Советско-польский конфликт 1956 года, оставшийся в тени венгерского восстания
---
1956 год остается в истории СССР и его союзного блока в первую очередь как год XX съезда КПСС, на котором Хрущев мило свалил все на Сталина, «развенчав культ личности» и венгерским восстанием, подавленным силовыми методами. Но по очень похожему сценарию в тот же год развивались события и в Польше, с которой чуть было у СССР не начался военный конфликт.
Все началось после того, как доклад о культе личности был доведен до руководителей союзных компартий. Руководитель польского ЦК ПОРП (Польской Объединённой рабочей партией, так в Польше назывались коммунисты) Болеслав Берут испытал настолько жестокое потрясение, что слег и через пару недель умер в Москве. Встал вопрос, кто заменит его в Польше.
Возможно, что Берут слег не только из-за доклада, но и из-за того, что прочитанный Хрущевым доклад привел к тому, что польские власти потеряли контроль над ситуацией. Если в СССР доклад был секретным и услышали его не все, то в Польше он был тезисно изложен в центральных газетах. И начался протест. С марта по июнь брожение продолжалось и вылилось в уличные протесты с требованием повышения зарплат и проведения реформ. Протесты жестоко подавлялись, что ни к чему хорошему не привело.
В октябре на пленуме ЦК ПОРП лидером партии был выбран Владислав Гомулка. Он, так же как и его венгерский коллега Имре Надь был оппозиционером. Но Гомулка был хитрее Надя.
К тому моменту уже был отдан секретный приказ о приведении советских войск в полную боевую готовность, готовилась войсковая операция в Польше, где шли антисоветские демонстрации, жгли советские флаги и портреты Рокоссовского, на тот момент занимавшего пост польского министра обороны. Но прежде чем начинать военную операцию советские власти попытались договориться с Гомулкой по-хорошему. Для этого в Варшаву приехал Хрущев и вопрос был сразу поставлен ребром – поляки с СССР или выступают против?
Но Гомулка, хотя на него оказывали жесткое давление, тоже оказался не прост. Он создал свои «военный» и «гражданский» штабы, так как прекрасно понимал, что Рокоссовский – советский военный, поставленный в Польшу, чтобы наблюдать. Собирались отряды самообороны, то есть все шло к вооруженному столкновению, которое буквально через несколько дней начнется в Венгрии.
Но в Польше удалось добиться компромисса. Дело в том, что Москва настаивала, что министром обороны должен быть Рокоссовский. Но он сам не хотел больше оставаться в Польше, что сняло важный и сложный вопрос. Кроме того, в разговоре Хрущева и Рокоссовского, маршал честно сказал, что даже если он отдаст приказ подавить мятеж, большинство польских частей его приказу не подчинятся. В то же время в Венгрии все уже дошло до вооруженного конфликта. Получить еще один театр боевых действий советские власти не хотели и Гомулка получил добро на реформы, изменение состава правительства в обмен на обещание остаться в советском блоке. Гомулка в отличие от Имре Надя был разумный человек и на поводу у радикалов не пошел, прекрасно понимая, что и так добился многого.
В результате Рокоссовский вернулся в Москву, Гомулка пообещал народу реформы и обстановка начала разряжаться. И вплоть до 1981 года, когда в Польше было введено военное положение из-за выступлений «Солидарности», она оставалась либеральной страной в составе Варшавского договора.
А потом пришел Горбачев, разваливший СССР, СЭВ и Варшавский договор. Но это уже другая история.
Взято: valerongrach.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]