Дети в музее. Как взрослому выжить и даже получить удовольствие?
---
Автор Елена Сироид
Если вы задумались: «А не пойти ли с ребенком в музей?», то мы уже пришли к вам. Со своими советами о том, как лучше такой поход обустроить. Это только на первый взгляд может показаться: подумаешь, ребенок? Подумаешь, в музее? Как бы не так! Дети перекроят и перекрасят в свой цвет любую, в том числе и музейную, действительность. Поэтому юные «музееиспытатели» — семилетняя Соня и девятилетний Кирилл — представляют свой вариант покорения галереи. Их тетя, по совместительству автор Артхива, систематизировала полученный опыт и составила полезные советы.
Юный зритель в одном из залов Национального музея «Киевская картинная галерея»
Физиология. Начало
Короткую инструкцию дети получили при входе: «По полу кататься нельзя, даже если он идеально скользкий: мы не на льду. Степенно ходим и смотрим. И шепотом задаем вопросы, если они есть».
Вопрос возник тут же:
— Тут есть, где пописать? — поинтересовалась Соня.
— Да. Тут есть туалет. С него и начнем.
— А я сейчас не хочу в туалет, но вдруг захочу?
— Понимаю. Если искусством прижмет. Но лучше давайте заранее подготовимся.
Совет № 1: Свободный детский мочевой пузырь позволит вам перемещаться по залам медленно и плавно. И совет можно проигнорировать, если у вас в планах бег галопом среди шедевров и квест «найди нужную комнату».
Интерьер Национального музея «Киевская картинная галерея»
Тайное становится явным
Подготовились. Вошли.
— Ух, ты! Как во дворце! — восхищенно сообщила Сонечка. — Здесь короли раньше жили, да?
— Нет, — блеснула знаниями я. — Этот дом раньше принадлежал семье Терещенко. Это были очень богатые люди. Основатель династии — купец Артемий Терещенко. А вот уже его старший сын — Никола — был тайным советником в Российской империи. Он-то и начал собирать коллекцию картин, часть из которой мы с вами сейчас и увидим.
— Тайные советы? Это шепотом которые даются? — изумился Кирюша.
— Тайный советник — это чиновник. Но очень важный. Что-то типа министра, — выдала я и почувствовала, что скоро придется доставать смартфон и гуглить ответы.
Фотография И. Н. Терещенко в оформлении В. Андреева из альбома к 10-летию Киевской рисовальной школы. 1885
Источники фото: officiel-online.com, antikvar.ua
Н. А. Терещенко в мундире тайного советника
М. Врубель. Портрет мужчины в старинном костюме (И. Н. Терещенко)
1886, 27.7×27 см
Совет № 2: Приготовьтесь к тому, что вопросы будут не только о картинах. Полутона и цветовая гамма — это все, конечно, прекрасно, но ребенка чаще волнует вопрос: «А зачем это тете такая куча тряпок на голове?», нежели игра светотени.
Александр Николаевич Беклемишев (Реджио). Восточные женщины на базаре. Копия с литографии А. Прециози "Рынок тканей"
1880-е
Первый зал с коллекцией икон детей не заинтересовал. Я облегченно вздохнула, что не пришлось «переводить на детский» религиозные тонкости иконописи.
Ребятам понравились скульптуры, а мне представилась возможность дать ценный совет: «Чтобы по достоинству оценить скульптуру, ее всегда нужно рассматривать с разных сторон».
Марк Матвеевич Антокольский. Нестор-летописец. Уменьшенное повторение статуи в мраморе (1890), находящейся в ГРМ
Нестор-летописец. Уменьшенное повторение статуи в мраморе (1890), находящейся в ГРМ
1892, 145×96 см
— Точно! — подхватил Кирилл. — Вот я помню смотрел на памятник возле Днепра. Там еще три богатыря и тетя в лодке.
— Кий, Щек, Хорив и сестра их Лыбедь, — важно поправила я. — Согласно летописям, они основали Киев.
— Ну, да. И вот у тети, у этой Лыбеди, плащ развивается очень сильно, а коса на попе лежит, как будто ее гвоздем прибили. Почему так?
— Потому что скульптор, Василий Бородай, работал в жанре соцреализма, — пояснила я, собирая волю в кулак, чтобы не расхохотаться. — А это значит, что все должно быть пафосно.
— Как?
— Торжественно. И поэтому не обязательно стопроцентно реалистично. Вот представь, если б у нее коса палкой из головы торчала? Это было бы смешно. И совсем не торжественно.
— А. Ну, да, — согласился Кирилл и перебежал в другой зал.
Василий Бородай. Памятник основателям Киева
Совет № 3. Старайтесь сдерживать хохот от детских комментариев. Порой, это очень трудно, но надо превозмогать себя — мы же культурные люди и не ржем в музеях.
Василий Васильевич Верещагин. Лама так называемой «Красной секты» в полном облачении. Этюд из серии «Путешествия в Индию»
1875, 39.3×26.6 см
Спорим? Ваши аргументы!
В одном из залов детей заинтересовали не столько портреты, сколько подписи.
— А вот что означает это — «неизвестный художник»?
— Это означает, что ему стыдно было признаться, что именно он это нарисовал! — вдруг вступила Софья. — Я тоже, если плохо получается картинка, потом ее не подписываю. И вообще выбрасываю.
— Не совсем так, — вступила я. — Это означает, что со временем люди просто забыли, кто именно написал полотно.
— Ну, он же мог ее подписать? Тогда бы никто и не забыл! — Соне мой ответ не понравился.
— Ну, некоторые не подписывали свои работы, может быть, из лишней скромности.
— Или потому, что работа им показалась плохой! — настаивала Соня.
Неизвестный художник первой трети XIX века. Портрет неизвестной в кружевном чепце. Работа из музейных запасников. Источник изображения: life.pravda.com.ua
…В моей голове возникли концепции авторства, и я стала подбирать слова, чтобы пояснить детям хотя бы одну из них. Но они уже перескочили в другой зал.
Совет № 4. Приготовьтесь, что порой наивный вопрос ребенка может поставить вас в тупик, зато подарить пару часов на попытку дать на него достойный ответ.
Иван Шишкин. Дубовая роща, 1887 год. Коллекция Национального музея «Киевская картинная галерея»
Художник или фотограф?
Соня и Кирилл остановились перед полотном «Дубовая роща» Шишкина.
— Красота какая! — Восхитилась Соня. — Прям всё, как настоящее.
— Вот наверняка же он кучу времени потратил на эту картину, — подхватил Кирюша. — А теперь, зачем такое рисовать? У всех фотоаппараты есть. Как ему, должно быть, было бы обидно сегодня.
— Нет, вовсе не всегда сфотографировать можно так же красиво, как художник рисует, — парировала Софья. — Вот так точно не сфотографировать! — девочка указала на Саврасовскую «Раннюю весну».
— Да, Сонечка, именно так, — поддержала я.
Алексей Кондратьевич Саврасов. Ранняя весна
1880-е , 71×98 см
Совет № 5. Совет не слишком актуален для современного искусства, но если вы собираетесь с детьми рассматривать классиков пейзажа, продумайте заранее ответ на вопрос: «Это люди так мучились, потому что у них Кэнона не было, да?».
Николай Николаевич Ге. Портрет М.А. Скоропадской с сыновьями
1879, 238×166 см
Музею - время, детям - час
Все залы, которых в галерее больше тридцати, мы не осилили. Когда я увидела, что дети уже не столько смотрят на полотна, сколько хотят баловаться, мы покинули музей.
Я засекала, сколько времени без устали и капризов продержатся мои «музееиспытатели» — получилось чуть больше часа.
Совет № 6. Набравшийся впечатлений ребенок способен устроить катастрофу даже из общения с прекрасным. Так что не стоит заставлять его проходить все круги музея, пока они не превратились в круги ада.
Михаил Александрович Врубель. Голова Демона на фоне гор
1890
О вкусном и здоровом культпоходе
Если вы подумаете, что выход из галереи — это конец музейного приключения, то вы ошибетесь. Ведь одна из главных целей знакомства с прекрасным — сделать так, чтобы ребенок хотел возвращаться к нему снова и снова. Поэтому важный момент похода в музей — «закрепить вкусным» впечатление от него. Это может показаться излишне прагматичным, но пирожное после хождения по залам с полотнами оставит о галерее в целом и о живописи в частности более благоприятное впечатление, чем пустой желудок и уставшие ноги. Да, если ребенок еще совсем мал, то скорее всего он запомнит именно вкусное, а не картины. Но перед нами же не стоит цель, чтобы уже после первого похода в галерею малыш начал рассуждать об экспрессионизме Мунка?
Борис Михайлович Кустодиев. Булочник. Из серии "Русские типы"
1920-е
Совет № 7. Устройте детям после встречи с прекрасным еще и встречу со вкусным. Тогда этот день станет для них по-настоящему счастливым, а поход в музей в дальнейшем не будет восприниматься как унылая повинность и тяжкий труд.
Источник - Артхив
Если вы задумались: «А не пойти ли с ребенком в музей?», то мы уже пришли к вам. Со своими советами о том, как лучше такой поход обустроить. Это только на первый взгляд может показаться: подумаешь, ребенок? Подумаешь, в музее? Как бы не так! Дети перекроят и перекрасят в свой цвет любую, в том числе и музейную, действительность. Поэтому юные «музееиспытатели» — семилетняя Соня и девятилетний Кирилл — представляют свой вариант покорения галереи. Их тетя, по совместительству автор Артхива, систематизировала полученный опыт и составила полезные советы.
Юный зритель в одном из залов Национального музея «Киевская картинная галерея»
Физиология. Начало
Короткую инструкцию дети получили при входе: «По полу кататься нельзя, даже если он идеально скользкий: мы не на льду. Степенно ходим и смотрим. И шепотом задаем вопросы, если они есть».
Вопрос возник тут же:
— Тут есть, где пописать? — поинтересовалась Соня.
— Да. Тут есть туалет. С него и начнем.
— А я сейчас не хочу в туалет, но вдруг захочу?
— Понимаю. Если искусством прижмет. Но лучше давайте заранее подготовимся.
Совет № 1: Свободный детский мочевой пузырь позволит вам перемещаться по залам медленно и плавно. И совет можно проигнорировать, если у вас в планах бег галопом среди шедевров и квест «найди нужную комнату».
Интерьер Национального музея «Киевская картинная галерея»
Тайное становится явным
Подготовились. Вошли.
— Ух, ты! Как во дворце! — восхищенно сообщила Сонечка. — Здесь короли раньше жили, да?
— Нет, — блеснула знаниями я. — Этот дом раньше принадлежал семье Терещенко. Это были очень богатые люди. Основатель династии — купец Артемий Терещенко. А вот уже его старший сын — Никола — был тайным советником в Российской империи. Он-то и начал собирать коллекцию картин, часть из которой мы с вами сейчас и увидим.
— Тайные советы? Это шепотом которые даются? — изумился Кирюша.
— Тайный советник — это чиновник. Но очень важный. Что-то типа министра, — выдала я и почувствовала, что скоро придется доставать смартфон и гуглить ответы.
Фотография И. Н. Терещенко в оформлении В. Андреева из альбома к 10-летию Киевской рисовальной школы. 1885
Источники фото: officiel-online.com, antikvar.ua
Н. А. Терещенко в мундире тайного советника
М. Врубель. Портрет мужчины в старинном костюме (И. Н. Терещенко)
1886, 27.7×27 см
Совет № 2: Приготовьтесь к тому, что вопросы будут не только о картинах. Полутона и цветовая гамма — это все, конечно, прекрасно, но ребенка чаще волнует вопрос: «А зачем это тете такая куча тряпок на голове?», нежели игра светотени.
Александр Николаевич Беклемишев (Реджио). Восточные женщины на базаре. Копия с литографии А. Прециози "Рынок тканей"
1880-е
Первый зал с коллекцией икон детей не заинтересовал. Я облегченно вздохнула, что не пришлось «переводить на детский» религиозные тонкости иконописи.
Ребятам понравились скульптуры, а мне представилась возможность дать ценный совет: «Чтобы по достоинству оценить скульптуру, ее всегда нужно рассматривать с разных сторон».
Марк Матвеевич Антокольский. Нестор-летописец. Уменьшенное повторение статуи в мраморе (1890), находящейся в ГРМ
Нестор-летописец. Уменьшенное повторение статуи в мраморе (1890), находящейся в ГРМ
1892, 145×96 см
— Точно! — подхватил Кирилл. — Вот я помню смотрел на памятник возле Днепра. Там еще три богатыря и тетя в лодке.
— Кий, Щек, Хорив и сестра их Лыбедь, — важно поправила я. — Согласно летописям, они основали Киев.
— Ну, да. И вот у тети, у этой Лыбеди, плащ развивается очень сильно, а коса на попе лежит, как будто ее гвоздем прибили. Почему так?
— Потому что скульптор, Василий Бородай, работал в жанре соцреализма, — пояснила я, собирая волю в кулак, чтобы не расхохотаться. — А это значит, что все должно быть пафосно.
— Как?
— Торжественно. И поэтому не обязательно стопроцентно реалистично. Вот представь, если б у нее коса палкой из головы торчала? Это было бы смешно. И совсем не торжественно.
— А. Ну, да, — согласился Кирилл и перебежал в другой зал.
Василий Бородай. Памятник основателям Киева
Совет № 3. Старайтесь сдерживать хохот от детских комментариев. Порой, это очень трудно, но надо превозмогать себя — мы же культурные люди и не ржем в музеях.
Василий Васильевич Верещагин. Лама так называемой «Красной секты» в полном облачении. Этюд из серии «Путешествия в Индию»
1875, 39.3×26.6 см
Спорим? Ваши аргументы!
В одном из залов детей заинтересовали не столько портреты, сколько подписи.
— А вот что означает это — «неизвестный художник»?
— Это означает, что ему стыдно было признаться, что именно он это нарисовал! — вдруг вступила Софья. — Я тоже, если плохо получается картинка, потом ее не подписываю. И вообще выбрасываю.
— Не совсем так, — вступила я. — Это означает, что со временем люди просто забыли, кто именно написал полотно.
— Ну, он же мог ее подписать? Тогда бы никто и не забыл! — Соне мой ответ не понравился.
— Ну, некоторые не подписывали свои работы, может быть, из лишней скромности.
— Или потому, что работа им показалась плохой! — настаивала Соня.
Неизвестный художник первой трети XIX века. Портрет неизвестной в кружевном чепце. Работа из музейных запасников. Источник изображения: life.pravda.com.ua
…В моей голове возникли концепции авторства, и я стала подбирать слова, чтобы пояснить детям хотя бы одну из них. Но они уже перескочили в другой зал.
Совет № 4. Приготовьтесь, что порой наивный вопрос ребенка может поставить вас в тупик, зато подарить пару часов на попытку дать на него достойный ответ.
Иван Шишкин. Дубовая роща, 1887 год. Коллекция Национального музея «Киевская картинная галерея»
Художник или фотограф?
Соня и Кирилл остановились перед полотном «Дубовая роща» Шишкина.
— Красота какая! — Восхитилась Соня. — Прям всё, как настоящее.
— Вот наверняка же он кучу времени потратил на эту картину, — подхватил Кирюша. — А теперь, зачем такое рисовать? У всех фотоаппараты есть. Как ему, должно быть, было бы обидно сегодня.
— Нет, вовсе не всегда сфотографировать можно так же красиво, как художник рисует, — парировала Софья. — Вот так точно не сфотографировать! — девочка указала на Саврасовскую «Раннюю весну».
— Да, Сонечка, именно так, — поддержала я.
Алексей Кондратьевич Саврасов. Ранняя весна
1880-е , 71×98 см
Совет № 5. Совет не слишком актуален для современного искусства, но если вы собираетесь с детьми рассматривать классиков пейзажа, продумайте заранее ответ на вопрос: «Это люди так мучились, потому что у них Кэнона не было, да?».
Николай Николаевич Ге. Портрет М.А. Скоропадской с сыновьями
1879, 238×166 см
Музею - время, детям - час
Все залы, которых в галерее больше тридцати, мы не осилили. Когда я увидела, что дети уже не столько смотрят на полотна, сколько хотят баловаться, мы покинули музей.
Я засекала, сколько времени без устали и капризов продержатся мои «музееиспытатели» — получилось чуть больше часа.
Совет № 6. Набравшийся впечатлений ребенок способен устроить катастрофу даже из общения с прекрасным. Так что не стоит заставлять его проходить все круги музея, пока они не превратились в круги ада.
Михаил Александрович Врубель. Голова Демона на фоне гор
1890
О вкусном и здоровом культпоходе
Если вы подумаете, что выход из галереи — это конец музейного приключения, то вы ошибетесь. Ведь одна из главных целей знакомства с прекрасным — сделать так, чтобы ребенок хотел возвращаться к нему снова и снова. Поэтому важный момент похода в музей — «закрепить вкусным» впечатление от него. Это может показаться излишне прагматичным, но пирожное после хождения по залам с полотнами оставит о галерее в целом и о живописи в частности более благоприятное впечатление, чем пустой желудок и уставшие ноги. Да, если ребенок еще совсем мал, то скорее всего он запомнит именно вкусное, а не картины. Но перед нами же не стоит цель, чтобы уже после первого похода в галерею малыш начал рассуждать об экспрессионизме Мунка?
Борис Михайлович Кустодиев. Булочник. Из серии "Русские типы"
1920-е
Совет № 7. Устройте детям после встречи с прекрасным еще и встречу со вкусным. Тогда этот день станет для них по-настоящему счастливым, а поход в музей в дальнейшем не будет восприниматься как унылая повинность и тяжкий труд.
Источник - Артхив
Взято: vakin.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]