Джакомо Антонио Доменико Кваренги
31.10.2018 660 0 0 architectstyle

Джакомо Антонио Доменико Кваренги

---
0
В закладки
Джакомо Антонио Доменико Кваренги Кваренги, Палладио, Джакомо, Ляличах, архитектор, проекты, России, ДКваренги, архитектора, дворец, который, мастеров, которого, время, здания, собой, Греции, через, сооружений, сентября

Классический стиль Ляличской усадьбы определили два её главных строения: Зимний дворец и церковь Св. Екатерины, созданные по проекту итальянского архитектора Джакомо Антонио Доменико Кваренги (Giacomo Antonio Domenico Quarenghi). Будущий архитектор родился 20 сентября 1744 года в провинции североитальянского города Бергамо в маленьком селении Рота-Фуори.В юном возрасте Джакомо увлекался изобразительным искусством, но со временем на смену урокам живописи приходит изучение зодчества.
Джакомо Антонио Доменико Кваренги Кваренги, Палладио, Джакомо, Ляличах, архитектор, проекты, России, ДКваренги, архитектора, дворец, который, мастеров, которого, время, здания, собой, Греции, через, сооружений, сентября

А. Палладио (1508-1580гг.)
Большое влияние на формирование творческой манеры Кваренги оказало знакомство с книгой Андреа Палладио (1508–1580 гг.) «Четыре книги об архитектуре». «Красота возникает из грациозной формы и соотношения различных частей между собой и общего к частному, потому что здания, подобно красивому человеческому телу, не должны иметь ничего лишнего и все в них должно быть пропорционально и уместно», – писал Палладио. Кваренги был очарован философией античной архитектуры, которую брал за основу средневековый архитектор. «Научиться обходиться без неуместных вольностей, варварских вычур и чрезмерных затрат…» – вещал со страниц своей книги Палладио.
Джакомо Антонио Доменико Кваренги Кваренги, Палладио, Джакомо, Ляличах, архитектор, проекты, России, ДКваренги, архитектора, дворец, который, мастеров, которого, время, здания, собой, Греции, через, сооружений, сентября

Palladio Villa Trissino (Meledo di Sarego)
Подобно Палладио, Кваренги взял за эталон античное зодчество. Он учился у классиков, зарисовывая античные памятники, делая их тщательный обмер, а затем воспроизводил всё в чертежах. Точные зарисовки и вариации на римские темы принесли Кваренги славу в художественных кругах Рима и среди иностранцев.
КВАРЕНГИ-АРХИТЕКТОР
В конце 1760-х гг. Кваренги получил свой первый заказ на проекты двух особняков «для английских господ» и выполнил поручение с успехом. После ещё нескольких работ для англичан к Кваренги стали обращаться и соотечественники. Одним из объектов был храм Св. Схоластики близ Рима. Реставрация была успешно осуществлена и получила высокую оценку у специалистов.
Джакомо Антонио Доменико Кваренги Кваренги, Палладио, Джакомо, Ляличах, архитектор, проекты, России, ДКваренги, архитектора, дворец, который, мастеров, которого, время, здания, собой, Греции, через, сооружений, сентября

Церковь Санта-Схоластика в бенедиктинском монастыре
Жажда знаний и самосовершенствования подвигла Кваренги на ряд путешествий по Италии с целью «изучить все лучшее, что находится в ее главных городах». Все увиденные сооружения римских и греческих мастеров Кваренги скрупулезно зарисовывал.
В 1770-е годы расширилась география его путешествий: Франция, Австрия, Монако... Плодом этих поездок стали знакомства с коллегами и многочисленные копии с их проектов. Таким образом Кваренги оттачивал графические навыки и расширял профессиональный кругозор.
А В ЭТО ВРЕМЯ В РОССИИ…
Екатерина II, продолжая дело Петра Великого, застраивала столицу. Императрица, как и многие ценители искусства того времени, оказалась под обаянием красоты и величия античности. В связи с этим она озадачила своего корреспондента Ф.М. Гримма: «Я хотела двух итальянцев, ибо у нас есть французы, которые слишком много знают и строят дрянные дома, негодные ни внутри, ни снаружи…». Гримм, хорошо изучив контингент римских архитекторов, остановил свой выбор на молодом и очень одаренном архитекторе и художнике Кваренги, увлеченность которого античностью в палладианской* ее интерпретации, несомненно, должна была понравиться Екатерине II.
Кваренги легко дал своё согласие, так как приглашение в Россию было шансом получить творческую независимость и следовать выбранному направлению по стопам великого Палладио.
1 сентября 1779 года Джакомо Кваренги подписал контракт на три года и получил статус придворного архитектора. Ему полагались высокое жалованье – 2360 рублей в год и бесплатная квартира.
ПРИДВОРНЫЙ АРХИТЕКТОР
Джакомо Антонио Доменико Кваренги Кваренги, Палладио, Джакомо, Ляличах, архитектор, проекты, России, ДКваренги, архитектора, дворец, который, мастеров, которого, время, здания, собой, Греции, через, сооружений, сентября

Первые три года в Петербурге Д.Кваренги снимал «во втором этаже 4 покоя, одну кухню и для кареты место» в новостроенном угловом доме Н.И.Чичерина на Невском проспекте.
Объём работ, который выполнил Кваренги с самого начала пребывания его в России, был поистине огромным. Уже в 1783 году он пишет другу: «У меня так много-много работы, что я едва нахожу время есть и спать. Без преувеличения могу сказать Вам, что среди тех многочисленных зданий, относительно которых императрица пожелала, чтобы их проекты были составлены мною, чтобы я руководил их постройкой, нет ни одного, которое не требовало бы для этого всего человека».
Гримм не ошибся в своём выборе – Кваренги обладал необходимой гибкостью и вкусом. «Мой первый принцип, – писал Джакомо, – заключается в том, что чувство здравого разума не должно подчиняться определённым правилам и примерам, что рабское следование теориям и высказываниям великих мастеров без изучения их произведений,без учёта местности, условий и обычаев приведёт лишь к созданию посредственных вещей. Человек, который мыслит и наделён талантом, должен подняться над педантизмом…». Чтобы учесть новые «местность, условия и обычаи», следовало тщательно их изучить. Самым привычным способом изучения объектов была зарисовка. Наследие Кваренги включает в себя сотни и сотни рисунков, значительная часть которых изображает виды российских столиц.
Джакомо Антонио Доменико Кваренги Кваренги, Палладио, Джакомо, Ляличах, архитектор, проекты, России, ДКваренги, архитектора, дворец, который, мастеров, которого, время, здания, собой, Греции, через, сооружений, сентября

Дворец в Павловске.Рисунок Д.Кваренги
КЛАССИЦИЗМ
Во второй половине ХVIII века архитектура Петербурга представляла собой сплав исконно русских традиций и веяний европейской моды, в том числе вычурного барокко. Но бурная эпоха диктовала свои законы, и прежние излишества оказались невостребованными. Поиски более экономичной и функциональной архитектуры заставили обратиться к классицизму**.
Вообще зарождение этого стиля в России началось ещё при Петре I. Очень большую роль в распространении принципов классицизма в русском зодчестве играла Академия художеств, чьи профессора были сторонниками данного направления. Таким образом, у Джакомо Кваренги в России оказалось много единомышленников. Итальянский зодчий изучал всё, что было создано в столицах до него, и активно сотрудничал с современниками.
Большое влияние на мировоззрение Кваренги оказал архитектор Н.А. Львов. Этих зодчих объединяла верность идеалам палладианства, что способствовало их продуктивному сотворчеству. Примером такого альянса может служить усадьба в Ляличах, где Н.А. Львов спроектировал летний домик, который настолько идеально вписался в композицию усадебного ансамбля, словно принадлежал руке того же мастера.
Сходились взгляды архитекторов и на устройство усадебных участков. Они умело разбивали модные в то время английские парки и пейзажные сады. Суть их устройства была в естественности форм и единстве с архитектурой поместья.
При Екатерине II вошло в обычай устраивать купальные места в парках поместий. Искусство подобных сооружений освоил и Кваренги. Термы, русские бани, бассейны, парильни, холодные ванны, турецкие бани – Кваренги виртуозно создавал всё новые проекты. Усадьба в Ляличах не отставала от столичной моды и радовала видом искусно выполненных и отделанных купален.
Что касается зданий, то Кваренги не только создавал проекты, но и успевал контролировать строительные работы. Он вникал во все тонкости возведения домов от чертежа до внутренней отделки и вскоре овладел строительной техникой и искусством оформления интерьеров. Кроме того, Кваренги обладал незаурядными художественными способностями. В самых ответственных заказах он выступал декоратором. Пол, плафоны, живопись и лепка на стенах и даже эскизы мебели – всё мастер продумывал сам и воплощал в окончательном чертеже. Для выполнения своих проектов Кваренги задействовал как местных, так и зарубежных мастеров.
Столь феноменальная продуктивность и талант Кваренги привлекали к нему всё новых и новых клиентов. Сначала заказы поступали от императрицы, а потом и от государственных деятелей, вельмож, помещиков и купцов. Уже в 1785 году Екатерина выражала свой восторг новым архитектором: «Этот Кваренги делает нам восхитительные вещи; весь город уже полон его постройками, он строит банк, биржу, множество складов, лавок, частных домов, и его постройки так хороши, что лучше и быть не может».
Немудрено, что слава Кваренги росла и выходила за пределы России. 26 января 1796 года он был избран членом Шведской королевской академии искусств. Санкт-Петербургская Академия художеств приняла Джакомо в свои ряды чуть позже, 1 сентября 1805 года.
Авторитет и почёт, завоёванный при Екатерине II, Кваренги не уронил и при её наследниках. Императоры Павел I и Александр I отмечали архитектора своим вниманием и поручали ему важные заказы. За свои заслуги архитектор был награждён орденом Св. Владимира I степени (в 1814 году), а также ему было даровано потомственное российское дворянство.
Умер зодчий от простуды на 73-м году жизни 18 февраля 1817 года. Он был похоронен в Петербурге на Волковском лютеранском кладбище. В 1967 году, когда отмечали 150-летие со дня смерти Кваренги, останки архитектора были перенесены в музейный Некрополь ХVIII века Александро-Невской лавры. В этом же году был установлен памятник-бюст великому зодчему перед фасадом одного из его творений – здания Ассигнационного банка.
Сохранившиеся чертежи и гравюры Кваренги являют собой проекты самых разных сооружений. Что-то не было реализовано, что-то не сохранилось до наших дней. Но есть здания, без которых невозможно представить современный Петербург или Москву. В Москве это Екатерининский дворец (ныне кадетский корпус), старый Гостиный двор, Слободской дворец (сейчас МГТУ им. Баумана); для Н.П. Шереметева Кваренги строил особняк в Останкино и Странноприимный дом, известный сейчас как институт им. Н.В. Склифасовского.
Больше всего построек авторства Кваренги сохранилось в Петербурге. Самые известные из них: Смольный и Екатерининский институты, Эрмитажный театр, Академия наук и др. А так же здание Ассигнационного банка, чертежи которого легли в основу проекта Зимнего дворца в Ляличах.
Джакомо Антонио Доменико Кваренги Кваренги, Палладио, Джакомо, Ляличах, архитектор, проекты, России, ДКваренги, архитектора, дворец, который, мастеров, которого, время, здания, собой, Греции, через, сооружений, сентября

Здание Ассигнационного банка. Арх. Д.Кваренги
И. Грабарь сказал об архитекторе: «Кваренги вернул архитектуру снова на ту большую дорогу, которая ведет от Греции через Рим к Палладио и которая, конечно, у ворот его вилл еще не пресекается. Не оставив школы архитекторов, непосредственно ведущих начало от него и продолжавших его дело, он оставил столь гигантское наследство, что в распыленном виде, своими дробными и почти неуловимыми частицами, оно вошло в плоть и кровь лучших мастеров ближайшей эпохи».
Пройдя по этой дороге «от Греции через Рим…», мы попадём в … Ляличи, чьи постройки выполнены по подобию античных сооружений. Эдакий привет из Древнего Рима, который пронёс для нас через время и расстояние итальянский архитектор Джакомо Кваренги.
Джакомо Антонио Доменико Кваренги Кваренги, Палладио, Джакомо, Ляличах, архитектор, проекты, России, ДКваренги, архитектора, дворец, который, мастеров, которого, время, здания, собой, Греции, через, сооружений, сентября

Зимний дворец в Ляличах. Графическая реконструкция В.Городкова
Джакомо Антонио Доменико Кваренги Кваренги, Палладио, Джакомо, Ляличах, архитектор, проекты, России, ДКваренги, архитектора, дворец, который, мастеров, которого, время, здания, собой, Греции, через, сооружений, сентября

Летний домик в Ляличах. Фото 1910 г.
Джакомо Антонио Доменико Кваренги Кваренги, Палладио, Джакомо, Ляличах, архитектор, проекты, России, ДКваренги, архитектора, дворец, который, мастеров, которого, время, здания, собой, Греции, через, сооружений, сентября

Храм Св.Екатерины. Аэрофотосъёмка 2014г.
___________________
*В основе палладианства лежит строгое следование симметрии, учёт перспективы и заимствование принципов классической храмовой архитектуры Древнего Рима и Греции.
**Классицизм – художественный стиль в европейском искусстве ХVII – начала ХIХ века, одной из важнейших черт которого было обращение к формам античного искусства как идеальному эстетическому эталону.
(Из книги Г.А.Пикиной «Ляличи. Усадьба Завадовского»). И, к вопросу о Ляличской усадьбе. Предлагаю вашему вниманию небольшой ролик о том,как сложилась судьба упомянутого шедевра Д.Кваренги.
уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]