За год до смерти эта великая актриса подписала мне раритетный документ.
---
Я не видел ее ни в одном спектакле, к этому времени Коонен уже четверть века не играла.
Последний раз она вышла на сцену Камерного театра 29 мая 1949 года в своей любимой роли Адриенны Лекуврёр. Эту пьесу она играла двадцать девятый сезон.
Зрители знали, что пришли на прощальный спектакль, знали, что их любимый театр закрывают. Они не хотели расходиться и аплодировали стоя, больше тридцати раз вызывая на сцену гениальную Алису.
А на следующий день создатели Камерного театра – Таиров и Коонен были уволены и отправлены на пенсию.
Вот тогда она дала слово не переступать порог родного детища.
При том, что жить они продолжали с Таировым… при Камерном театре, в комнатке на втором этаже, через лестничную площадку от театральных помещений. А там уже вовсю репетировала труппа Пушкинского театра, которой было отдано здание на Тверском бульваре.
Новое поколение, новые принципы. В театре вдруг запахло борщом, который так ненавидел Александр Яковлевич. Знаменитая таировская фраза:
- Театр кончился - там пахнет борщом!
Он начал сходить с ума. На глазах у Алисы Таиров сутками переставлял игрушечных актеров среди картонных декораций. А через год умер в клинике неврозов имени Соловьева от опухоли мозга.
Обещание свое Коонен сдержала – порог театра больше не переступила. Один раз только зашла туда после ремонта, но, увидев на месте кабинета мужа туалет, замкнулась окончательно...
"Боже мой, как я стара, я еще помню порядочных людей!" – это Раневская о них, о Таирове и Коонен, с которой дружила всю жизнь.
За год до смерти эта великая актриса подписала мне раритетный документ.
В тот день нас, выпускников ГИТИСа, "посвящали в актеры", то есть принимали в ВТО - Всероссийское театральное общество. Коонен тогда было уже 84. Она благословила нас вместе с другими старейшими мэтрами театра.
Горжусь, что царственная подпись любимой ученицы Станиславского среди прочих стоит на "Напутствии молодым артистам", которое мне торжественно вручили в тот вечер в Доме актера.
Кстати, это не легенда. В свое время в Пушкинском театре проводились даже партсобрания с повесткой дня: "что делать с призраком Коонен?", потому что рабочие сцены отказывались вечерами разбирать декорации после спектаклей, утверждая, что "по колосникам ходит женщина в черной кожаной тужурке и красной косынке".
Это был костюм Комиссара из "Оптимистической трагедии", Алиса Георгиевна долгое время играла эту роль у Таирова....
Взято: sadalskij.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]