Ко дню рождения Вацлава Воровского. Дипломат, убитый на своём посту
---
Рисунок Ю. Ганфа 1923 года из журнала "Красный перец", посвящённый убийству Воровского и оправданию его убийцы Конради
27 октября — день рождения советского политика и дипломата Вацлава Воровского (1871—1923), героически погибшего на своём посту. Посланник СССР в Швейцарии был убит белогвардейцем Морисом Конради. Сдаваясь полиции, стрелявший гордо заявил: "Я сделал доброе дело — русские большевики погубили всю Европу… Это пойдёт на пользу всему миру... Я — новый Вильгельм Телль, призванный спасти человечество!". И швейцарский суд присяжных с ним... согласился, решив, что убийца невиновен. Конечно, сыграла свою роль яростная антисоветская кампания, которую развернула русская белая эмиграция. В ходе неё ненависть к Воровскому среди белой эмиграции буквально зашкаливала. В ней сливались и монархисты, подобные самому Конради, и "социалисты", вроде историка Мельгунова, написавшего, чтобы помочь Конради, целую книгу — "Красный террор в России". Когда Мельгунова спрашивали, почему он написал, будучи "левым", только о красном терроре, а белый обошёл гробовым молчанием, он отвечал, что торопился помочь защите Конради, а труд о белом терроре выпустит позднее. Но, конечно, своё обещание не исполнил...
Надо сказать, что и до нашего времени все антикоммунисты сохранили в неприкосновенности свою ненависть к Воровскому. На Украине изничтожение памяти павшего на своём посту советского посланника — а он представлял в том числе и Украинскую ССР — прошло в 2014-2016 годах: имя Воровского стёрли с карты Киева, "Кропивницкого", Краматорска, Кременчуга, Мариуполя, Мелитополя, Дружковки, Харькова, Чернигова... А вот в Донецке и Симферополе улицы Воровского остаются. В Москве улица Воровского была переименована ещё в 1993 году. Но в десятках российских городов улицы Воровского сохранились на карте.
Ещё один рисунок 1923 года на ту же тему. "Позорный герб. Вот как изображают Конради: 1) Обвинительный акт [в виде мальчишки, играющего в Вильгельма Телля], 2) черносотенная печать [в виде Марка Юния Брута], 3) мадам Кускова, и 4) Конради, как он есть."
Отражая эти настроения, поэт Константин Бальмонт позднее откликнулся стихотворением:
Люба мне буква «Ка»,
Вокруг неё сияет бисер.
Пусть вечно светит свет венца
Бойцам Каплан и Каннегисер.
И да запомнят все, в ком есть
Любовь к родимой, честь во взгляде,
Отмстили попранную честь
Борцы Коверда и Конради.
(Каннегиссер — убийца большевика Урицкого в 1918 году, а Коверда — убийца другого советского посланника, Войкова).
Вацлав Воровский и его убийца, белый офицер Морис Конради. Любопытно сравнить взгляды Воровского и его убийцы — насколько разное выражение лиц! У одного — взгляд мыслящего человека, у второго — абсолютно стеклянный взгляд самодовольного хлыща, социального паразита...
Необычный по выразительности памятник, открытый Воровскому в Москве. Памятник уже в 90-е годы вызвал потоки брани со стороны небезызвестного Дмитрия Галковского: "И встал Воровский туберкулёзной раскорякой в центре Москвы. Если бы даже специально заказали портрет негодяя для музея восковых фигур, то заказчик подобный шедевр отверг бы... Ни один враг не смог бы поставить более позорного памятника-карикатуры. Ноги колесом, пальцы веером: "Ша, дипломат идёт!"" Пальцы на руке Воровского действительно были искалечены от приобретённого в тюремных застенках и сыром карцере суставного ревматизма.
Взято: foto-history.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]