«Пора заняться бизнесом» наконец полетела
---
11 ноября, с третьей серии попыток, наконец, отправилась в полет первая коммерческая миссия ракеты-носителя Electron "It's Business Time" ("Пора заняться бизнесом"). Пуск прошел успешно, и сейчас, будто бы споря с восьмимесячными переносами, Rocket Lab собирается проверить свои свои возможности запускать ракеты быстро - следующий четвертый старт Electron запланирован уже на декабрь.
Фото Rocket Lab
На стартовое окно выделили девять дней - с 11 по 19 ноября. Но вопреки уже сложившимся традициям, когда запуску постоянно мешает погода или мелкие технические неполадки, в этот раз ракета отправилась в полет в первый день (с 19:46).
Похоже, что за 2018 год в конструкции ракеты произошли изменения. В более ранних версиях циклограммы полета первая ступень сбрасывалась на 2:42, а сейчас - на 2:33. Топливо заканчивается раньше, значит, логично предположить, что Rocket Lab сумела увеличить тягу двигателей. Есть еще вариант, что в первую ступень залили меньше топлива, но это менее вероятно. Другие отметки циклограммы тоже претерпели изменения - головной обтекатель теперь сбрасывается на пару секунда позже - 3:08 вместо 3:06. Это может говорить о небольшом изменении траектории на более пологую - обтекатель весит немало, и без надобности никто его везти на ракете ни одной лишней секунды не будет.
Отделение первой ступени, кадр из трансляции
На 7:10 проводится операция, которую пока что делают только на Electron - сброс двух блоков литий-ионных батарей. Напомню, что для простоты и удешевления двигателей топливо в них подается не турбонасосными агрегатами а электрическими насосами. На второй ступени стоят три блока батарей для питания насосов, и два из них сбрасываются в полете.
Сброс батарей, кадр трансляции
Косвенно об увеличении тяги говорит и время отделения второй ступени - 9:09 в новой версии вместо 9:20. В этот момент третья ступень находилась на орбите 210х500 км. Третья ступень летит с выключенным двигателем до апогея 500 км и включает свой двигатель "Кюри" там. Время включения в старой и новой версиях циклограммы отличается на одну секунду, что говорит об одинаковых параметрах орбиты. Интересно, что в новой версии третья ступень проработала на 38 секунд больше, выключившись в 52:45 вместо 52:07.
При этом масса полезной нагрузки со временем увеличивалась - число спутников к лету выросло с трех до пяти, а в итоге полетели семь. Но их общая масса находится в районе 40 кг, что заметно меньше планового значения 150 кг и максимальной грузоподъемности 225 кг.
Первое стартовое окно для It's Business Time должно было открыться 20 апреля. Но этому не суждено было случиться - из-за "необычного" поведения контроллера мотора 17 апреля старт перенесли на "несколько недель". Изначально полезной нагрузкой должны были стать три спутника - два LEMUR-2 производства Spire Global и аппарат CICERO, Tyvak Nano-Satellite Systems для GeoOptics Inc.
LEMUR-2, фото Spire Global
"Лемуры" используются главным образом для отслеживания кораблей и стартуют попутной нагрузкой на разных ракетах, их произвели уже больше восьмидесяти. Но еще они измеряют прохождение сигнала навигационной системы GPS сквозь атмосферу, фиксируя ее температуру, давление и влажность.
CICERO использует тот же принцип, что и "Лемуры", кроме того он измеряет отраженный от поверхности сигнал GPS и Galileo, изучая характеристики океана и льда.
Второе стартовое окно решили открыть с 23 июня по 6 июля. В первый день возникла проблема с антенной наземной станции слежения, которую не смогли исправить до конца временного окна. Затем три дня пропали из-за погоды. А 27 июня снова проявилась проблема с контроллером мотора. В итоге пуск перенесли на ноябрь.
На второй попытке на ракете стояли уже пять спутников - добавились IRVINE01 и NABEO.
IRVINE01, схема IrvineCubesat.org
Студенческий IRVINE01 несет камеру низкого разрешения для фотографирования Венеры и других небесных объектов. Данные с камеры будут использоваться для определения расстояния до звезд и точности системы ориентации самого спутника.
NABEO, фото HPS GmbH
NABEO представляет собой технологический демонстратор пассивной системы сведения спутников с орбиты. Первоначально предполагалось, что он останется прикрепленным к третьей ступени, развернет полотнище на фото выше и будет ее тормозить. Но сейчас программу изменили - спутник отделился от третьей ступени и будет сходить с орбиты самостоятельно. А третья ступень выполнила маневр торможения на своем двигателе.
Ну и, наконец, к осени на ракете появились еще два спутника Proxima компании Fleet Space Technologies. Создаваемая группировка спутников Proxima займется интернетом вещей, предоставив спутниковый доступ в интернет для различных датчиков на Земле.
Стоит отметить, что космодром расположен в не очень удачном с точки зрения погоды месте, ну и новая техника все еще преподносит сюрпризы. Так что пуск в первый день стартового окна был приятной неожиданностью.
Пуск прошел успешно, и заказчики радуются сигналам своих долгожданных аппаратов. Громче всего, наверное, слышно создателей IRVINE01, студенты, как-никак.
Тем временем Rocket Lab подтвердила озвученные ранее амбициозные планы запускать по одному "Электрону" в месяц. По словам главы компании, Питера Бека, темпы производства ракет уже приближаются к требуемым, осталось научиться их запускать. На сайте компании говорится об успешном масштабировании работ про производству ракет и подготовке их к пуску, когда разные операции начинают выполняться на разных площадках, и к концу 2020 Rocket Lab собирается запускать по одной ракете в неделю. Возвращаясь в настоящее, следующий пуск запланирован на декабрь, когда в полет должен отправиться спутник NASA ELaNa 19.
В качестве эксперимента запущены пуш-уведомления. Нажмите эту кнопку, и вам будет приходить сообщение, когда выйдет мой новый пост.
Я в социальных сетях:
Вконтакте, Facebook, Twitter, Instagram, YouTube
Фото Rocket Lab
Хроника и циклограмма
На стартовое окно выделили девять дней - с 11 по 19 ноября. Но вопреки уже сложившимся традициям, когда запуску постоянно мешает погода или мелкие технические неполадки, в этот раз ракета отправилась в полет в первый день (с 19:46).
Похоже, что за 2018 год в конструкции ракеты произошли изменения. В более ранних версиях циклограммы полета первая ступень сбрасывалась на 2:42, а сейчас - на 2:33. Топливо заканчивается раньше, значит, логично предположить, что Rocket Lab сумела увеличить тягу двигателей. Есть еще вариант, что в первую ступень залили меньше топлива, но это менее вероятно. Другие отметки циклограммы тоже претерпели изменения - головной обтекатель теперь сбрасывается на пару секунда позже - 3:08 вместо 3:06. Это может говорить о небольшом изменении траектории на более пологую - обтекатель весит немало, и без надобности никто его везти на ракете ни одной лишней секунды не будет.
Отделение первой ступени, кадр из трансляции
На 7:10 проводится операция, которую пока что делают только на Electron - сброс двух блоков литий-ионных батарей. Напомню, что для простоты и удешевления двигателей топливо в них подается не турбонасосными агрегатами а электрическими насосами. На второй ступени стоят три блока батарей для питания насосов, и два из них сбрасываются в полете.
Сброс батарей, кадр трансляции
Косвенно об увеличении тяги говорит и время отделения второй ступени - 9:09 в новой версии вместо 9:20. В этот момент третья ступень находилась на орбите 210х500 км. Третья ступень летит с выключенным двигателем до апогея 500 км и включает свой двигатель "Кюри" там. Время включения в старой и новой версиях циклограммы отличается на одну секунду, что говорит об одинаковых параметрах орбиты. Интересно, что в новой версии третья ступень проработала на 38 секунд больше, выключившись в 52:45 вместо 52:07.
При этом масса полезной нагрузки со временем увеличивалась - число спутников к лету выросло с трех до пяти, а в итоге полетели семь. Но их общая масса находится в районе 40 кг, что заметно меньше планового значения 150 кг и максимальной грузоподъемности 225 кг.
Здесь нагружают корабль
Первое стартовое окно для It's Business Time должно было открыться 20 апреля. Но этому не суждено было случиться - из-за "необычного" поведения контроллера мотора 17 апреля старт перенесли на "несколько недель". Изначально полезной нагрузкой должны были стать три спутника - два LEMUR-2 производства Spire Global и аппарат CICERO, Tyvak Nano-Satellite Systems для GeoOptics Inc.
LEMUR-2, фото Spire Global
"Лемуры" используются главным образом для отслеживания кораблей и стартуют попутной нагрузкой на разных ракетах, их произвели уже больше восьмидесяти. Но еще они измеряют прохождение сигнала навигационной системы GPS сквозь атмосферу, фиксируя ее температуру, давление и влажность.
CICERO использует тот же принцип, что и "Лемуры", кроме того он измеряет отраженный от поверхности сигнал GPS и Galileo, изучая характеристики океана и льда.
Второе стартовое окно решили открыть с 23 июня по 6 июля. В первый день возникла проблема с антенной наземной станции слежения, которую не смогли исправить до конца временного окна. Затем три дня пропали из-за погоды. А 27 июня снова проявилась проблема с контроллером мотора. В итоге пуск перенесли на ноябрь.
На второй попытке на ракете стояли уже пять спутников - добавились IRVINE01 и NABEO.
IRVINE01, схема IrvineCubesat.org
Студенческий IRVINE01 несет камеру низкого разрешения для фотографирования Венеры и других небесных объектов. Данные с камеры будут использоваться для определения расстояния до звезд и точности системы ориентации самого спутника.
NABEO, фото HPS GmbH
NABEO представляет собой технологический демонстратор пассивной системы сведения спутников с орбиты. Первоначально предполагалось, что он останется прикрепленным к третьей ступени, развернет полотнище на фото выше и будет ее тормозить. Но сейчас программу изменили - спутник отделился от третьей ступени и будет сходить с орбиты самостоятельно. А третья ступень выполнила маневр торможения на своем двигателе.
Ну и, наконец, к осени на ракете появились еще два спутника Proxima компании Fleet Space Technologies. Создаваемая группировка спутников Proxima займется интернетом вещей, предоставив спутниковый доступ в интернет для различных датчиков на Земле.
Стоит отметить, что космодром расположен в не очень удачном с точки зрения погоды месте, ну и новая техника все еще преподносит сюрпризы. Так что пуск в первый день стартового окна был приятной неожиданностью.
Большие планы
Пуск прошел успешно, и заказчики радуются сигналам своих долгожданных аппаратов. Громче всего, наверное, слышно создателей IRVINE01, студенты, как-никак.
#IRVINE01 More beacon confirmations, thanks to @SatNOGS pic.twitter.com/7RML5epneH
— Agencia Espacial EC (@EXA_ec) November 11, 2018Тем временем Rocket Lab подтвердила озвученные ранее амбициозные планы запускать по одному "Электрону" в месяц. По словам главы компании, Питера Бека, темпы производства ракет уже приближаются к требуемым, осталось научиться их запускать. На сайте компании говорится об успешном масштабировании работ про производству ракет и подготовке их к пуску, когда разные операции начинают выполняться на разных площадках, и к концу 2020 Rocket Lab собирается запускать по одной ракете в неделю. Возвращаясь в настоящее, следующий пуск запланирован на декабрь, когда в полет должен отправиться спутник NASA ELaNa 19.
В качестве эксперимента запущены пуш-уведомления. Нажмите эту кнопку, и вам будет приходить сообщение, когда выйдет мой новый пост.
Я в социальных сетях:
Вконтакте, Facebook, Twitter, Instagram, YouTube
Взято: lozga.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]