Комбриг Кочубей, которого боялись и красные, и белые
---
Революция имеет привычку пожирать своих героев. Так случилось и с Иваном Кочубеем, героем Гражданской войны, славно повоевавшим и печально закончившим.
Когда началась Первая Мировая Война, Иван был призван и армию и зачислен в отряд есаула Шкуро. Да, да, того самого, с которым потом будет сражаться во время Гражданской войны. Воевал храбро. Стал урядником, получил три георгиевских креста. А потом началась революция.
В начале 1918 года Кочубей вместе со своим братом и несколькими друзьями организовал красногвардейский отряд, принявший участие в боях под Екатиринодаром. В июле 1918 года стал комполка, осенью – командиром Кубанской кавбригады, потом 2 Особой бригадой в составе 12 армии.
Надо сказать, Кочубей был жесткий товарищ и боялись его все, как белые, так и красные. Он был смелым человеком, но и знатным самодуром. К примеру, в Екатиринодаре он один раз остановил автомобиль, в котором ехал комендант города и члены ревкома, выгнал пассажиров, заявив:
- Сроду не катался на автомобиле.
И поехал кататься с бойцами. Выходка сошла с рук. Причем Кочубей искренне не понял, что он такого совершил.
Он мог со своими бойцами выловить кучу дезертиров, заставить их раздеть до исподнего, построить поротно, потом выдать на роту по одной винтовке и приказать взять станицу, в которой засели белые. И ведь взяли… Белые отступили, пораженные видом атакующих.
Другой раз Кочубей увидел в Кизляре сваленные в кучу снаряды и обмундирование, не попавшее на фронт и молча, не говоря не слова, всадил две пули в начальника снабжения армии.
Но самое главное, у него не сложись отношения с комиссаром Аскуравой. Надо сказать, тот и сам был смелым человеком, но, в конце концов, нарвался на Кочубея, зарубившего комиссара во время отступления.
То есть, куролесил Кочубей достаточно, считая, что он лучше знает, как воевать, какие приказы исполнять, кого и когда грабить или не грабить. Да, дивизия Кочубея бандитских выходок не стеснялась. Так что обвинения в его адрес были справедливы. В Красной армии тогда начали наводить порядок и бандитская вольница Кочубея рано или поздно должна была закончиться.
Закончилось все тем, что в феврале 1919 года Кочубея обвинили в «партизанщине и анархии». Бригаде было приказано разоружиться, Кочубея – арестовать. В ответ Кочубей предложил отправиться к Ленину, чтобы рассказать тому о продажных командирах. И его отряд с песнями двинулся вперед.
Но 18 февраля 1919 года около Промысловки его встретил собранный заслон. Гонцы от бригады заявили, что
«Против своих не пойдут, идут жаловаться Ленину на то, что их продали».
В ответ по отряду Кочубея ударили пулеметы.
На митинге в Промысловке мнения бойцов разделились. Было решено уходить в Царицын. Переход закончился трагически. Отряд заблудился, да еще и разделился. Часть пошла с сотником Латышевым и в полуобмороженном виде добралась до Царицина. А заболевший тифом Кочубей с небольшим отрядом напоролся на белых, повернув не в ту сторону.
Белые пытались уговорить Кочубея перейти на их сторону. Он был популярен и это было бы для них серьезным успехом. Деникин отдал приказ помиловать красного комбрига, если тот согласится перейти в Добровольческую армию. Но надо отдать должное Кочубею, то ответил:
«Нет, Мне это ни подходит. Кочубей останется Кочубеем».
В итоге Ивана Кочубея повесили на базарной площади в городе Святой Крест (нынешний Буденновск). И было ему на тот момент 25 лет.
Кстати, про него потом, в 1958 году, хороший фильм сняли. Так и называется «Кочубей».
Взято: valerongrach.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]