Старый вокзал
---
Пожалуй, нет сегодня в Таганроге места более бездарного в архитектурно-градостроительном смысле, чем старая привокзальная площадь, бывшая Ярмарочная, бывшая (или нынешняя?) Восстания...
Железнодорожный вокзал в Таганроге построили в 1869 году. Видимо, это самое раннее изображение нашего вокзала...
Перед вновь построенным вокзалом простиралась огромная площадь, ограниченная переулком Ярмарочным (Гоголевским) и собственно вокзалом с одной стороны, и улицами Петровской и Иерусалимской - с другой. На площади устраивались сезонные ярмарки...
На пересечении Кладбищенского переулка и Гимназической улицы позже построили Архангело-Михайловскую церковь, фото сделано с её колокольни...
Здание вокзала было спроектировано архитектором Сергеем Илиодоровичем Загоскиным, принято считать, что ему же принадлежит авторство проекта Мариинской гимназии (старой её части, естественно). Действительно, сходство заметно невооружённым глазом, оба здания построены в стиле краснокирпичной эклектики. Но для чего-то здание вокзала позже было оштукатурено.
Вероятно, это произошло в начале XX века...
Обратите внимание на столбы непонятного назначения на двух снимках ниже. Они по высоте превосходят здание вокзала...
Электрические опоры были ниже, фонарные тем более. Да и как их обслуживать, если предположить, что это фонарные?)
Громоотвод? Ну в смысле молниеотвод))
Со зданием вокзала связана и не самая приятная страничка в истории города. Именно здесь, в здании вокзала, в январе 1918 года были блокированы сохранившие верность присяге юнкера.
Вооружённые отряды красногвардейцев, имея кратное преимущество в численности, несколько дней безуспешно пытались взять штурмом здание вокзала.
И тогда они решили разогнать паровоз, и направить его в сторону вокзала со стороны перрона. По их замыслу паровоз должен был врезаться в тыльную стену вокзала, взорваться... И испугавшиеся юнкера в панике должны были сдаться, просить о пощаде...
Однако, всё произошло несколько иначе.
Паровоз серии Юп-4504 с двумя вагонами врезался в перонный тупик, взорвался... Но, слава Богу, больших разрушений не произвёл, юнкера не испугались, и о пощаде не попросили.
Они сопротивлялись ещё достаточно долго, пока красногвардейцы не выманили их хитростью, пообещав "зелёный коридор" для выхода из города.
Как обычно обманули.
Напали и почти всех убили.
Спустя годы об эпизоде с паровозом вспомнили, придумали героическую легенду, якобы взрыв паровоза заставил юнкеров капитулировать, и к 60-летию революции, в 1976 году, перед зданием вокзала установили памятник паровозу.
Паровоз серии Юп (позже Щ) найти не удалось, поэтому на постаменте оказался другой паровоз, гораздо более распространённой серии Эг-5504. Этот экземпляр был изготовлен в Германии в 1922 году, и к настоящему времени тоже стал раритетом, сохранившись, возможно, в единственном экземпляре на постаменте перед старым вокзалом...
Но всё это будет много позже, вернёмся в Таганрог довоенного периода
Советское время...
Интересно, что это за столб, каланча, справа от вокзала? На других снимках его не видно...
Зато видна скульптурная группа "Ленин на броневике" Давида Якерсона...
Кажется, немцы использоавали сталинский постамент.
Но интересно, что на немецком фото вокзал уже без штукатурки...
Вообще, здесь как в детском журнале "найди 10 отличий" ) Ну, на козырьке одна чердачная надстройка куда-то пропала...
Что за чертовщина - после войны вокзал опять оштукатурен!
Неужели других дел не было? Удивительно...
Сегодня здание вокзала, уникальное здание, сохранившее множество аутентичных деталей, погибает...
На наших глазах и при нашем попустительстве(
Пока не поздно необходимо требовать от региональной власти (это ОКН регионального значения) срочных мер по сохранению исторического памятника.
Радикальной реконструкции требует и Ярморочная (Привокзальная) площадь.
Возможно, наши дети и внуки смогут видеть Старый таганрогский вокзал только на фотографиях(
Железнодорожный вокзал в Таганроге построили в 1869 году. Видимо, это самое раннее изображение нашего вокзала...
Перед вновь построенным вокзалом простиралась огромная площадь, ограниченная переулком Ярмарочным (Гоголевским) и собственно вокзалом с одной стороны, и улицами Петровской и Иерусалимской - с другой. На площади устраивались сезонные ярмарки...
На пересечении Кладбищенского переулка и Гимназической улицы позже построили Архангело-Михайловскую церковь, фото сделано с её колокольни...
Здание вокзала было спроектировано архитектором Сергеем Илиодоровичем Загоскиным, принято считать, что ему же принадлежит авторство проекта Мариинской гимназии (старой её части, естественно). Действительно, сходство заметно невооружённым глазом, оба здания построены в стиле краснокирпичной эклектики. Но для чего-то здание вокзала позже было оштукатурено.
Вероятно, это произошло в начале XX века...
Обратите внимание на столбы непонятного назначения на двух снимках ниже. Они по высоте превосходят здание вокзала...
Электрические опоры были ниже, фонарные тем более. Да и как их обслуживать, если предположить, что это фонарные?)
Громоотвод? Ну в смысле молниеотвод))
Со зданием вокзала связана и не самая приятная страничка в истории города. Именно здесь, в здании вокзала, в январе 1918 года были блокированы сохранившие верность присяге юнкера.
Вооружённые отряды красногвардейцев, имея кратное преимущество в численности, несколько дней безуспешно пытались взять штурмом здание вокзала.
И тогда они решили разогнать паровоз, и направить его в сторону вокзала со стороны перрона. По их замыслу паровоз должен был врезаться в тыльную стену вокзала, взорваться... И испугавшиеся юнкера в панике должны были сдаться, просить о пощаде...
Однако, всё произошло несколько иначе.
Паровоз серии Юп-4504 с двумя вагонами врезался в перонный тупик, взорвался... Но, слава Богу, больших разрушений не произвёл, юнкера не испугались, и о пощаде не попросили.
Они сопротивлялись ещё достаточно долго, пока красногвардейцы не выманили их хитростью, пообещав "зелёный коридор" для выхода из города.
Как обычно обманули.
Напали и почти всех убили.
Спустя годы об эпизоде с паровозом вспомнили, придумали героическую легенду, якобы взрыв паровоза заставил юнкеров капитулировать, и к 60-летию революции, в 1976 году, перед зданием вокзала установили памятник паровозу.
Паровоз серии Юп (позже Щ) найти не удалось, поэтому на постаменте оказался другой паровоз, гораздо более распространённой серии Эг-5504. Этот экземпляр был изготовлен в Германии в 1922 году, и к настоящему времени тоже стал раритетом, сохранившись, возможно, в единственном экземпляре на постаменте перед старым вокзалом...
Но всё это будет много позже, вернёмся в Таганрог довоенного периода
Советское время...
Интересно, что это за столб, каланча, справа от вокзала? На других снимках его не видно...
Зато видна скульптурная группа "Ленин на броневике" Давида Якерсона...
Кажется, немцы использоавали сталинский постамент.
Но интересно, что на немецком фото вокзал уже без штукатурки...
Вообще, здесь как в детском журнале "найди 10 отличий" ) Ну, на козырьке одна чердачная надстройка куда-то пропала...
Что за чертовщина - после войны вокзал опять оштукатурен!
Неужели других дел не было? Удивительно...
Сегодня здание вокзала, уникальное здание, сохранившее множество аутентичных деталей, погибает...
На наших глазах и при нашем попустительстве(
Пока не поздно необходимо требовать от региональной власти (это ОКН регионального значения) срочных мер по сохранению исторического памятника.
Радикальной реконструкции требует и Ярморочная (Привокзальная) площадь.
Возможно, наши дети и внуки смогут видеть Старый таганрогский вокзал только на фотографиях(
Взято: skif-tag.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]