Статья Брайцевой О. И. в альманахе "Архитектурное наследство" № 26 1978г. часть 2
Объемная композиция ярусно построенного церковного здания основана на последовательном нарастании архитектурных масс к центру и одновременно стремительном движении вверх. Этому отвечало контрастное соотношение между высотами основного и более низких - боковых четвериков при обратном ритме венчающих их восьмериков с фигурными главами. Устремленность ввысь центральной части здания усиливалась венчанием углов четверика главками, продолжающими вертикали его угловых колонн и высокими в виде стройных люкарн окон восьмерика, отмечающих центры фасадов (рис. 5,см. рис.4).
Люкарны воспринимались как повышенные части фасадов четверика, маскирующие грани расположенного над ним восьмерика. В свою очередь барабаны угловых глав четверика прикрывали диагональные грани восьмиугольного объема, рисуясь на гладком фоне стены. Цель этого приема –не выявлять зрительно объём восьмерика, создать иллюзию его невесомости над расположенным ниже четвериком. Ту же цель облегчения архитектурной массы зодчий преследовал, вводя, впервые появившиеся в русском зодчестве, волюты у подножия барабана центральной главы.
По-иному зодчий подошел к трактовке восьмериков в боковых частях храма, где значение этой формы подчеркивалось богатством декора, а малые четверики трактовались как их основания.
Характерна система парапетов, трактованных в виде декоративных люкарн, венчающих грани восьмериков и прикрывающих переход к барабанам фигурных глав. Благодаря этому создавалась зрительная иллюзия свободного роста глав над окружающими аттиками.
Особую выразительность вздымающимся архитектурным массам придавало размещение и пропорции оконных проемов. Последовательное увеличение их высот по направлению вверх как и изменение пропорционального строя от двух квадратов, вписывающихся в окна внизу, квадрата и его диагонали в окнах второго яруса и трех квадратов для окон наверху, усиливало это впечатление. Тому же отвечал и рисунок декора наличников (см. рис. 2). Эти приемы подготавливали переход к главному - мощному венчанию храма. Три фигурные пирамидально расположенные главы связывали все три части здания, воплощая идею нерушимого единства, где над всем торжественно господствовала центральная глава. Все разновеликое многоглавие было подобно величественному звучанию многоголосой фуги.
В конце XVII в. ордерные формы становятся неотъемлемой частью средств достижения художественной выразительности сооружений. Однако применение этих форм не было простым заимствованием и повторением западноевропейских образцов. Творческое их осмысление, тесно связанное с древнерусскими строительными традициями, сообщало неповторимое своеобразие русскому ордеру того времени.
Трактовка ордера Успенской церкви соответствовала ее ярусному строю. Чтобы подчеркнуть вертикальную направленность основного объема - четверика и его значимость, зодчий ввел мощные угловые устои в виде парных колонн двухъярусного ордера, оставляя межколонное поле стены для оконных проемов. Благодаря удлиненности пропорций колонн второго яруса и постановке их на кронштейны, межъярусные узлы не казались массивными (см. рис. 2). Это, как и уменьшение размера карниза в раскреповках антаблемента первого яруса над колоннами и его более плоская трактовка, усиливало впечатление непрерывности вертикальных членений четверика, продолженных вверх колонками барабанов его угловых главок. Тому же отвечало и различие трактовки антаблементов близких по высоте ордеров: первого яруса центрального объема и примыкающих к нему одноярусных четвериков (где высота ордера была ниже). Благодаря нюансному перепаду между уровнями горизонтальных членений этих объемов создавалось впечатление сдвига вверх основного объема по отношению к боковым. Это подчеркивалось и различием трактовки этих членений. В малых четвериках антаблемент имел значение элемента венчающего весь объем. Роль промежуточного членения основного объема играл лишь архитрав (рис.6, см. рис.2).
Все в целом усиливало впечатление роста центральной части здания относительно низких боковых частей. В то же время антаблемент верхнего яруса четверика трактовался как завершающий весь объем и как элемент переходный к главному венчанию здания — к центральной фигурной главе.
Стремление скрыть снаружи форму центрального восьмерика выражено и в его ордерном декоре. В пластике фасадов акцент был перенесен на фронтальные грани восьмерика с окнами, трактованными в виде люкарн. Здесь антаблемент имел трехчастное членение со сложнопрофилированным карнизом, тогда как над угловыми гранями восьмерика проходил лишь невысокий архитрав; а колонны ордера трактовались как обрамления окон люкарны (см. рис. 2 и 6,3).
Следуя закономерности усложнения профиля антаблементов, расположенных в верхних ярусах по отношению к нижним, установленной ренессансным каноном, зодчий свободно варьировал это правило. Он смело увеличивал число членений карнизов по мере нарастания высоты здания. Самое большое число обломов имел карниз главного восьмерика над люкарной.
Размещение ордерных форм также не следовало строго канону. По традиции деревянного зодчества колонны стояли в местах сопряжения стен здания. При этом зодчий не стремился выдержать канонические пропорции колонн. Он варьировал их в соответствии с архитектурным замыслом для достижения впечатления легкости и устремленности ввысь архитектурных масс. В то же время высота колонн была всегда связана с их нижним диаметром и кратна ему (см. табл. 2 и рис. 2).
Если в пропорциях колонн имеются существенные отступления от канона, то в построении капителей и баз колонн мастера следовали обычно известным тогда правилам их построения. Общее правило определения высоты капителей вместе с абакой, в соответствии с размерами нижнего диаметра колонны, точно применялось в русском зодчестве (см. рис. 2).
Ордерный декор Успенской церкви, усиливая пластическую выразительность стены, своими основными членениями был связан с внутренней структурой здания. Так, вертикальные членения основного четверика колоннами отражали противодействие его угловых массивов распору от сводчатого покрытия восьмерика. Промежуточные горизонтальные членения отмечали место галереи и окон второго света главного помещения. Антаблемент второго яруса соответствовал переходу от четверика к восьмерику. Структура боковых объемов находила также свое отражение в членениях их внутреннего пространства.
Внешнему архитектурному облику храма отвечало внутреннее пространство. Высокое главное помещение с легкой галереей и белокаменной ложей в виде триумфальной арки и необычно для церковного здания расположенными окнами казалось парадным залом, где пышный и динамичный по композиции иконостас усиливал впечатление приподнятой торжественности интерьера (рис. 7, 8). Галереи с резными балясинами проходили вдоль окон второго яруса и подходили к ложе, расположенной на западной стене, связанной с галереей, обходящей восьмерик трапезной над пространством малого четверика.
Яркая освещенность интерьера, богатство убранства придавали храму черты светского здания. В церковной архитектуре конца XVII в. сказались взгляды служилого дворянства и верхов посадского населения, видавших в боге «царя небесного», подобно земному, а в церкви — «дом божий», подобный царскому дворцу» ( Максимов П. Н. Архитектура второй четверти – конца XVII в. – В кн.:Всеобщая история архитектуры, т. 6. М., 1968, с.95 ). Трехчастные, трехглавые храмы с их строго симметричным широко развернутым фронтом северного и южного фасадов хорошо отвечали новым требованиям торжественности и представительности в архитектуре и несли в себе те черты, которые получили развитие в архитектуре XVIIIв.
Композицию церкви Успения трудно понять вне связи с ее близкими предшественниками, в которых выявились новые черты, нашедшие развитие в Успенском храме. Существенно, что все эти сооружения возникли почти одновременно в 80-х годах XVII столетия — времени значительных политических, экономических и культурных сдвигов в русской жизни.
Церковь Знамения в подмосковном селе Курове (1681 — 1686 гг.), в вотчине боярина Шеина, была ранним памятником архитектуры с трехчастным объемным строем. Среди рассматриваемых ближайших предшественников церкви Успения церковь Знамения являлась единственной, где все три главы были световыми. Примечательна была и большая высота средней части, и полное соответствие внешнего облика ее внутреннему пространству. В этом можно обнаружить черты общности между церковью Успения и Куровским храмом. Но такие особенности Знаменской церкви, как срезанные углы центрального и боковых четвериков в их объемно-пространственной структуре (см. рис. 8), не получили развития в русском зодчестве. Подобный прием был применен лишь в церкви Бориса и Глеба в с. Зюзине (1687 г.; см. рис. 8).
Трехчастная композиция характерна и для надвратных храмов Новодевичьего монастыря-церкви Покрова (1687 г.) и Преображения (1688 г.). В архитектуре ворот этих храмов нашла свое отражение композиция фасадов более ранних парадных ворот (1682 г.): Государева двора в Измайлове, где центральный арочный проем фланкировали два малых. Эта строго симметричная композиция, резко отличавшаяся от традиционного двухпролетного типа ворот, перекликалась с трехчастностью надвратных храмов, отражая общность эстетических воззрений на светскую и церковную архитектуру. Идея торжественно - парадного входа становится существенной проблемой этого времени.
В Покровской надвратной церкви, где все составляющие архитектурный объем части имеют ярусное «восьмерик на четверике» построение, во многом предвосхищалась композиция Успенского храма. Однако решение внутреннего пространства здесь принципиально отлично. Центральный восьмерик, поставленный на свод четверика, отрезан от пространства основной части. В свою очередь боковые восьмерики с главками на восьмиугольных барабанах лишь декорация, также как и в церкви в Зюзине. Здесь внутреннее пространство еще задавлено тяжестью вышележащих масс здания.
Храм Преображения (1688 г.) над главными воротами Новодевичьего монастыря, как и предшествующий ему Покровский, также состоит из трех частей (см. рис. 8). Но здесь ярче выражена подчиненность боковых частей, не имеющих глав, центру — пятиглавному четверику, где традиционные кокошники создают переход от высокого основания к фигурным главам. Вертикальная устремленность основного объема, симметричность общей композиции, регулярность расположения оконных проемов и ярусная композиция глав воспринимались в целом как новое слово по сравнению с более ранними храмами.
Зодчий Успенской церкви как бы сочетал отдельные части этих двух храмов в одном здании — московское пятиглавие с фигурными главами Преображенской нарастания высот оконных проемов храма Преображения по мере роста четверика вверх.
Близкие связи обнаруживались между Успенским храмом и церковью Иоасафа царевича в Измайлове (1687 - 1688 гг.). То, что было намечено в измайловской постройке, получило свое дальнейшее развитие и завершенность в храме Москвы. В последнем проявилось значительно более развитое чувство пространства, большее богатство декоративного убранства. По сравнению с церковью Иоасафа интерьер этого храма более динамичен, благодаря более тесному слиянию четверика, восьмерика и восьмилоткового свода через ступенчатые арки, врезавшиеся в грани восьмерика, и распалубки в своде.
Двухъярусные люкарны над четвериком были здесь органически связаны с крестообразно расположенными распалубками восьмилоткового сомкнутого свода, усилия от которых частично погашались нагрузкой от угловых глав. Расширилось пространство и более низких частей храма, освещенных не только боковым, как обычно, но и верхним светом. Устройство огражденных балясинами галерей на уровне восьмериков в трапезной и алтаре предвосхищало развитие этого приема в дворцовых постройках XVIII в.
Храм Успения на Покровке явился блестящим выражением творческих исканий русских зодчих 80—90-х годов XVII в. Наряду с использованием традиционных приемов деревянного и каменного зодчества предшествовавшего времени, в этом здании нашли свое яркое выражение новые черты, получившие развитие в зодчестве XVIII столетия. То же можно сказать и о церкви Николы «Большой Крест». Но зодчий этого храма строже придерживался традиционных приемов в организации объемно-пространственной формы здания.
Иной была его трактовка ордерных форм, следовавших классическому канону и в этом отношении стоявших ближе, чем где-либо, к ордеру XVIII столетия.
# # #
В статье использованы фото и обмеры Государственного научно-исследовательского Музея архитектуры им. А. В. Щусева, материалы П.. Н. Максимова, лично предоставленные автору по церкви Николы «Большой Крест». Обмеры белокаменных блоков декора частично выполнены автором.