Четыре войны «Петра Великого»
---
В истории броненосца «Петр Великий» примечательно и до боли знакомо для России практически все: прозорливость конструкторов и трусость чиновников, грандиозность замысла и неказистость исполнения, триумфальное рождение и бесславная пенсия. Пусть своего прямого назначения корабль и не выполнил, нельзя сказать, что броненосец носивший имя царя-реформатора оказался не удел: его появление сыграло важнейшую роль в развитии отечественного кораблестроения и школы моряков.
Главный кораблестроитель Королевского флота в 63-70 годах XIX века Эдвард Джеймс Рид писал про «Петра Великого», что тот «может совершенно свободно идти в любой английский порт, поскольку он сильнее, чем всякий из наших собственных броненосцев».
Броненосец «Петр Великий» в достройке, Кронштадт, июль 1876 года
Англичанин, конечно же, лукавил – ничего подобного было не под силу не то, что одному кораблю, ни одному флоту в мире. В то время каждый второй корабль ходил по волнам под британским флагом.
Правление Александра II пришлось на промышленный бум, который требовал практически полной замены корабельного состава флота. В то же время империи были необходимы железные дороги и новые производства, поэтому денег на флот оставалось немного. Однако в условиях обострения отношений с Великобританией морские рубежи державы требовали надежной защиты.
Броненосец «Петр Великий» перед вступлением в строй, 1876 год
В то время в береговой защите ставка делалась на корабли типа монитор, названные так по одноименному кораблю, который блестяще проявил себя в Гражданской войне в США. Отличительными признаками «Монитора» Джона Эриксона, были низкие борта (60-90 см), полное отсутствие парусного снаряжения, мощные орудия, которые позволяли вести практически круговой обстрел, и крепкая броня надводной части.
В 1865 году командующий русской крейсерской эскадрой в Тихом Океане вице-адмирал Андрей Александрович Попов предложил создать новый тип корабля – «монитор-крейсер».
Андрей Александрович Попов - русский флотоводец, кораблестроитель, полный адмирал.
Это должен был быть сильнейший монитор с мореходными качествами океанского корабля. При сохранении низкого борта, башни, люки, дымовые и вентиляционные трубы со всех сторон ограждались бронированным бруствером, что предохраняло важнейшие элементы корабля от излишнего воздействия морской воды.
Адмиралтейство одобрило проект Попова, и в 1869 году в Петербурге на верфи «Галерного островка» был заложен брустверный монитор под именем «Крейсер». Детали для него изготавливались на российских заводах и заказывались за рубежом, в том числе и в Англии. Работы шли крайне медленно: сказывались недостаток финансирования и опытных кадров, а также постоянные изменения в конструкции броненосца, которые вносились по ходу работ.
Броненосец «Петр Великий» на Ревельском рейде
Так и название его было изменено по случаю 200-летия со дня рождения Петра I, под именем которого кораблю и было суждено войти в историю. В итоге в строй «Петр Великий» вступил только осенью 1876 года, и то только потому, что вновь обострились отношения между двумя империями, и была реальная опасность вхождения Королевского флота в Финский залив.
Войны, по счастью, не случилось, но на «Петре Великом» сразу же были выявлены существенные недочеты. Главным из них была недостаточная мощность двух трехцилиндровых машин, которые обеспечивали его ход. Дело было в недостаточной паропроизводительности котлов.
Броненосец «Петр Великий»
В 1870 году, заключая контракт на изготовление механизмов, Морское министерства решило не рисковать и не связываться с новой системой, которая позволяла использовать пар дважды и трижды. В результате, к моменту вводу в строй «Петра Великого» «обыкновенная система» уже устарела, а броненосец не мог развивать заложенную в проекте скорость в 14 узлов.
Для устранения дефекта в 1881 году «Петр Великий» совершил свое главное путешествие – отправился в Англию, где русская паровая машина была заменена английской, что позволило выйти на проектную скорость.
Броненосец «Петр Великий» на реке Клайд, Великобритания, июль 1881 года
Вернувшись в Россию «Петр Великий» уже более не покидал пределов Балтики, а его боевые качества заметно нивелировал технический прогресс. В 1892 году ему был присвоен класс эскадренного броненосца, а задачи корабля свелись к подготовке личного состава для нужд флота.
На палубе эскадренного броненосца "Петр Великий", 1896 год
В течение последующих 10 лет корабль исправно нес свою службу. Ежегодно корабль в мае начинал свою кампанию и завершал ее в конце ноября. В составе Практической эскадры он совершал переходы в Ревель, на артиллерийский полигон, проводя там плановые стрельбы и учения.
«Петр Великий» на рейде Пирея, апрель 1882 года.
Вновь вопрос о судьбе корабля поднял С.О. Макаров, который в мае 1903 года отправил письмо председателю МТК. Далее он вновь предлагал перевооружить броненосец, а в случае невозможности установить несколько 203- и 152-мм орудий на палубе бруствера исключить его из состава флота. 30 мая состоялось заседание МТК где было вынесено решение: «...в ближайшее пятилетие броненосец «Петр Великий» приспособить исключительно для целей Учебно-артиллерийского отряда, вооружив его современными патронными орудиями разных калибров».
В 1903 году «Петр Великий» официально вошел в учебно-артиллерийский отряд Балтийского флота. Уже через год броненосец встал на ремонт для переоборудования в учебный корабль – русский флот испытывал острую нехватку квалифицированного личного состава.
Эскадренный броненосец «Петр Великий» во время
перестройки в учебно-артиллерийский корабль, 1906-1907 годы
Известие о начале русско-японской войны заставило все силы перебросить на достройку броненосцев «Князь Суворов» и «Слава» и работы по переоборудованию «Петра Великого» почти полностью прекратились. Принятое в августе 1904 года Государственным советом решение о посылке на восток Второй тихоокеанской эскадры вовсе остановило все работы.
«Петр Великий» вошел в состав учебно-артиллерийского соединения в 1908 году, начав кампанию 14 мая. Пять последующих лет традиционно уходили в Ревель и там занимались боевой подготовкой. На корабле проходили практическое обучение офицеры и комендоры артиллерийских классов после выпуска.
В 1913 году учебно-артиллерийскому отряду довелось участвовать в маневрах Балтийского флота, где они изображали корабли «противника», сражавшегося с Первой бригадой линейных кораблей. Во время проведения в конце июля 1914 года состязательных стрельб на корабли отряда пришло известие об объявлении Германией войны.
Учебный артиллерийский корабль «Петр Великий» на Ревельском рейде
Годы Первой мировой войны «Петр Великий», будучи плавбазой для подводных лодок, находился сначала в Кронштадте, а затем в Гельсингфорсе и Ревеле, где его застала Февральская революция.
Подводные лодки у борта учебныого артиллерийского корабля
"Петр Великий" во время Первой Мировой войны, 1914-1917 годы
Силами русского флота, базирующимися в Ревеле и Гельсингфорсе, было принято решение перевести Балтийский флот на тыловую стратегическую базу в восточной части Финского залива. «Петр Великий» вместе с другими боевыми кораблями принял участие в Ледовом походе Балтийского флота. Выйдя 16 февраля 1918 года из из Гельсингфорса, весь отряд кораблей флота закончил переход и 22 апреля прибыл в Кронштадт.
С октября 1918 года «Петр Великий» находился на долговременном хранении. 21 мая 1921 года с корабля сняли всю артиллерию, штурманское и другое оборудование, оставив один неотапливаемый корпус и переквалифицировали в блокшив Кронштадтского порта. Под новым именем — «Блокшив №1» бывший броненосец использовался как склад для хранения мин заграждения.
Блокшив №1 (бывший броненосец "Петр Великий") в Кронштадте, 1926 год
С трудом пережив наводнение 1924 года в Кронштадте, в Финскую и Великую Отечественную войны «Петр Великий» остался минным блокшивом. Толстенная броня оказалась идеальным хранилищем для мин под немецкой бомбежкой.
Свою службу на флоте броненосец «Петр Великий» закончил 18 апреля 1959 года и был передан в Отдел фондового имущества для демонтажа и реализации.
Бывший броненосец «Петр Великий» в качестве плавучей казармы. Кронштадт 1940-е годы
Казалось бы, вся почти вековая история броненосца говорит о том, что он появился не во время и не к месту. Он не топил вражеские крейсеры и не принял геройскую смерть, но стал бесценной школой для русских кораблестроителей и нескольких поколений русских моряков.
Добавим, что сегодня имя «Петр Великий» носит флагман Северного флота, атомный крейсер – один из крупнейших в мире действующих неавианесущих ударных боевых кораблей. Был еще пароход «Император Петр Великий», но просуществовал он недолго – с 1913 по 1920 год – и пристального внимания не заслуживает, хотя и использовался в Первую мировую в качестве госпитального судна.
ТТХ броненосца:
Водоизмещение 10105 т. Размерения 100.6x19.3x7.5 м
Воружение 4 - 305 мм обр. 1867 года, 4 - 4 фн. обр 1867 года, 6 - 47 мм, 4 - 37 мм, 2 ПТА
Бронирование - борт от 203 до 356 мм, каземат - 356 мм, башни - 356 мм, палуба 76 мм
Механизмы 2 паровые машины завода Берда 2х4452 л.с. 6 двойных котлов, 2 винта.
Скорость первоначальная на испытаниях - 12.35 узла, после замены машин и котлов на механизмы фирмы "Элдер" в 1881 году - 14,26 узла
Дальность плавания 3600 миль. Экипаж 440 человек
Источник
Взято: foto-history.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]