Ученые выполнили наиболее подробные наблюдения вещества вблизи черной дыры
01.11.2018 340 0 0 kiri2ll

Ученые выполнили наиболее подробные наблюдения вещества вблизи черной дыры

Используя приемник GRAVITY, установленный на Очень Большом Телескопе ESO (VLT) в режиме интерферометра, ученые из консорциума европейских институтов смогли пронаблюдать инфракрасную вспышку в ядре Млечного пути. Ее источником является аккреционный диск, окружающий компактный радиоисточник Стрелец A*. Наблюдения стали долгожданным подтверждением того, что этот объект в центре нашей Галактики действительно является сверхмассивной черной дырой.

Ученые выполнили наиболее подробные наблюдения вещества вблизи черной дыры Стрельца, черной, GRAVITY, вокруг, вещество, столь, прохождения, исследователей, когда, сверхмассивной, вращается, изображение, близко, орбите, скоростью, является, вещества, результате, смогли, сайте

Окрестности Стрельца А* (компьютерное моделирование)

Большая часть вещества аккреционного диска Стрельца A* вращается с релятивистской скоростью и остается на орбите вокруг него. Однако, все, что окажется слишком близко к черной дыре, обречено: эта материя будет втянута под горизонт событий. Наименьшее расстояние от черной дыры, на котором вещество еще может остаться не вовлеченным внутрь нее, называется самой внутренней устойчивой круговой орбитой. Именно здесь и произошла наблюдавшаяся вспышка.

Широкоугольное изображение центрального региона Млечного пути

Это первый случай в истории, когда вещество наблюдалось столь близко к «точке невозврата», и наиболее детальные на сегодняшний день наблюдения вещества, обращающегося по орбите, настолько близкой к черной дыре. Впечатления исследователей от открытия красноречиво передает следующая цитата ученого Оливера Пфуля (Oliver Pfuhl), опубликованная в официальном пресс-релизе на сайте ESO:

«Просто сносит крышу, когда на самом деле видишь, как вещество вращается вокруг сверхмассивной черной дыры со скоростью в 30% световой… Фантастическая чувствительность приемника GRAVITY позволила нам пронаблюдать процесс аккреции в режиме реального времени в небывалых подробностях».

Приемник GRAVITY, который помог совершить это открытие, собирает световые потоки от одновременно всех четырех основных телескопов комплекса VLT. В результате образуется виртуальный супер-телескоп с диаметром апертуры 130 м. Благодаря этому ученые смогли изучить ближайшие окрестности Стрельца A*.

Ранее в этом же году тот же коллектив исследователей при помощи GRAVITY и другого приемника SINFONI, сумел точно измерить координаты звезды S2 в момент ее прохождения через область крайне мощного гравитационного поля Стрельца A*. В результате ими впервые были зарегистрированы эффекты, предсказываемые общей теорией относительности Эйнштейна для столь экстремальной среды.

Полученное VLT инфракрасное изображение окрестностей Стрельца А*

Кроме того, во время прохождения S2 вблизи Стрельца А* были зафиксированы три яркие инфракрасные вспышки. Их параметры в точности соответствуют теоретическим предсказаниям для горячих пятен в окрестностях черной дыры с массой в четыре миллиона солнечных. По-видимому, причиной вспышек являются магнитные взаимодействия в очень горячем газе, обращающемся вокруг Стрельца A*.