Как сделать наши дороги безопасными: пример Норвегии
25.10.2018 649 0 0 varlamov

Как сделать наши дороги безопасными: пример Норвегии

---
0
В закладки
Как сделать наши дороги безопасными: пример Норвегии можно, ехать, внимание, делают, Норвегии, полосы, улицах, улицы, движения, переходы, скорость, хорошо, только, дорога, улицу, людей, подхода, несёт, городе, покрытия


На днях московский Центр организации дорожного движения вместе с ГИБДД рассказал о самых опасных московских улицах и запустил предупреждение о них в Яндекс.Навигаторе. В основном туда попали хорды и вылетные магистрали, которые совсем недавно были реконструированы.

Это довольно распространённый в России способ перекладывания ответственности: у нас тут кто-то сделал опасные улицы – вот их список, и будьте аккуратнее. Ни один полицейский, градостроитель или проектировщик не несёт ответственность за гибель людей. Всё ведь сделано по ГОСТам, а если там кто-то гибнет, то сами виноваты.

В этом кардинальное отличие подхода к уличному движению у нас от подхода в странах Европы и США. В государствах загнивающего Запада сегодня принята концепция нулевой терпимости к смертям. После каждой аварии с пострадавшими там проводится расследование, а первостепенную ответственность несёт государство. Даже если всё сделано по стандартам, то всё равно можно лишиться должности или свободы: ты специалист, поэтому должен был предвидеть опасные участки и обезопасить их. Стандарты задают рамки допустимого, а конкретное решение всегда принимает разработчик.

Теперь давайте посмотрим на дороги и улицы Норвегии, одной из самых безопасных стран мира: по данным ВОЗ, на 100 000 жителей в автокатастрофах здесь погибает 3,8 человек. В России, для сравнения, это 18,9 человек.

Искривление траектории

Если вам приходится знаками и плакатами просить водителей снизить скорость, то ваша улица или дорога сделана неправильно. Глупо делать прямую как стрелку огромную дорогу, а потом ждать, что люди будут чинно ехать там со скоростью 20 км/ч. Окружающие условия должны убивать саму мысль ехать быстро – для этого на улицах в жилых зонах и во дворах делают шиканы:
Как сделать наши дороги безопасными: пример Норвегии можно, ехать, внимание, делают, Норвегии, полосы, улицах, улицы, движения, переходы, скорость, хорошо, только, дорога, улицу, людей, подхода, несёт, городе, покрытия


Сделать такое можно за счёт парковки в шахматном порядке, кадок с растениями, клумб или даже велопарковок – решение можно найти при любом бюджете.
Как сделать наши дороги безопасными: пример Норвегии можно, ехать, внимание, делают, Норвегии, полосы, улицах, улицы, движения, переходы, скорость, хорошо, только, дорога, улицу, людей, подхода, несёт, городе, покрытия


Изменение уровня

Мы привыкли к делению улицы на тротуар и проезжую часть – такое зонирование часто усыпляет внимание водителей. Поэтому приподнятые до уровня тротуара переходы или целые перекрёстки хорошо успокаивают трафик: водители чувствуют себя не так комфортно и ездят более аккуратно.
Как сделать наши дороги безопасными: пример Норвегии можно, ехать, внимание, делают, Норвегии, полосы, улицах, улицы, движения, переходы, скорость, хорошо, только, дорога, улицу, людей, подхода, несёт, городе, покрытия


Приподнятые переходы выступают в роли лежачих полицейских, а заодно сохраняют ноги людей сухими: вода просто стекает с них:
Как сделать наши дороги безопасными: пример Норвегии можно, ехать, внимание, делают, Норвегии, полосы, улицах, улицы, движения, переходы, скорость, хорошо, только, дорога, улицу, людей, подхода, несёт, городе, покрытия


Изменение покрытия

В головах наших людей глубоко укоренилось равенство в "асфальт = дорога". Это плохо, потому что улица и дорога – разные вещи. Голландцы очень любят на улицах в жилой зоне всё мостить кирпичом и брусчаткой, чтобы водители на интуитивном уровне понимали, что здесь нужно ехать аккуратнее. В Норвегии тоже так умеют:
Как сделать наши дороги безопасными: пример Норвегии можно, ехать, внимание, делают, Норвегии, полосы, улицах, улицы, движения, переходы, скорость, хорошо, только, дорога, улицу, людей, подхода, несёт, городе, покрытия


Если мостить всю улицу нет возможности, то можно замостить хотя бы переходы. При том обратите внимание, что участки перед переходом выложены рельефной брусчаткой, а на самом переходе уже ровная плитка – водитель инстинктивно притормозит, а инвалид без проблем самостоятельно переедет улицу на кресле:
Как сделать наши дороги безопасными: пример Норвегии можно, ехать, внимание, делают, Норвегии, полосы, улицах, улицы, движения, переходы, скорость, хорошо, только, дорога, улицу, людей, подхода, несёт, городе, покрытия


Краска

Это подвид способа изменения покрытия, но он не менее эффективен. Я уже показывал примеры изменения опасных улиц с помощью краски и столбиков – в Норвегии тоже есть подобное:
Как сделать наши дороги безопасными: пример Норвегии можно, ехать, внимание, делают, Норвегии, полосы, улицах, улицы, движения, переходы, скорость, хорошо, только, дорога, улицу, людей, подхода, несёт, городе, покрытия


Смена приоритета

Можно улучшать улицу не только дизайном, но и буквой закона! Например, делая на улицах главными велосипедистов. Метод хорошо работает как в южных городах Германии, так и в скверном климате Норвегии, но лучше всё же менять приоритет на дороге наряду с искривлением траектории движения и другими средствами:
Как сделать наши дороги безопасными: пример Норвегии можно, ехать, внимание, делают, Норвегии, полосы, улицах, улицы, движения, переходы, скорость, хорошо, только, дорога, улицу, людей, подхода, несёт, городе, покрытия


Поочерёдный проезд

Такое вы наверняка уже видели в своём городе, но только во дворах: одна машина пропускает другую для разъезда. Это не только экономит место на улице, но ещё и повышает безопасность. Такие разъезды обычно делают у пешеходных переходов или напротив школ в жилой зоне. Есть риск поцарапать машину, но пусть лучше это будет железо, чем чья-то жизнь:
Как сделать наши дороги безопасными: пример Норвегии можно, ехать, внимание, делают, Норвегии, полосы, улицах, улицы, движения, переходы, скорость, хорошо, только, дорога, улицу, людей, подхода, несёт, городе, покрытия


Узкие полосы

Ехать по широкой полосе быстро, комфортно и безопасно, ведь есть буфер для манёвра – именно так считает наш мозг. При этом скорость повышает риск аварии и снижает шансы пешехода или велосипедиста выжить при столкновении с машиной. Чтобы побороть желание ехать со скоростью выше разрешённой, полосы движения делают узкими: чем меньше должна быть скорость, тем уже будет полоса. В городских условиях ширины улицы может не хватать для всех участников движения, поэтому узкие полосы позволяют добавить ещё один ряд, велополосу или автобусную полосу. Тут хорошо видно, что норвежцы делают полосы ровно такой ширины, которую требуют габариты машин и автобусов:
Как сделать наши дороги безопасными: пример Норвегии можно, ехать, внимание, делают, Норвегии, полосы, улицах, улицы, движения, переходы, скорость, хорошо, только, дорога, улицу, людей, подхода, несёт, городе, покрытия


Визуальная чистота

Наше внимание ограничено: за определённый промежуток времени мы можем заметить ограниченное число деталей. Это критически важный момент в случае езды на автомобиле: на скорости времени на реакцию и торможение крайне мало. Поэтому важно убирать яркие вывески, экраны и другие отвлекающие элементы в зоне школ и переходов. Убирать нужно даже знаки – оставлять лишь самые важные и не пытаться сделать заметным переход, а акцентировать внимание на человеке. Просто сравните это с любым пешеходным переходом "по ГОСТу" в вашем городе:
Как сделать наши дороги безопасными: пример Норвегии можно, ехать, внимание, делают, Норвегии, полосы, улицах, улицы, движения, переходы, скорость, хорошо, только, дорога, улицу, людей, подхода, несёт, городе, покрытия


Спасибо Аркадию Гершману за помощь с постом
уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]