Улицы мира 75 лет назад. Жизнь посреди войны
---
Сегодня в нашем проекте История улиц мира улицы 1943 года. Посмотрим, как они выглядели 3/4 века назад.
Как известно читателям, для нашего проекта мы стараемся использовать только цветные снимки, а снимали в цвете тогда только американцы, британцы и немцы со своими сателлитами. Тем не менее, география довольно широкая. Мне пришлось даже отсеять пару десятков "второстепенных" городов, чтобы не перегружать пост.
На пике Второй Мировой войны сотни городов уже лежали в руинах, но в других продолжалась повседневная жизнь. На многих из представленных ниже кадров о военном времени напоминает только армейский транспорт, а где-то вообще ничего.
Но война, конечно, наложила на городскую жизнь сильный отпечаток. Бензин был нужен фронту, поэтому на европейских улицах крайне мало "гражданских" автомобилей. Да и на северо-американских их тогда было меньше обычного. По той же причине почти не видать и автобусов.
Самым стойким видом общественного транспорта оказался трамвай, попавший на каждое второе фото.
Начнём с одного российского города, который тогда ещё был совсем не российским.
Кёнигсберг, площадь Кайзера Вильгельма, 15 января 1943 г.:
До ковровой бомбардировки города британцами оставалось всего полтора года... Тем не менее, в первые послевоенные годы это место будет выглядеть почти также, не считая пустых окон выгоревших изнутри зданий. Потом, на протяжении 20 лет всё будет снесено до последнего камня и теперь с той же точки открывается такой вид. О прошлом напоминают только трамвайные рельсы, по которым ничего не ходит с 2010 г.
Невероятно, но в 1943-м, всего за год до гибели города, в Кёнигсберге пустили троллейбус!
Вид у него был подозрительно знакомый:
Это советский ЯТБ, одни из тех, что были украдены оккупантами в Киеве.
Войну "рогатый" не пережил. Повторно, уже в Калининграде, троллейбусная система была открыта только в 1975 г.
Берлин летом 1943 г. ещё похож на мирный город, хотя с января начались регулярные британские налёты:
Как ни старались англичане, но за два года регулярных рейдов на этот мегаполис им не удалось сделать и десятой части того, что смогли американцы за один февраль 1945 года. Число убитых мирных жителей тогда достигало 25 тыс. за ночь, а разрушения приняли тотальный характер.
Центр Мюнхена в 1943 г. был также ещё вполне цел:
Как и Данциг 1943-го:
В Будапеште 1943 г. на пустых улицах только трамвай, такой же жёлтый, как и теперь:
А вот на проспекте Маннергейма в Хельсинки в 1943-м, кажется, практически довоенная жизнь, с привычным количеством автомобилей и автобусами:
Посмотрим на городскую жизнь в оккупированной гитлеровцами части Европы.
Париж в 43-м усиленно налегал на педали:
Таких сцен в истории Парижа никогда не было, за исключением периода оккупации. В целом, самая обычная городская жизнь, только без бензина.
Стоянка велотакси на площади Звезды в Париже, 1943 (фотограф Robert Bothner):
На протяжении всего периода оккупации исправно работало метро.
У входа на станцию Марбёф-Елисейские поля:
Тем не менее, транспортная проблема стояла очень остро, поэтому оккупационные власти, чтобы сделать парижанам приятное, открыли в городе троллейбусное движение!
Парижский троллейбус 1943 г.:
Этот "военный" вид транспорта продержался во французской столице до 1966 г.
Варшава 1943 г. за год до полного разрушения передвигалась на лошадях и велосипедах:
Обратите внимание на "куст" навигации, который можно увидеть на многих снимках оккупированных немцами городов Польши и СССР.
Польскую Лодзь немцы считали уже своим городом:
Поэтому здесь можно было одновременно увидеть черты немецких и оккупированных польских городов:
Так в 1943 г. выглядела жизнь на центральных улицах города:
И так в Лодизнском гетто:
Оккупированный советский Днепропетровск за несколько недель до освобождения:
Это был один из немногих советских городов, где трамвай продолжал работать в период оккупации:
Перенесёмся по другую сторону линии фронта, в военный Лондон 1943-го.
Здесь на развалинах универмага John Lewis на Оксфорд-стрит была организована военная выставка:
То же самое место в наше время:
В 1943 году линия фронта прошла через Италию. Самой первой была освобождена Сицилия.
Уличная сцена в только что занятом союзниками Палермо на снимке американского фотографа Ивана Дмитри (Ivan Dmitri):
Трамвайная система в Палермо существовала с 1939 по 1966 г.
Были в Европе и уголки, которым удалось остаться в стороне от ужасов Второй Мировой.
Столица нейтральной Швеции в 1943-м жила тихой и спокойной жизнью, но проблемы с бензином, по всей видимости, не обошли стороной и шведов:
Теперь трудно поверить, что мегаполисе дети могли гонять на великах в одном потоке с автомобилями!
Стокгольмский трамвай тогда заменял метро, которое построют только к 1950 г.:
Приметы массового велосипедизма в шведском городе Гётеборг, 1943:
СЕВЕРНАЯ АФРИКА
В мае 1943 г. англо-американские войска завершили освобождение Северной Африки.
Алжир 1943 г. на снимке американского фотографа Ивана Дмитри (Ivan Dmitri) выглядит действительно как "второй Париж":
Но у этой монументальной копии Парижа была арабская изнанка:
Занятый союзниками Тунис на снимке Харта Престона (Hart Preston), май 1943 г.:
Здесь мы тоже видим пёструю смесь европейской и арабской культур.
Ворота Старого города ливийского Триполи на снимке того же Харта Престона, 1943:
И здесь всё уже успели заасфальтировать!
Каир 1943 г. на снимке американского фотографа Ивана Дмитри (Ivan Dmitri):
Старая Европа ещё долго будет держаться за брусчатку, а всю Северную Африку уже успели заасфальтировать!
"Колониальные" каирские трамвайчики:
Каирская трамваяная система была открыта ещё в 1896 г. и никогда не закрывалась с тех пор.
АМЕРИКА
Даже сверхавтомобилизированной Америке 1940-х трамвай продолжал удерживать важные позиции в ряде крупных городов.
Мощный трамвай напротив автовокзала Greyhound в Лос-Анджелесе 1943 г.:
К началу XX века в Лос-Анджелесе существовала одна из самых больших трамвайных сетей в мире. Однако уже к 1920-м гг. основным видом транспорта в городе стал автомобильный, и с 1930-х годов трамвайные линии постепенно стали исчезать; последние из них были закрыты в 1963 году. А вот метро в этом огромном городе появится только в 1990-е!
Знаменитый канатный Сан-Франциско, вне времени:
В отличие от всего остального мира, улицы американских городов и в военные годы были забиты машинами.
Чайнатаун Сан-Франциско в 1943-м:
И в наши дни:
С началом войны производство лекговых машин в США было свёрнуто, дизайн замер на модельном ряду 1941 года вплоть до 1949-го.
Автопорковка у складов армии США в Чикаго, 1943 г.:
Увы, цветных снимков Москвы 1943 г. пока не обнаружено, хотя на цветную киноплёнку город тогда снимали (знаменитая кинохроника выставки трофеев в ЦПКиО).
Все серии проекта "20 век в цвете":
1901, 1902, 1903, 1904, 1905, 1906, 1907, 1908, 1909, 1910, 1911, 1912, 1913, 1914, 1915, 1916, 1917, 1918, 1919, 1920, 1921, 1922, 1923, 1924, 1925, 1926, 1927, 1928, 1929, 1930, 1931, 1932, 1933, 1934/1934-36-улицы, 1935, 1936, 1937/1937-улицы, 1938, 1939, 1940, 1941-война/1941-улицы, 1942/1942-улицы, 1943, 1944, 1945 война, 1945 мир, 1946/1946-улицы, 1947/СССР-1947/1947-улицы, 1948-улицы, 1949, 1950/СССР-1950, 1951, 1952/СССР-1952, 1953/СССР-1953/США-1953, 1954/СССР-1954, 1955/СССР-1955/1955-улицы, 1956/СССР-1956/1956-улицы, 1957/СССР-1957/1957-улицы, 1958, 1959, 1960, 1961/СССР-1961, 1962, 1963/СССР-1963, 1964, 1965/СССР-1965, 1966/СССР-1966/1966-улицы СССР/1966-улицы мира, 1967/СССР-1967/1967-улицы, 1968, 1969, 1970, 1971, 1972, 1973/СССР-1973, 1974, 1975, СССР-1975, 1976/СССР-1976/1976-улицы СССР/1976-улицы мира, 1977/СССР-1977/1977-улицы, 1978, 1979, 1980, 1981/СССР-1981, 1982, 1983, 1984/СССР-1984, 1985, 1986/СССР-1986/1986-улицы, 1987/СССР-1987/1987-улицы/1987-улицы СССР, 1988, 1989/СССР-1989, 1990/СССР-1990, 1991/СССР-1991, 1992/СНГ-1992/1992-улицы, 1993, 1994/РФ-1994, 1995/РФ-1995, 1996/РФ-1996/1996-улицы, 1997/РФ-1997, 1998, 1999/РФ-1999.
Как известно читателям, для нашего проекта мы стараемся использовать только цветные снимки, а снимали в цвете тогда только американцы, британцы и немцы со своими сателлитами. Тем не менее, география довольно широкая. Мне пришлось даже отсеять пару десятков "второстепенных" городов, чтобы не перегружать пост.
На пике Второй Мировой войны сотни городов уже лежали в руинах, но в других продолжалась повседневная жизнь. На многих из представленных ниже кадров о военном времени напоминает только армейский транспорт, а где-то вообще ничего.
Но война, конечно, наложила на городскую жизнь сильный отпечаток. Бензин был нужен фронту, поэтому на европейских улицах крайне мало "гражданских" автомобилей. Да и на северо-американских их тогда было меньше обычного. По той же причине почти не видать и автобусов.
Самым стойким видом общественного транспорта оказался трамвай, попавший на каждое второе фото.
Начнём с одного российского города, который тогда ещё был совсем не российским.
Кёнигсберг, площадь Кайзера Вильгельма, 15 января 1943 г.:
До ковровой бомбардировки города британцами оставалось всего полтора года... Тем не менее, в первые послевоенные годы это место будет выглядеть почти также, не считая пустых окон выгоревших изнутри зданий. Потом, на протяжении 20 лет всё будет снесено до последнего камня и теперь с той же точки открывается такой вид. О прошлом напоминают только трамвайные рельсы, по которым ничего не ходит с 2010 г.
Невероятно, но в 1943-м, всего за год до гибели города, в Кёнигсберге пустили троллейбус!
Вид у него был подозрительно знакомый:
Это советский ЯТБ, одни из тех, что были украдены оккупантами в Киеве.
Войну "рогатый" не пережил. Повторно, уже в Калининграде, троллейбусная система была открыта только в 1975 г.
Берлин летом 1943 г. ещё похож на мирный город, хотя с января начались регулярные британские налёты:
Как ни старались англичане, но за два года регулярных рейдов на этот мегаполис им не удалось сделать и десятой части того, что смогли американцы за один февраль 1945 года. Число убитых мирных жителей тогда достигало 25 тыс. за ночь, а разрушения приняли тотальный характер.
Центр Мюнхена в 1943 г. был также ещё вполне цел:
Как и Данциг 1943-го:
В Будапеште 1943 г. на пустых улицах только трамвай, такой же жёлтый, как и теперь:
А вот на проспекте Маннергейма в Хельсинки в 1943-м, кажется, практически довоенная жизнь, с привычным количеством автомобилей и автобусами:
Посмотрим на городскую жизнь в оккупированной гитлеровцами части Европы.
Париж в 43-м усиленно налегал на педали:
Таких сцен в истории Парижа никогда не было, за исключением периода оккупации. В целом, самая обычная городская жизнь, только без бензина.
Стоянка велотакси на площади Звезды в Париже, 1943 (фотограф Robert Bothner):
На протяжении всего периода оккупации исправно работало метро.
У входа на станцию Марбёф-Елисейские поля:
Тем не менее, транспортная проблема стояла очень остро, поэтому оккупационные власти, чтобы сделать парижанам приятное, открыли в городе троллейбусное движение!
Парижский троллейбус 1943 г.:
Этот "военный" вид транспорта продержался во французской столице до 1966 г.
Варшава 1943 г. за год до полного разрушения передвигалась на лошадях и велосипедах:
Обратите внимание на "куст" навигации, который можно увидеть на многих снимках оккупированных немцами городов Польши и СССР.
Польскую Лодзь немцы считали уже своим городом:
Поэтому здесь можно было одновременно увидеть черты немецких и оккупированных польских городов:
Так в 1943 г. выглядела жизнь на центральных улицах города:
И так в Лодизнском гетто:
Оккупированный советский Днепропетровск за несколько недель до освобождения:
Это был один из немногих советских городов, где трамвай продолжал работать в период оккупации:
Перенесёмся по другую сторону линии фронта, в военный Лондон 1943-го.
Здесь на развалинах универмага John Lewis на Оксфорд-стрит была организована военная выставка:
То же самое место в наше время:
В 1943 году линия фронта прошла через Италию. Самой первой была освобождена Сицилия.
Уличная сцена в только что занятом союзниками Палермо на снимке американского фотографа Ивана Дмитри (Ivan Dmitri):
Трамвайная система в Палермо существовала с 1939 по 1966 г.
Были в Европе и уголки, которым удалось остаться в стороне от ужасов Второй Мировой.
Столица нейтральной Швеции в 1943-м жила тихой и спокойной жизнью, но проблемы с бензином, по всей видимости, не обошли стороной и шведов:
Теперь трудно поверить, что мегаполисе дети могли гонять на великах в одном потоке с автомобилями!
Стокгольмский трамвай тогда заменял метро, которое построют только к 1950 г.:
Приметы массового велосипедизма в шведском городе Гётеборг, 1943:
СЕВЕРНАЯ АФРИКА
В мае 1943 г. англо-американские войска завершили освобождение Северной Африки.
Алжир 1943 г. на снимке американского фотографа Ивана Дмитри (Ivan Dmitri) выглядит действительно как "второй Париж":
Но у этой монументальной копии Парижа была арабская изнанка:
Занятый союзниками Тунис на снимке Харта Престона (Hart Preston), май 1943 г.:
Здесь мы тоже видим пёструю смесь европейской и арабской культур.
Ворота Старого города ливийского Триполи на снимке того же Харта Престона, 1943:
И здесь всё уже успели заасфальтировать!
Каир 1943 г. на снимке американского фотографа Ивана Дмитри (Ivan Dmitri):
Старая Европа ещё долго будет держаться за брусчатку, а всю Северную Африку уже успели заасфальтировать!
"Колониальные" каирские трамвайчики:
Каирская трамваяная система была открыта ещё в 1896 г. и никогда не закрывалась с тех пор.
АМЕРИКА
Даже сверхавтомобилизированной Америке 1940-х трамвай продолжал удерживать важные позиции в ряде крупных городов.
Мощный трамвай напротив автовокзала Greyhound в Лос-Анджелесе 1943 г.:
К началу XX века в Лос-Анджелесе существовала одна из самых больших трамвайных сетей в мире. Однако уже к 1920-м гг. основным видом транспорта в городе стал автомобильный, и с 1930-х годов трамвайные линии постепенно стали исчезать; последние из них были закрыты в 1963 году. А вот метро в этом огромном городе появится только в 1990-е!
Знаменитый канатный Сан-Франциско, вне времени:
В отличие от всего остального мира, улицы американских городов и в военные годы были забиты машинами.
Чайнатаун Сан-Франциско в 1943-м:
И в наши дни:
С началом войны производство лекговых машин в США было свёрнуто, дизайн замер на модельном ряду 1941 года вплоть до 1949-го.
Автопорковка у складов армии США в Чикаго, 1943 г.:
Увы, цветных снимков Москвы 1943 г. пока не обнаружено, хотя на цветную киноплёнку город тогда снимали (знаменитая кинохроника выставки трофеев в ЦПКиО).
Все серии проекта "20 век в цвете":
1901, 1902, 1903, 1904, 1905, 1906, 1907, 1908, 1909, 1910, 1911, 1912, 1913, 1914, 1915, 1916, 1917, 1918, 1919, 1920, 1921, 1922, 1923, 1924, 1925, 1926, 1927, 1928, 1929, 1930, 1931, 1932, 1933, 1934/1934-36-улицы, 1935, 1936, 1937/1937-улицы, 1938, 1939, 1940, 1941-война/1941-улицы, 1942/1942-улицы, 1943, 1944, 1945 война, 1945 мир, 1946/1946-улицы, 1947/СССР-1947/1947-улицы, 1948-улицы, 1949, 1950/СССР-1950, 1951, 1952/СССР-1952, 1953/СССР-1953/США-1953, 1954/СССР-1954, 1955/СССР-1955/1955-улицы, 1956/СССР-1956/1956-улицы, 1957/СССР-1957/1957-улицы, 1958, 1959, 1960, 1961/СССР-1961, 1962, 1963/СССР-1963, 1964, 1965/СССР-1965, 1966/СССР-1966/1966-улицы СССР/1966-улицы мира, 1967/СССР-1967/1967-улицы, 1968, 1969, 1970, 1971, 1972, 1973/СССР-1973, 1974, 1975, СССР-1975, 1976/СССР-1976/1976-улицы СССР/1976-улицы мира, 1977/СССР-1977/1977-улицы, 1978, 1979, 1980, 1981/СССР-1981, 1982, 1983, 1984/СССР-1984, 1985, 1986/СССР-1986/1986-улицы, 1987/СССР-1987/1987-улицы/1987-улицы СССР, 1988, 1989/СССР-1989, 1990/СССР-1990, 1991/СССР-1991, 1992/СНГ-1992/1992-улицы, 1993, 1994/РФ-1994, 1995/РФ-1995, 1996/РФ-1996/1996-улицы, 1997/РФ-1997, 1998, 1999/РФ-1999.
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]