102–АЯ ГОДОВЩИНА СО ДНЯ СМЕРТИ ИМПЕРАТОРА ФРАНЦА ИОСИФА I
---
В связи с вышеуказанной памятной датой, я решил разместить отрывок из статьи о годах его правления, его эпохе, и том следе в истории, который оставил по себе этот поистине великий и незаурядный правитель, а также о том, как воспринимается он ныне потомками его бывших подданных; а также разместить весьма интересное, на мой взгляд, документальное видео из YouTube, практически неизвестное в русскоязычном сегменте интернета, посвящённое национальному траура по случаю его смерти, и его похорон:
«... Столетие назад Австро-Венгрия была второй по территории и третьей по численности населения страной Европы. Франц Иосиф управлял сначала Автсрийской, а потом австро-венгерской империей, почти семь десятилетий, с 1848 по 1916 год, Сейчас на бывших габсбургских землях целиком или частично расположены тринадцать государств. О личности Франца Иосифа Радио Свобода рассказал историк, автор книги "Австро-Венгерская империя" и обозреватель РС Ярослав Шимов.
Когда-то Франц Иосиф назвал себя последним императором старой школы. По сроку пребывания на престоле – почти семь десятилетий – это одно из самых продолжительных царствований в мировой истории. С точки зрения сегодняшнего дня, верно ли это?
– Верно. Потому что Франц Иосиф действительно был человеком очень консервативной закваски, человеком XIX века. Он не любил, в частности, технических нововведений ХХ века. За всю свою жизнь он один только раз проехался в автомобиле, не пользовался лифтом, печатной машинкой и не любил телефон. Однако в то же время, если абстрагироваться от его личных вкусов и воспринимать его как монарха, это был человек, который удивительно умел приспосабливаться к веяниям новой эпохи. Который при всей своей консервативной закваске, стал достаточно выдающимся либеральным реформатором. Поскольку при нем и политические институты австрийской монархии, а потом Австро-Венгрии, претерпели значительные изменения именно в либеральную, демократическую сторону. Сам уклад жизни изменялся. Монарх не только этому не препятствовал, но достаточно благосклонно за этим всем наблюдал и даже способствовал. При Франце Иосифе стал признаваться брак гражданский, а не только церковный, разрешили разводы, провели капитальную реформу образования, приблизив его к тем стандартам, которые известны нам сегодня.
– Австро-Венгрия прекратила свое существование через два года после смерти Франца Иосифа. Некоторые историки указывают и на фатальные обстоятельства, сопровождавшие царствование Франца Иосифа. Это потеря нескольких престолонаследников. В какой степени эти обстоятельства сыграли свою роль в падении Австро-Венгрии?
– Конечно, сыграли. Он сам, после трагической гибели жены, императрицы Елизаветы, которую зарезал итальянский анархист Луккени, сказал фразу, которую на русский можно приблизительно перевести так: "Ничто меня в этой жизни не миновало". Он сам осознавал, что жизнь у него достаточно трагическая. Это сделало Франца Иосифа во многом фаталистом к концу его долгой жизни. Из воспоминаний последней императрицы Зиты известно, что Франц Иосиф незадолго до смерти говорил ей, что, скорее всего, все кончится революцией. Он предполагал возможность крушения своей империи. В то же время действовал так, как привык – полагаясь, с одной стороны, на волю Божию, а с другой – в соответствии с тем, что считал своим долгом. Сын и наследник Франца Иосифа кронпринц Рудольф, весьма талантливый, но неуравновешенный человек, в возрасте 30 лет покончил с собой в охотничьем домике Майрлинг под Веной. Он застрелился. Вторая трагедия – это известное сараевское убийство 28 июня 1914 года наследника престола, племянника императора Франца Фердинанда. У них были непростые взаимоотношения, но, тем не менее, это стало большим ударом для династии, поскольку Франц Фердинанд был достаточно нестандартным и многообещающим политиком. Его смерть, кроме того, послужила поводом к Первой мировой войне, которая и погубила монархию.
– Как через 90 лет после распада Австро-Венгрии вспоминают Франца Иосифа на бывших подчиненных императору землях, в австро-венгерских бывших провинциях?
– Сейчас это уже отдаленные времена, и воспринимаются они, в основном, весьма положительно. Как такой своего рода патриархальный золотой век, времена которого никогда уже не вернутся. Вспоминается то, что было позитивного, взаимодействия разных народов, разных культур под властью одной династии, которая не была тиранической. А сам старый император – это такая патриархальная фигура, не то чтобы совсем уж добрый рождественский дедушка, но власть, которая не мешает, а скорее покровительствует и развивает какие-то позитивные начала в обществе...» ( цитировано по: «Император Франц Иосиф как последний из старой гвардии» https://www.google.com/amp/s/www.svoboda.org/amp/2131682.html#ampshare=https://www.svoboda.org/a/2131682.html)
Завершая данное повествование, хотел бы сказать, что по довольно меткому, на мой взгляд, выражению кто-то из историков, даже если считать,что Австро-Венгерская империя не была образцом эффективности и могущества — но она была намного лучше всего того, что последовало за ней в ХХ веке!
Взято: foto-history.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]