси Негро, бывшей танцовщицы при королевском дворе. Ее заведение пользовалось особой популярностью среди аристократов и адвокатов.
Этот район Лондона пользовался печальной славой. В 1602 году некий Денис Эдвардс писал своему другу: «Будь добр, узнай, свободна ли моя негритянка, и закажи ее мне. Она сейчас работает в датской пивной Сван, на Тернмилл-стрит».
Приятель Шекспира поэт Джон Уивер также восхвалял женщину с лицом «черным, как черное дерево, как черная смоль».
Около 1600 года правительство обеспокоилось присутствием в стране стольких чернокожих людей. Их число значительно увеличилось за счет освобожденных англичанами рабов с захваченных испанских судов.
В архиве государственной переписки, созданном в начале XVII века Уильямом Сесилом, приближенным Елизаветы I, можно, например, найти вот такое письмо: «Королева обеспокоена большим числом „негров и мавров“ проникших в королевство и получивших здесь приют, к возмущению Ее собственного народа после проблем возникших между Ее Величеством и королем Испании».
Речь идет об освобожденных рабах с захваченных испанских кораблей. В правительстве даже обсуждались планы об их высылке из страны.
В июле 1602 года Уильям Сесил стал оказывать давление и на хозяев торговых судов.
Один из них написал: «Я, не без труда, смог убедить купцов, торгующих с Варварским берегом, платить за еду и жилье мавров, освобожденных кораблями Ее Величества, до тех пор, пока не появится возможность отправить их на Варварский берег».
На данный момент неизвестно, был ли приведен в исполнение этот план. Так же как и в наши времена, к заявлениям правительства той эпохи следует относиться с определенной долей скептицизма.
Тем не менее, стоит отметить, что тогдашние власти считали свой обязанность обеспечить освобожденных рабов продовольствием и жильем.
История темнокожей общины Британии уходит корнями глубоко в историю.
Вот некоторые имена в списке прихожан церкви Святого Ботольфа:
Кристофер Капперверт [родом из Кабо Верде] — «черный мавр»
Доминго — «черный слуга-негр сэра Уильяма Уинтера»
Сюзанна Пивис — «темнокожая служанка Джона Деппинуа»
Саймон Валенсия — «черный мавр, слуга игольщика Стивена Драйфилда»
Кассанго — «темнокожий слуга купца Томаса Барбера»
Изабел Питерс – «темнокожая жительница постоялого двора на Аллее голубого якоря»
«Негр, которого, кажется, звали Франсис. Он должен был стать слугой пивовара Питера Миллера… Возраст — 26 лет. Его гроб, покрытый дорогой расшитой тканью, несли четыре человека»
Мэри — «темнокожая женщина, скончавшаяся на улице».
К сожалению, история не сохранила их собственных рассказов о своей жизни. Лишь к XVIII веку стали появляться романы, поэмы, воспоминания, написанные черными британцами, — например, известны такие имена, как Олауда Эквиано, Оттоба Кугоано и Игнатиус Санчо.
Встреча Генриха VIII и Фрэнсиса I (гобелен 1520 года), слева вверху чернокожий трубач
В XVIII веке темнокожее население Лондона достигало, по некоторым оценкам, 20 тысяч человек. У чернокожих даже были свои собственные таверны.
Они составляли относительно небольшой процент населения, но внесли свою лепту в историю.
www.bbc.com
Взято: foto-history.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]