Последний поезд из Нагорного Карабаха
---
Будучи более года назад в столице Нагорного Карабаха Степанакерте я не упустил возможности взглянуть на местную железную дорогу, а точнее на то, что от неё осталось. Мои попутчики посмотрели на меня с явным непониманием, когда я решил пройтись до заросшего жухлой травой железнодорожного моста и посмотреть на заброшенный вокзал. Выглядели они совсем не привлекательно, но часто именно такие места скрывают интересные истории прошлого.
В 1991 году именно отсюда уходил последний поезд в сторону Баку, везущий несколько сотен жителей Степанакерта азербайджанской национальности подальше от наступающего голода, разрухи, ежедневных бомбёжек и смерти.
Они тогда ещё не догадывались, что вернуться назад уже вряд ли получится...
2.
Во времена Советского Союза Закавказье было не мыслимо без железных дорог. Их сеть окутала тогда все ещё братские республики и была ключом к промышленному и экономическому развитию всего этого региона.
3.
Теперь ситуация поменялась. Войны, блокады и локальные конфликты здорово подорвали экономику Армении и Грузии. Да, и Азербайджан со своей нефтью не сильно оторвался в этом плане от соседей. И в этом промышленном спаде не малую роль сыграл упадок железных дорог. Теперь как-то это дело пытаются реанимировать, но до прошлого благополучия очень далеко.
4.
В Нагорном Карабахе проекты железнодорожного сообщения были разработаны ещё в 1912 году, но реально первый участок узкоколейки начал действовать лишь в 1942 году. Он соединил Степанакерт со станцией в городке Евлах и выходом на центральную железнодорожную линию между Баку и Тбилиси.
5.
С 1978 года по этому участку проложили широкую полосу и запустили пассажирское движение. Естественно, это стало большим плюсом в развитии региона.
6.
Но с началом боевых действий в 1991 году движение на этом участке было прекращено. К тому моменту ситуация в Нагорном Карабахе была доведена до предела. Зачистки по национальному принципу стали обыденностью. Но последней точкой стало провозглашение местными депутатами Нагорно-Карабахской республики.
7.
К тому времени в Шуши уже были развёрнуты ракетные комплексы Алазань и Кристал, а позднее сюда подвезли и печально известные Грады. Перед окончательной блокадой и началом бомбардировок мятежного города были вывезены остатки азербайджанского населения. Вот тогда-то пригодилась железная дорога, по которой под покровом ночи и ушёл последний состав из Степанакерта.
8.
После азербайджанские войска полностью закрыли город и начали его методично уничтожать. Что посеешь, то пожнёшь! Азербайджанцам не удалось сломить молодую республику и ту войну они бесславно проиграли.
9.
Спустя 27 лет Степанакерт отстроился заново и практически залечил все свои раны. Только вот нет теперь места здесь железной дороге. Она похоже навсегда исчезла, оставив после себя лишь чуть видимые следы.
10.
Вокзал выглядит в наши дни призраком своего прошлого.
11.
Железнодорожный мост, который я приметил издали, также лишён какой-либо функциональности.
12.
Жизнь, кажется, отсюда ушла навсегда и прошлого уж не вернуть. А значит навряд ли получится бежавшим по ней азербайджанцам когда-нибудь вернуться в некогда родной город. Слишком сильны противоречия на этой земле и нет здесь пока места примирению и всепрощению. Как нет места и железной дороге, которая как раз и призвана объединять и уметь договариваться. А жаль...
P.S. Подписывайтесь на мою страницу в Фейсбуке, в ВКОНТАКТЕ, а также в Инстаграме. Смотрите все прибалтийские новости в ТревелБлоге. Cледите за моими путешествиями по Прибалтике и во всем мире! Заходите, подписывайтесь, читайте, комментируйте.
Взято: lavagra.livejournal.com
Комментарии (2)
{related-news}
[/related-news]