Почему проект «кружевных» многоэтажек так и не реализовали в Москве
За столь интересный декор дом называют ажурным. /Фото:archsovet.msk.ru
Что мы интересного по московской архитектуре уже обсуждали? Ну вот например «московские бублики», а вот всем известный московский Дом-корабль и может быть менее известный танк на крыше. Буквально на днях обсуждали, будут ли взрывать Ховринскую больницу и вспоминали Историю Дворца Советов в Москве. Давайте продолжим это направление…
Этот уникальный жилой дом на Ленинградском проспекте (на первом фото) знаменит своей «ажурностью» – он словно покрыт замысловатым кружевом. Причем масштаб этих украшательств впечатляет, ведь здание шестиэтажное, величественное. А еще это один из самых первых блочных домов в Москве. Только жаль, что после его строительства в городе больше не делали таких интересных «блочно-кружевных» зданий.
Дом считался элитным, хотя первоначально это была идея доступного типового жилья. /Фото:berlogos.ru
Почему дом сделали «кружевным»
«Ажурный дом» П-образной формы появился здесь в 1940 году в рамках строительства серии крупноблочных зданий, возводимых в те годы в разных концах Москвы (например, на Большой Полянке). Дом проектировали в рамках генплана реконструкции города, его главный фасад должен был выходить на площадь и смотреться величественно и эффектно. Проект поручили архитекторам А. Бурову и Б. Блохину.
Все квартиры в доме небольшие, что было актуально на заре СССР. /Фото:berlogos.ru
Есть предположение, что Андрей Буров как ученик знаменитого московского зодчего Ивана Жолтовского при создании проекта брал за ориентир работу своего учителя – Дом скакового общества, расположенный неподалеку, на Беговой улице. Кстати, рядом «Ажурным домом» красуются статуи лошадей.
Дом на Ленинградке сразу приковывает внимание. /Фото:esosedi.org
Стилистика шестиэтажного «кружевного» дома, декоративные элементы которого отсылают нас в эпоху модерна, очень хорошо сочетается и со зданием знаменитого «дореволюционного ресторана Яръ», которое также расположено рядом.
Архитектор Андрей Буров был человеком многогранным (он пробовал себя не только в строительной сфере) и очень творческим, так что здание ну просто не могло получиться стандартным.
Этот необычный дом — единственный в своем роде. /Фото:berlogos.ru
Из-за того, что блочные фасады нового здания оказались очень замысловаты (одни сделаны под мрамор и имеют вид пилястр, другие закрывают лоджии декоративными решетками в виде растений и так далее), дом сразу окрестили в народе «ажурным» или «кружевным».
Декор, похожий на кружева. /Фото:berlogos.ru
А еще за этой шестиэтажкой закрепилось прозвище «Дом-аккордеон». Ведь декоративные блоки лицевого фасада (автор эскизов – художник В. А. Фаворский), сгруппированные попарно, а также само по себе чередование окон и лоджий действительно делают здание похожим на этот музыкальный инструмент, который обычно тоже украшен ажурными решеточками и так же, как и фасады этого дома, часто имеет красивые разводы. Особенно это сходство заметно, если смотреть на дом с большого расстояния.
Здание немного напоминает аккордеон. Так его и прозвали. /Фото:berlogos.ru
Интересны и оконные проемы: они закрыты коваными витыми ограждениями, которые тоже сморятся декоративно и оригинально и чем-то напоминают французские балконы.
Вид из кухни в одной из квартир при современных хозяевах. Обзор закрывает интересная витая конструкция. /Фото:the-village.ru
Идею внутренней планировки многоэтажного здания, которая спроектирована по принципу апартаментов, архитектор Буров подсмотрел во время своей командировки в Соединенные Штаты. Компактные квартиры с совмещенными санузлами, мини-кухнями и крохотными прихожими (как известно, в советские времена делать их большими было не принято) расположены по бокам длинного широкого коридора. Подъезд в доме всего один, зато на каждом этаже аж по 18 квартир. И лифтов – два.
Из своей поездки в Америку архитектор почерпнул и идею относительно первого этажа: его спроектировали нежилым, разместив внутри магазины, столовую и другие подобные организации, которые должны были облегчить быт советским гражданам.
Непростые жильцы и видимость скромности
С первых дней дом стал считаться номенклатурным. Его заселили в основном крупными чиновниками, среди которых большую часть составляли высокопоставленные военные. Жили в нем и представители советской культурной элиты – например, актриса Серова и писатель Симонов. И пусть квартиры в здании были не столь шикарными, все-таки жить здесь было удобнее и престижнее, чем в скромных типовых многоэтажках. Иными словами, хотя строителями и были соблюдены внешние «правила приличия» (мол, все квартиры – «советские», одинаковые, без излишеств), в то же время было сразу понятно, что жилье это – как у всех, да не совсем.
Дом в наши дни с вечерней подсветкой. /Фото:riverpilgrim.livejournal.com
После Великой Отечественной войны многие квартиры в доме превратились в коммуналки да и контингент постепенно стал меняться: появилось много обычных, не привилегированных жильцов.
Ну а современное поколение, вселяясь в этот памятник советской архитектуры, делает в квартирах новомодный дизайн и мало кто из жильцов пытается сохранить первоначальный, колоритный интерьер. «Бабушкины» квартиры XX столетия с их трогательным очарованием постепенно и безвозвратно уходят в прошлое.
Комфортно ли жить в «аккордеоне»
Витые решетки, украшающие лоджии с «лицевой» стороны здания, выгодно закрывают тот хлам, который так любят складывать на балконах граждане. А «завитушки», прикрывающие снаружи кухонные окна квартир, прячут от посторонних глаз «экзотику» советского быта.
Окно снаружи. Декор скрывает от посторонних глаз все, что происходит внутри. /Фото:etovidel.net
Наличие этого необычного декора, которым хозяева квартир могут гордиться, компенсируют (в плохом смысле) грязный воздух и пыль, которая поднимается с проезжей части. Жильцам, чьи окна выходят во двор, повезло чуть больше – на подоконниках меньше копоти и не так слышен шум машин. Зато до центра рукой подать, нет проблем с общественным транспортом да и район престижный.
Квартиры в доме действительно скромные (особенно по современным меркам), а вот подъезд, коридоры и лестничные клетки выглядят просто по-царски – они очень просторные.
В былые времена дети здесь катались на велосипедах. /Фото:the-village.ru
В парадном три лестницы. Помещение подъезда больше подходит для какого-нибудь учреждения, нежели для жилого дома. Тем более что здесь нет внутренних архитектурных украшений типа лепнин – просто голые стены.
В подъезде кружевного дома. /Фото:the-village.ru
Лестница чем-то похожа на школьную /Фото:the-village.ru
Само здание постепенно разрушается. Старожилы говорят, что при его возведении якобы использовали материалы не очень хорошего качества. Но все-таки дом до сих пор смотрится с улицы очень красиво, и его часто навещают фотографы и съемочные группы.
Декор, похожий на кружева, привлекает фотографов. /Фото:2gis.ru
Их должны были построить много
Кстати, «аккордеон» на Ленинградке должен был быть не единственным «ажурным» жилым домом. Изначально планировалось построить в Москве много подобных богато украшенных блочных домов, с большим числом квартир.
Предполагалось, что такая красота будет по всей Москве, но после войны ажурные дома строить передумали. /Фото: berlogos.ru
Однако вскоре после строительства первого здания началась Великая Отечественная, ну а после войны было уже не до подобного «барства». Более актуальными власти посчитали дешевые и простые в возведении хрущевки. На смену крупноблочным жилым домам пришли безликие панельные.
Также был заброшен и другой (правда, не такой красивый и вычурный) проект типового жилья, оставив лишь один пример такого дома, который за его мрачность прозвали «Слеза социализма»
Текст: Анна Белова
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/081118/41215/
Взято: masterok.livejournal.com