Рецензия на сериала "Сорвиголова" (Daredevil) 2015-2018
---
Когда третий сезон "Сорвиголовы" ещё только маячил скорым выходом в середине октября этого года, я взялся за первые два сезона в преддверии заканчивавшейся подписки на Netflix. Когда пошли титры последней серии второго сезона, до выхода продолжения оставалось меньше месяца. Вот и ладненько, подумал я и переключился в режим ожидания. Теперь, когда третий сезон отсмотрен, можно выносить вердикт.
Третий сезон продолжает историю слепого, но физически и атлетически одарённого адвоката Мэтта Мёрдока (Чарли Кокс), которого все считают погибшим после событий "Защитников". Мы, естественно, понимаем, что не было бы третьего сезона про персонажа, который погиб, так что дырявая ширма интриги рассыпается от первого же взмаха крыла бабочки, а спойлерами тут и не пахнет. Мэтт жив, но не слишком здоров и не хочет выходить на связь со старыми друзьями. Он находит убежище в церковном приюте, где его воспитывали после смерти отца и пытается привести себя в порядок. Его бывший коллега Фуги Нельсон (Элден Хенсон) аккуратно замахивается на политическую карьеру, а бывшая секретарша (кхм, офис-менеджер) Карен Пейдж теперь работает на полную ставку в газете и пытается раскрыть жителям Нью-Йорка глаза на происходящие события.
А происходит много чего и в первую очередь это связано с Уилсоном Фиском, который отбывает заслуженное наказание в тюрьме, но продолжает лелеять и культивировать мысль о скорейшей смене неуютных серых бетонных стен с решетками на окнах на комфортабельный отель со всеми удобствами. Когда на него совершается нападение в застенках тюрьмы, ФБР решает обезопасить его в обмен на раскрытие личностей криминальных авторитетов.
Сорвиголова сомневается в искренности Фиска и продолжает свой одинокий поход, пытаясь разобраться что же на самом деле произошло. Однако на его пути встают не только бандиты, но и правоохранительные органы.
Создатели уделили больше времени и семейным драмам Фоги, демонстрируя, что даже хорошие люди могут совершать плохие поступки под давлением обстоятельств. С этой же мыслью целый эпизод посвящен прошлому Карен, и объясняются её натянутые отношения с родителями. Постоянная игра на контрасте хорошего-плохого выводит сериал на новый уровень восприятия. Авторы нигде напрямую не говорят, что хорошо, а что плохо, поэтому тут как плохие персонажи могут совершать хорошие поступки, так и хорошие - творят зло. Более того, хронометраж сериала позволил сценаристам показать развитие сразу нескольких персонажей, уделив достаточно времени моральной стороне вопроса.
Другая тема, которую тут активно продвигают - это искупление. Часть действия разворачивается в церкви, и она выступает не только местом действия, но ещё и символом, который маячит перед героями, намекая на возможность одуматься. Кому-то это помогает, кому-то не очень, но в любом случае аллюзия более чем верная и использована грамотно.
Создатели активно потрудились над экшен-эпизодами и провели агрессивную работу над ошибками в хореографии драк. Они больше не выглядят как разборки гопников в тёмной подворотне и смотрятся более зрелищно и изобретательно. В копилку впечатлений идёт 10-минутная сцена, снятая одним кадром, где главный герой пробирается по охваченной бунтом тюрьме. Такие длинные кадры всегда впечатляют и крепко застревают в памяти. Десятки задействованных каскадёров, сцены с огнём и дымом, проход через множество помещений - всё сливается в сложную сцену, насыщенную действием, как никакая другая.
К третьему сезону (четыре, если считать "Защитников") Чарли Кокс окончательно притёрся к роли слепого мстителя и с каждой серией лишь добавляет граней проработанному характеру. Интереснее всего его терзания на тему "переступить черту" и убить врага, тем самым предать самого себя и свои идеалы. В этом сезоне уж больно часто он слишком близко подходит к краю и теряет равновесие. Смотреть за этой эквилибристикой - одно из главных удовольствий в его актёрской игре.
Винсент Д'Онофрио вернулся к своей роли Уилсона Фиска и к радости фанатов, его наконец начинают называть Кингпином. Для него сценаристы придумали ворох отличных ситуаций для раскрытия и развития. У него действительно получилось создать образ могущественного и умного врага, который просчитывает на несколько шагов вперёд. Пугающая и завораживающая работа с гораздо большим вовлечением микромимики для передачи широкого спектра эмоций радует и удивляет. Даже любовная линия выглядит ровной и искренней, а это дорогого стоит.
В третьем сезоне авторы решили отдалиться от остальной NetflixMarvel вселенной и сконцентрировались на внутренних переживаниях героев. Видимо опыт второго сезона, где налёт мистики, возглавляемый оккультным орденом Руки, с их оживающими ниндзя, бесконечными нонеймами в чёрных простынях и дырой посреди Нью-Йорка, поддерживаемый костылями мощной харизмы Карателя (Джон Бернтал), едва не загнали сериал в пучину кромешного бреда, хоть чему-то научил. Отсылок к другим проектам практически нет, разве что в одной из сцен упомянули, что Карен всё же более спокойная, чем Джессика Джонс.
Взамен, авторы экспериментируют с внутренними диалогами, подаваемыми в форме оживших флэшбеков и общения с заклятыми врагами. За спиной у Мэтта регулярно возникает Фиск в белоснежном костюме, пытаясь убедить героя в ничтожности. Приём не новый, но смотрится всё равно отлично.
Интересно авторы обошлись с сюжетной аркой, посвященной Сестре Мэгги. Ярые фанаты комиксов были в курсе дальнейшего развития событий, когда героиня появилась в конце "Защитников", однако в рамках "Сорвиголовы" её роль оказалась не слишком существенной. Дело в том, что сценаристы сами себе подложили свинью и вместо того, чтобы показать открытую конфронтацию Мэтта и Мэгги, они направили гнев сироты на священника, что скрывал правду от юного воспитанника. Довольно нелогичный момент, который снижает градус драмы примерно в половину и, как результат, финальные диалоги не вызывают того уровня катарсиса, которого заслуживают герои.
Зато агент ФБР Бэн Поинтдекстер в исполнении Уилсона Бетела оказался настоящим открытием сезона. Оглушительная сцена появления и равномерное развитие как стильного, но принципиального агента оставляет приятное впечатление, а когда авторы начинают копать его прошлое - это становится чуть ли не лучшим моментом сериала. Когда Фиск читает его личное дело, авторы обставляют это шикарными флешбэками в чёрно-белых тонах, подчёркивая колеблющуюся натуру Поинтдекстера. Ну а когда его внутренние демоны вылезают наружу, и на глазах зрителя является злодей с убийственной меткостью, накал страстей повышается до невероятного градуса.
Знатоки комиксов уже в курсе, во что всё это выльется, и концовка сезона лишь подтверждает, что одним из следующих противников Сорвиголовы станет именно Меченый. Кстати, обращали ли вы внимание, что большинство именитых злодеев в той или иной степени являются отражением своих героических соперников? Капитан Америка в буквальном смысле сражается с нацистами в лице Красного Черепа, идеалы Профессор Икс ставятся в противопоставление намерениям его бывшего друга, ну а всегда серьёзный до невозможности Бэтмен получил в качестве врага постоянно смеющегося клоуна! Вот и тут Сорвиголова получил своего Джокера: слепой супергерой против человека с идеальной меткостью! Почувствуйте иронию. Одно расстраивает - авторы оставили возникновение Меченого на сладкое перед самыми титрами и радужка в форме мишени - неплохая точка в этом плане.
В отличии от второго сезона, где было обилие мистики, ворох слепых, изувеченных и восставших из мёртвых, третий сезон достойно рисует драму и персональное развитие персонажей. Несколько эпизодов с флэшбеками дают необходимую информацию и даже не выглядят лишними. Более того, сериал в полной мере оправдывает название, ведь в нём в два раза больше Сорвиголовы, чем было в предыдущем сезоне, который еле выползал, опираясь на мощную харизму Джона Бернтала в образе Карателя с одной стороны, и на бесячую Элоди Янг, сыгравшую Электру с другой.
Ещё одним несомненным плюсом я считаю отказ главного героя от позёрского красного костюма. Вот серьёзно - в первом сезоне Мэтт носился в чёрном свитере и неплохо справлялся с избиванием злодеев в подворотнях. Красный наряд испортил не только героя, но и оператора, который через чур злоупотреблял ракурсами снизу-вверх, вынуждая героя стоять наиболее эффектно, наклонив голову. В третьем сезоне Мэтт вернулся к чёрному свитеру, дополнив его верёвками муай тай, а учитывая скомпрометированный костюм, надеюсь, так оно и останется.
Как и недавняя "Джессика Джонс", сериал про слепого адвоката, который ночью одевает плотный носок на пол-лица и отправляется мутузить преступность, получился очень неровным. Первый сезон берёт хороший старт и развивает основную концепцию мягко и поступательно. Второй берёт всё хорошее, что было раньше и с остервенением оголодавшего бульдога рвёт это на куски, не оставляя камня на камне от уехавшего в мистику автобуса адекватности. Но третий сезон выступает так хорошо, что сериалу прощаешь огрехи второго. Здесь в равных пропорциях совместили драму, экшен и супергероику. Всё к месту, всё в тему и актёры окончательно притёрлись и радуют совместными сценами. Плюс, к радости фанатов есть жирные намёки на развитие, которое рискует рассыпаться мириадом песчинок в свете грядущих контрактов Диснея. А пока что можно смело наслаждаться одним из лучших сериалов по комиксам "Marvel" - он того стоит.
Что ещё почитать:
К списку всех рецензий
Регулярная рубрика обзора новинок кинопроката
Во что поиграть в ноябре 2018
Сказка про чудных зверей и волшебников с палочками
Комедийный сериал про бруклинских полицейских
Аниме про мальчика в мире антропоморфных животных
Детектив про несовершенство японской системы правосудия
Экшен про Человека-Паука и всех, всех, всех
Байопик про группу Queen и Фредди Меркьюри
Фантастический триллер про инвалида и искусственный интеллект в его голове
Здесь можно подписаться и добавиться в друзья.
Взято: s3tr0n.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]