Фёдоровская церковь и С. Прокудин-Горский ... Ярославль, Россия
---
1) Ярославль — один из городов России, в застройке которых представлены все магистральные направления российской архитектуры XVI—XX веков. Высокая сохранность историко-архитектурной ткани центра города обеспечила ему место в списке памятников Всемирного наследия ЮНЕСКО. В этом репортаже мы рассмотрим с вами Храм Фёдоровской иконы Божией Матери 1682-1687 гг. постройки, сравним с тем, как эта церковь выглядела в 1911 году на снимках С. Прокудина-Горского.
2) Храм расположен недалеко от притока Волги реки Которосли немного в стороне от Московского проспекта на Большой Фёдоровской улице, если идти от Московского вокзала в сторону центра города. Очень рекомендую свернуть и пройти к этому храму и церкви Иоана Предтечи в Толчкове, черёд которой будет в следующем репортаже - они очень красивы, не пожалеете. К сожалению, я не очень знаком с храмовым зодчеством (при этом, очень интересуюсь), поэтому буду признателен поправкам в корректной форме и обмену мнений.
Существует сказание XVII века о чудотворным исцелением посадского человека Иоанна Плешкова, который в 1669 году впал в "лютую болезнь расслабления" (паралич), а исцелился после того, как во сне ему явились двое мужей «во одеянии святительском» и повелели совершить паломничество в Кострому к иконе Феодоровской Богоматери — моленному образу царей новой династии Романовых, а после соорудить храм.
3) Роспись храма была доверена костромскому иконописцу 2 половины XVII в. Гурию Никитину. Участок под строительство предоставил 27 сентября 1683 года Иван Моисеев Денисовский,которой был его личным домовладением. Как то было принято в допетровской Руси, приходская церковь стала результатом коллективного творчества всех жителей тогдашнего района Ярославля. Митрополит Иона Сысоевич (инициатор возведения "небесного рая на земле" в Ростове Великом) дал храму благословенную грамоту, по которой он и был освящён 24 июля 1687 года.
4) Фёдоровская церковь по своим характеристикам типична для зрелого этапа в развитии ярославского храмового зодчества, выделяясь лишь лаконичностью декора (вероятно, следствие того, что строилась она не богатейшими купцами, а всем миром). Архаичный, по-соборному строгий четверик (четырёхугольный или четырёхгранный объём основной части сооружения) контрастирует с крупным, сочным пятиглавием, которое придаёт всему зданию выразительный, грациозный силуэт. Высота церкви- 36 м.
5) Западное крыльцо на переднем плане снимка.
6) Исторический снимок С. Прокудина-Горского 1911 года. Фотография взята на сайте Библиотеки Конгресса США. Ещё рекомендую читать Блог проекта "Наследие С. М. Прокудина-Горского" (www.prokudin-gorsky.org) - там очень много интересного.
7) Ныне существующий иконостас датирован 1705 годом, а стены сохранили монументальные стенописные ансамбли допетровского времени.
8) Царские врата на дореволюционном фото С. М. Прокудина-Горского.
9)
10) Давайте ещё раз посмотрим на общий вид храма.
11) Он же в 1911 году.
12) Рядом с этим храмом - зимняя церковь Святого Николая на Пенье 1689-1690 гг. постройки - небольшой одноглавый храм трапезного типа со скромным оформлением, но примечательным наличием шатра.
13) 1911 год.
2) Храм расположен недалеко от притока Волги реки Которосли немного в стороне от Московского проспекта на Большой Фёдоровской улице, если идти от Московского вокзала в сторону центра города. Очень рекомендую свернуть и пройти к этому храму и церкви Иоана Предтечи в Толчкове, черёд которой будет в следующем репортаже - они очень красивы, не пожалеете. К сожалению, я не очень знаком с храмовым зодчеством (при этом, очень интересуюсь), поэтому буду признателен поправкам в корректной форме и обмену мнений.
Существует сказание XVII века о чудотворным исцелением посадского человека Иоанна Плешкова, который в 1669 году впал в "лютую болезнь расслабления" (паралич), а исцелился после того, как во сне ему явились двое мужей «во одеянии святительском» и повелели совершить паломничество в Кострому к иконе Феодоровской Богоматери — моленному образу царей новой династии Романовых, а после соорудить храм.
3) Роспись храма была доверена костромскому иконописцу 2 половины XVII в. Гурию Никитину. Участок под строительство предоставил 27 сентября 1683 года Иван Моисеев Денисовский,которой был его личным домовладением. Как то было принято в допетровской Руси, приходская церковь стала результатом коллективного творчества всех жителей тогдашнего района Ярославля. Митрополит Иона Сысоевич (инициатор возведения "небесного рая на земле" в Ростове Великом) дал храму благословенную грамоту, по которой он и был освящён 24 июля 1687 года.
4) Фёдоровская церковь по своим характеристикам типична для зрелого этапа в развитии ярославского храмового зодчества, выделяясь лишь лаконичностью декора (вероятно, следствие того, что строилась она не богатейшими купцами, а всем миром). Архаичный, по-соборному строгий четверик (четырёхугольный или четырёхгранный объём основной части сооружения) контрастирует с крупным, сочным пятиглавием, которое придаёт всему зданию выразительный, грациозный силуэт. Высота церкви- 36 м.
5) Западное крыльцо на переднем плане снимка.
6) Исторический снимок С. Прокудина-Горского 1911 года. Фотография взята на сайте Библиотеки Конгресса США. Ещё рекомендую читать Блог проекта "Наследие С. М. Прокудина-Горского" (www.prokudin-gorsky.org) - там очень много интересного.
7) Ныне существующий иконостас датирован 1705 годом, а стены сохранили монументальные стенописные ансамбли допетровского времени.
8) Царские врата на дореволюционном фото С. М. Прокудина-Горского.
9)
10) Давайте ещё раз посмотрим на общий вид храма.
11) Он же в 1911 году.
12) Рядом с этим храмом - зимняя церковь Святого Николая на Пенье 1689-1690 гг. постройки - небольшой одноглавый храм трапезного типа со скромным оформлением, но примечательным наличием шатра.
13) 1911 год.
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]