Улицы мира 60 лет назад. Колорит красивой эпохи
---
Сегодня в нашем проекте История улиц мира 1958 год.
Мне стоило огромного труда отобрать для поста несколько десятков снимков из имеющихся полутора тысяч.
1950-е — самая красивая и фотогеничная эпоха. Поэтому снимками можно просто любоваться, не особо усердствуя в том, чтобы давать сравнения с современностью и делать глубокомысленные выводы.
В этот раз даже не будем группировать материал, а дадим города в алфавитном порядке.
Но начнём всё равно (по традиции) с Пекина, потому что его снимок мне кажется наиболее интересным.
Пекин в год рождения китайского автопрома, проспект Чаньань (ВСЁ КЛИКАБЕЛЬНО):
Прощальное фото на память, где главный проспект Пекина ещё напоминает Елисейские Поля. Уже через год, по примеру Садового Кольца в Москве, всё закатают в асфальт, заодно убрав и трамвай.
Вероятно, одновременно снесли и здание, с которого сделан этот снимок, потому что в этом ракурсе больше никто не снимал.
Однако и очень примерно сравнение даёт представление о том, как там теперь:
Поразительно, что по китайскому аналогу московской Красной площади всё ещё носятся потоки машин! В "кремлёвский проспект" закрыли ещё в 1963 г. Китайцы, конечно, не могут перерезать главную магистраль столицы, но что мешает убрать всё в туннель на небольшом участке напротив площади Тяньанбмэнь?
Анкара
Архангельск, пр-т Павлина Виноградова (фото С.О.Фридлянда):
Здесь во всей красе представлен суровый советский трафик областного центра 1950-х: одинокий трамвай и два армейских внедорожника (ГАЗ-67 и ГАЗ-69).
И это главная улица города в то время! Фридлянд сделал на пр-те Павлина Виноградова (ныне вновь Троицкий пр-т) несколько дублей и всегда в кадр попадал один трамвай и 1-2 других транспортных средства:
Асмэра:
Этот прекрасный город появляется в наших обзорах впервые и большинство читателей вряд ли знают, где он вообще находится. Погуглите ради интереса. Ведь его называют ни много ни мало "маленьким Римом"!
Афины:
Ни в одной европейской столице не было столько крутых американских тачек! В чём причина? Отсутствие у Греции собственного автопрома? Особе отношения с США?
На первом снимке Афины больше похожи на какой-нибудь Сан-Франциско, но у этого "двуликого Януса" имелась вторая ипостась. Через пару кварталов уже совсем другой город:
Однако "городом контрастов" я бы Афины всё равно не назвал. Настоящие контрасты начинаются чуть дальше, на Ближнем Востоке!
Багдад (фотограф Robert Baylors):
Фотографу очень хорошо удалось представить в одном кадре многоликий образ Багдада, в котором британское наследие слилось с колоритом арабской улицы.
Если с датировкой нет ошибки, то на этом снимке Багдада можно обнаружить автомобили самых новейших марок:
Бангкок, Yaowarat Road:
Бангкок уже на подъёме, но ещё полом милого азиатского очарования, на место которого через 3 десятилетия придёт клубок из хайвеев и небоскрёбов.
Бейрут. Rue Georges-Picot, фотограф Thomas J Abercrombie
Даром, что другой фотограф, а переплетение цивилизаций на нескольких метрах бейрутской улицы показано почти так же, как в Багдаде!
Вспомнилось, что 7 лет назад, когда только замышлялся проект "20 век в цвете", изначально я хотел сравнивать именно такую уличную натуру: людей, торговлю, детали городского быта. Но в итоге получилось сравнение транспортной инфраструктуры.
Западный Берлин, Bikinihaus:
Ремонтные работы обнажили метро сверхмелкого залегания.
Для сравнения то же место в 2015 г.:
Берлин. Главная торговая улица Западного сектора Kurfuerstendamm:
Крутой контраст с главной улицей (аллеей Сталина) в Восточном Берлине:
Я никогда не смогу понять, как они умудрились обходиться без Стены аж до 1961 г.? По идее, она должна была появиться ещё летом 1945-го.
И ещё один колоритнейший вид Берлина (Западного или Восточного?), доставка пива:
Бостон:
Парковка на тротуарах! Для современной России это в порядке вещей, а для мира 1950-х это был такой экзотик-экзотик!
Брюссель. Rue de Neuve Street:
Брюссель в разгаре "брюсселизации".
Будапешт, Clark Ádam ter:
Венгерский автопром специализировался на автобусах, поэтому с легковушками в Будапеште 1950-х была некоторая напряжёнка.
Будапешт. Kalvin ter:
Почти все страны соцлагеря обходились в 1950-е без легковых автомобилей.
Бухарест:
В отличие от ярого "западника" Чаушеску, "сталинист" Георгиу Деж не делал культа из массовой автомобилизации.
Варшава. Фотограф John William Reps:
Свежеостроенный главный проспект новой Варшавы, символ возрождения города и успехов социалистического строительства.
Но за парадным фасадом скрывалось второе лицо многострадальной польской столицы (фотограф John Shultz):
Гавана. Gran Prix Кубы за несколько недель до бегства Батисты:
Батиста бежал, но роскошные американские тачки 1950-х навсегда остались с кубинцами.
Катманду. New Road:
Было мило. А теперь там сплошные пробки, как и везде в "Третьем мире".
Киев, Софийская площадь ещё в трамваем:
Его уберут оттуда уже в следующем, 1959 г.
Копенгаген:
Этому жёлтому трамваю оставалось ещё 10 лет жизни.
Копенгаген тогда (как и сейчас) был велосипедной столицей Европы:
Даже в Амстредаме, пожалуй, не было такого велопотока.
Лиссабон. Praca do Areeiro:
Она же в 2012 г.:
Лондон:
Лос-Анджелес:
Мар дель Плата. Фотограф Dmitri Kessel:
Это курортный город в Аргентине. После войны она какое-то время входила в 10-ку богатейших стран мира. У власти стояли националисты, защищавшие местного производителя. Поэтому марки машин выглядят устаревшими на 10-20 лет.
Москва, фотограф Wein Sarolta:
Вот были времена: по Красной площади носились машины! Представляю, как возмущались водители, когда в 1963 г. им закрыли сквозной проезд!
В 1958 г. СССР выпустил 511 тыс. авто, в т.ч. 122 тыс. легковых машин.
Москва. Универмаг «Детский мир». В. Тарасевич:
В этом кадре очень точно и наглядно представлена структура московского уличного траффика конца 1950-х.
Нью-Йорк, Таймс-сквер:
Теперь здесь на 70% пешеходная зона, в строгом соответствии с духом времени.
Париж. Place de la Concorde:
Париж вновь, как в 1920-е, стал городом автомобилей. Запарковано всё!
Париж, у входа в сад Тюильри:
Весь цвет французского автопрома!
Прага, Вацлавская площадь:
Поскольку чешский автопром считался самым крутым во всём соцлагере (наряду с СССР), даже в 1950-х на улицах Праги можно было заметить легковые автомобили "в ассортименте". Но настоящими хозяевами дорог были, конечно, трамваи!
Рейкьявик:
Кажись, ГАЗ-69 в экспортном варианте. Ишь куда добрался!
Санкт-Петербург (тогда Лениград). Невский проспект:
Верните трамвай и брусчатку на Невский!
Сан-Паулу:
Сан-Паулу — это тот же Чикаго, только в Бразилии. Самый крутой город Южной Америки.
Сан-Франциско, Market Street:
Сидней, трамаи на мосту через Bradfield Highway:
Сингапур:
Сингапур ещё часть Малайзии, но в нём уже появились первые высотки и много автомобилей! В те славные времена машину мог купить любой желающий.
Стокгольм:
Шведский социализм 1950-х это "хрущёвки", "брежневки" + массовая автомобилизация!
Токио, Гинза:
Благодаря зданию Вако с часами э самый классический и узнаваемый вид Токио. Обратите внимание на интенсивность трамвайного движения!
Проспект Маннергейма в Хельсинки:
За 60 лет здесь особенно ничего не изменилось. Сохранить трамвай на главной улице города — вот это реально круто!
Чикаго:
Многоуровневая транспорта инфраструктура по тем временам была ещё довольно редким явлением.
В 1958 г. Чикаго расстался с трамваем.
Якутск, укладка мостовой из чурок (торцовой плашки), фотограф Говард Сохурек:
Мощение улиц деревянными чурками практиковалось в северных городах СССР с 1930-х гг. А когда-то, в 19 веке, так делали даже в Европе. В Петербурге Невский проспект был замощён чурками до наводнения 1924 г.
Другие серии проекта "Сравнительная история улиц мира":
1934-36, 1935, 1936, 1937, 1938, 1939, 1940, 1941, 1942, 1943, 1944, 1945*, 1946, 1947, 1948, 1949, 1950, 1951, 1952, 1953, 1954, 1955, 1956, 1957, 1958, 1959, 1960, 1961, 1962, 1963, 1964, 1965, 1966-улицы СССР/1966-улицы мира, 1967, 1968, 1969, 1970, 1971, 1972, 1973, 1974, 1975, 1976-улицы СССР/1976-улицы мира, 1977, 1978, 1979, 1980, 1981, 1982, 1983, 1984, 1985, 1986, 1987-улицы мира/1987-улицы СССР, 1988, 1989, 1990, 1991, 1992, 1993, 1994, 1995, 1996, 1997, 1998, 1999, 2006
Мне стоило огромного труда отобрать для поста несколько десятков снимков из имеющихся полутора тысяч.
1950-е — самая красивая и фотогеничная эпоха. Поэтому снимками можно просто любоваться, не особо усердствуя в том, чтобы давать сравнения с современностью и делать глубокомысленные выводы.
В этот раз даже не будем группировать материал, а дадим города в алфавитном порядке.
Но начнём всё равно (по традиции) с Пекина, потому что его снимок мне кажется наиболее интересным.
Пекин в год рождения китайского автопрома, проспект Чаньань (ВСЁ КЛИКАБЕЛЬНО):
Прощальное фото на память, где главный проспект Пекина ещё напоминает Елисейские Поля. Уже через год, по примеру Садового Кольца в Москве, всё закатают в асфальт, заодно убрав и трамвай.
Вероятно, одновременно снесли и здание, с которого сделан этот снимок, потому что в этом ракурсе больше никто не снимал.
Однако и очень примерно сравнение даёт представление о том, как там теперь:
Поразительно, что по китайскому аналогу московской Красной площади всё ещё носятся потоки машин! В "кремлёвский проспект" закрыли ещё в 1963 г. Китайцы, конечно, не могут перерезать главную магистраль столицы, но что мешает убрать всё в туннель на небольшом участке напротив площади Тяньанбмэнь?
Анкара
Архангельск, пр-т Павлина Виноградова (фото С.О.Фридлянда):
Здесь во всей красе представлен суровый советский трафик областного центра 1950-х: одинокий трамвай и два армейских внедорожника (ГАЗ-67 и ГАЗ-69).
И это главная улица города в то время! Фридлянд сделал на пр-те Павлина Виноградова (ныне вновь Троицкий пр-т) несколько дублей и всегда в кадр попадал один трамвай и 1-2 других транспортных средства:
Асмэра:
Этот прекрасный город появляется в наших обзорах впервые и большинство читателей вряд ли знают, где он вообще находится. Погуглите ради интереса. Ведь его называют ни много ни мало "маленьким Римом"!
Афины:
Ни в одной европейской столице не было столько крутых американских тачек! В чём причина? Отсутствие у Греции собственного автопрома? Особе отношения с США?
На первом снимке Афины больше похожи на какой-нибудь Сан-Франциско, но у этого "двуликого Януса" имелась вторая ипостась. Через пару кварталов уже совсем другой город:
Однако "городом контрастов" я бы Афины всё равно не назвал. Настоящие контрасты начинаются чуть дальше, на Ближнем Востоке!
Багдад (фотограф Robert Baylors):
Фотографу очень хорошо удалось представить в одном кадре многоликий образ Багдада, в котором британское наследие слилось с колоритом арабской улицы.
Если с датировкой нет ошибки, то на этом снимке Багдада можно обнаружить автомобили самых новейших марок:
Бангкок, Yaowarat Road:
Бангкок уже на подъёме, но ещё полом милого азиатского очарования, на место которого через 3 десятилетия придёт клубок из хайвеев и небоскрёбов.
Бейрут. Rue Georges-Picot, фотограф Thomas J Abercrombie
Даром, что другой фотограф, а переплетение цивилизаций на нескольких метрах бейрутской улицы показано почти так же, как в Багдаде!
Вспомнилось, что 7 лет назад, когда только замышлялся проект "20 век в цвете", изначально я хотел сравнивать именно такую уличную натуру: людей, торговлю, детали городского быта. Но в итоге получилось сравнение транспортной инфраструктуры.
Западный Берлин, Bikinihaus:
Ремонтные работы обнажили метро сверхмелкого залегания.
Для сравнения то же место в 2015 г.:
Берлин. Главная торговая улица Западного сектора Kurfuerstendamm:
Крутой контраст с главной улицей (аллеей Сталина) в Восточном Берлине:
Я никогда не смогу понять, как они умудрились обходиться без Стены аж до 1961 г.? По идее, она должна была появиться ещё летом 1945-го.
И ещё один колоритнейший вид Берлина (Западного или Восточного?), доставка пива:
Бостон:
Парковка на тротуарах! Для современной России это в порядке вещей, а для мира 1950-х это был такой экзотик-экзотик!
Брюссель. Rue de Neuve Street:
Брюссель в разгаре "брюсселизации".
Будапешт, Clark Ádam ter:
Венгерский автопром специализировался на автобусах, поэтому с легковушками в Будапеште 1950-х была некоторая напряжёнка.
Будапешт. Kalvin ter:
Почти все страны соцлагеря обходились в 1950-е без легковых автомобилей.
Бухарест:
В отличие от ярого "западника" Чаушеску, "сталинист" Георгиу Деж не делал культа из массовой автомобилизации.
Варшава. Фотограф John William Reps:
Свежеостроенный главный проспект новой Варшавы, символ возрождения города и успехов социалистического строительства.
Но за парадным фасадом скрывалось второе лицо многострадальной польской столицы (фотограф John Shultz):
Гавана. Gran Prix Кубы за несколько недель до бегства Батисты:
Батиста бежал, но роскошные американские тачки 1950-х навсегда остались с кубинцами.
Катманду. New Road:
Было мило. А теперь там сплошные пробки, как и везде в "Третьем мире".
Киев, Софийская площадь ещё в трамваем:
Его уберут оттуда уже в следующем, 1959 г.
Копенгаген:
Этому жёлтому трамваю оставалось ещё 10 лет жизни.
Копенгаген тогда (как и сейчас) был велосипедной столицей Европы:
Даже в Амстредаме, пожалуй, не было такого велопотока.
Лиссабон. Praca do Areeiro:
Она же в 2012 г.:
Лондон:
Лос-Анджелес:
Мар дель Плата. Фотограф Dmitri Kessel:
Это курортный город в Аргентине. После войны она какое-то время входила в 10-ку богатейших стран мира. У власти стояли националисты, защищавшие местного производителя. Поэтому марки машин выглядят устаревшими на 10-20 лет.
Москва, фотограф Wein Sarolta:
Вот были времена: по Красной площади носились машины! Представляю, как возмущались водители, когда в 1963 г. им закрыли сквозной проезд!
В 1958 г. СССР выпустил 511 тыс. авто, в т.ч. 122 тыс. легковых машин.
Москва. Универмаг «Детский мир». В. Тарасевич:
В этом кадре очень точно и наглядно представлена структура московского уличного траффика конца 1950-х.
Нью-Йорк, Таймс-сквер:
Теперь здесь на 70% пешеходная зона, в строгом соответствии с духом времени.
Париж. Place de la Concorde:
Париж вновь, как в 1920-е, стал городом автомобилей. Запарковано всё!
Париж, у входа в сад Тюильри:
Весь цвет французского автопрома!
Прага, Вацлавская площадь:
Поскольку чешский автопром считался самым крутым во всём соцлагере (наряду с СССР), даже в 1950-х на улицах Праги можно было заметить легковые автомобили "в ассортименте". Но настоящими хозяевами дорог были, конечно, трамваи!
Рейкьявик:
Кажись, ГАЗ-69 в экспортном варианте. Ишь куда добрался!
Санкт-Петербург (тогда Лениград). Невский проспект:
Верните трамвай и брусчатку на Невский!
Сан-Паулу:
Сан-Паулу — это тот же Чикаго, только в Бразилии. Самый крутой город Южной Америки.
Сан-Франциско, Market Street:
Сидней, трамаи на мосту через Bradfield Highway:
Сингапур:
Сингапур ещё часть Малайзии, но в нём уже появились первые высотки и много автомобилей! В те славные времена машину мог купить любой желающий.
Стокгольм:
Шведский социализм 1950-х это "хрущёвки", "брежневки" + массовая автомобилизация!
Токио, Гинза:
Благодаря зданию Вако с часами э самый классический и узнаваемый вид Токио. Обратите внимание на интенсивность трамвайного движения!
Проспект Маннергейма в Хельсинки:
За 60 лет здесь особенно ничего не изменилось. Сохранить трамвай на главной улице города — вот это реально круто!
Чикаго:
Многоуровневая транспорта инфраструктура по тем временам была ещё довольно редким явлением.
В 1958 г. Чикаго расстался с трамваем.
Якутск, укладка мостовой из чурок (торцовой плашки), фотограф Говард Сохурек:
Мощение улиц деревянными чурками практиковалось в северных городах СССР с 1930-х гг. А когда-то, в 19 веке, так делали даже в Европе. В Петербурге Невский проспект был замощён чурками до наводнения 1924 г.
Другие серии проекта "Сравнительная история улиц мира":
1934-36, 1935, 1936, 1937, 1938, 1939, 1940, 1941, 1942, 1943, 1944, 1945*, 1946, 1947, 1948, 1949, 1950, 1951, 1952, 1953, 1954, 1955, 1956, 1957, 1958, 1959, 1960, 1961, 1962, 1963, 1964, 1965, 1966-улицы СССР/1966-улицы мира, 1967, 1968, 1969, 1970, 1971, 1972, 1973, 1974, 1975, 1976-улицы СССР/1976-улицы мира, 1977, 1978, 1979, 1980, 1981, 1982, 1983, 1984, 1985, 1986, 1987-улицы мира/1987-улицы СССР, 1988, 1989, 1990, 1991, 1992, 1993, 1994, 1995, 1996, 1997, 1998, 1999, 2006
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]