Церковь Иоанна Предтечи в Толчкове, Ярославль... Россия
---
1) В 200 м от уже увиденной нами Фёдоровской церкви у берега реки Которосли расположен храм Иоанна Предтечи в Толчкове 1671-1687 гг. постройки, который изображён на 1000-рублёвой купюре и является одним из главных памятников ярославской школы архитектуры. Единственный в российской архитектуры 15-главый храм.
2) Храм расположен почти в полном окружении промзоны (да, объект культурного наследия ЮНЕСКО) в стороне от основных мест отдыха горожан, оттого в этом месте я был в гордом одиночестве, да и, как понял, церковь зимой и вовсе не работала. Архитектурный стиль этого храма - т.н. "русское узорочье", который характеризуется затейливыми формами, обилием декора, сложностью композиции и живописностью силуэта. Одни исследователи находят в этом стиле черты «обмирщения» и указывают на заимствования из гражданского зодчества (сомкнутые своды, карнизы, наличники, филированные пояски). Другие придерживаются мнения о первичности для данного стиля его церковной формы. Все плоскости церкви покрыты сложными ковровыми узорами из лекального кирпича и изразцов. Столь же щедро украшены барабаны глав (в прошлом позолоченные). Кажется, мастера-каменщики довели виртуозность работы с кирпичом до логического предела. Благодаря обилию изразцов в солнечную погоду храм горел и переливался, как будто облицованный алмазами.
3) В оформлении богато использованы поливные изразцы, живопись и лекальный фигурный кирпич, который является здесь главным декоративным материалом.
4)
5) На снимке С. Прокудина-Горского 1911 года.
6)
7) Отдельно от храма стоит столпообразная ярусная колокольня (1690 год постройки) , близкая по декору к московскому барокко. Каждый ярус колокольни вторит построению храма, благодаря чему между ними существует неразрывное ансамблевое единство.
8) Роспись велась в 1694—1695 годах артелью ярославских живописцев во главе с Дмитрием Плехановым и Фёдором Игнатьевым (фото 1911 года авторства С. Прокудина-Горского).
9) На стенах, столпах, сводах, галереях храма запечатлено более 500 различных сюжетов, что делает толчковский храм самым большим в мире памятником по количеству сюжетов росписи.
10)
11)
12) "Со всех сторон я видел бесконечную снежную пустыню - наиболее яркое изо всех возможных изображений здешней нищеты и скудости. А над нею, как отдаленные образы потустороннего богатства, жаром горели на темно-синем фоне золотые главы белокаменных храмов. Я никогда не видел более наглядной иллюстрации той религиозной идеи, которая олицетворяется формой купола-луковицы. Наша отечественная "луковица" воплощает в себе идею глубокого молитвенного горения к небесам, через которое наш земной мир становится причастным потустороннему богатству. Это завершение русского храма - как бы огненный язык, увенчанный крестом и к кресту заостряющийся.Когда смотришь издали при ярком солнечном освещении на старинный русский монастырь или город, со множеством возвышающихся над ним храмов, кажется, что он весь горит многоцветными огнями. А когда эти огни мерцают издали среди необозримых снежных полей, они манят к себе как дальнее потустороннее видение града Божьего. Всякие попытки объяснить луковичную форму наших церковных куполов какими-либо утилитарными целями (например, необходимостью заострять вершину храма, чтобы на ней не залеживался снег и не задерживалась влага) не объясняют в ней самого главного - религиозно-эстетического значения луковицы в нашей церковной архитектуре".
Российский философ Евгений Трубецкой "Умозрение в красках".
2) Храм расположен почти в полном окружении промзоны (да, объект культурного наследия ЮНЕСКО) в стороне от основных мест отдыха горожан, оттого в этом месте я был в гордом одиночестве, да и, как понял, церковь зимой и вовсе не работала. Архитектурный стиль этого храма - т.н. "русское узорочье", который характеризуется затейливыми формами, обилием декора, сложностью композиции и живописностью силуэта. Одни исследователи находят в этом стиле черты «обмирщения» и указывают на заимствования из гражданского зодчества (сомкнутые своды, карнизы, наличники, филированные пояски). Другие придерживаются мнения о первичности для данного стиля его церковной формы. Все плоскости церкви покрыты сложными ковровыми узорами из лекального кирпича и изразцов. Столь же щедро украшены барабаны глав (в прошлом позолоченные). Кажется, мастера-каменщики довели виртуозность работы с кирпичом до логического предела. Благодаря обилию изразцов в солнечную погоду храм горел и переливался, как будто облицованный алмазами.
3) В оформлении богато использованы поливные изразцы, живопись и лекальный фигурный кирпич, который является здесь главным декоративным материалом.
4)
5) На снимке С. Прокудина-Горского 1911 года.
6)
7) Отдельно от храма стоит столпообразная ярусная колокольня (1690 год постройки) , близкая по декору к московскому барокко. Каждый ярус колокольни вторит построению храма, благодаря чему между ними существует неразрывное ансамблевое единство.
8) Роспись велась в 1694—1695 годах артелью ярославских живописцев во главе с Дмитрием Плехановым и Фёдором Игнатьевым (фото 1911 года авторства С. Прокудина-Горского).
9) На стенах, столпах, сводах, галереях храма запечатлено более 500 различных сюжетов, что делает толчковский храм самым большим в мире памятником по количеству сюжетов росписи.
10)
11)
12) "Со всех сторон я видел бесконечную снежную пустыню - наиболее яркое изо всех возможных изображений здешней нищеты и скудости. А над нею, как отдаленные образы потустороннего богатства, жаром горели на темно-синем фоне золотые главы белокаменных храмов. Я никогда не видел более наглядной иллюстрации той религиозной идеи, которая олицетворяется формой купола-луковицы. Наша отечественная "луковица" воплощает в себе идею глубокого молитвенного горения к небесам, через которое наш земной мир становится причастным потустороннему богатству. Это завершение русского храма - как бы огненный язык, увенчанный крестом и к кресту заостряющийся.Когда смотришь издали при ярком солнечном освещении на старинный русский монастырь или город, со множеством возвышающихся над ним храмов, кажется, что он весь горит многоцветными огнями. А когда эти огни мерцают издали среди необозримых снежных полей, они манят к себе как дальнее потустороннее видение града Божьего. Всякие попытки объяснить луковичную форму наших церковных куполов какими-либо утилитарными целями (например, необходимостью заострять вершину храма, чтобы на ней не залеживался снег и не задерживалась влага) не объясняют в ней самого главного - религиозно-эстетического значения луковицы в нашей церковной архитектуре".
Российский философ Евгений Трубецкой "Умозрение в красках".
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]