Летчик Грицевец, его друзья и их акробатический героизм в небе Халхин-Гола
---
«…Есть совесть, она сильнее смерти»
Май 1939 года. Халхин-Гол. Дела обстоят из рук вон плохо. Настолько, что командир 57-го отдельного корпуса Фекленко в докладе начальнику Генштаба Шапошникову сообщает:
«Авиация противника господствует в воздухе…»
Надо принимать радикальные меры. И они принимаются. Фекленко снят, вместо него назначен Жуков. Для усиления авиационной группировки отбирают лучших из лучших: 48 человек, из них 11 – Герои Советского Союза. Почти у всех – опыт боев в Испании. Официальный командир группы – замначальника ВВС Смушкевич, В составе группы есть и Сергей Грицевец, самый результативный советский летчик. На его счету на тот момент больше всего воздушных побед.
26 июня 1939 года над озером Буир-Нур развернулся воздушный бой. Японские истребители Ки-27 выманили советские И-16 и И-15бис с помощью относительно небольшой группы самолетов, к которой затем присоединилась основная группа. Советскими летчиками командовал комполка майор Вячеслав Забалуев.
В ходе боя он был подбит и совершил вынужденную посадку. Севший на вынужденную советский истребитель заметили японцы и к самолету поскакала конница. Скрыться в маньчжурской степи было некуда. И тогда капитан Грицевец принял единственное решение, позволявшее спасти его командира и друга.
И-16 Грицевца пошел на посадку рядом с севшим подбитым самолетом Забалуева. Двигатель в любой момент мог заглохнуть, да мало ли, что может случиться при посадке в голой степи. Приближавшихся японцев, получивших шанс захватить сражу двух русских летчиков, отсек пулеметной очередью еще один советский летчик – лейтенант Петр Полоз, прикрывавший друзей с неба.
В кабине И-16 места – как раз на одного летчика. Хорошо, что Забалуев был небольшого роста. Он снял с себя ремень и смог протиснуться между левым бортом и бронеспинкой. Грицевец повел самолет на взлет и спас комполка. Ну а заодно у этого подвига был огромный моральный эффект, который тоже сыграл свою роль в том, что господство в воздухе над Халхин-Голом перешло к Советской авиации.
Вот такая история взаимовыручки и героизма. Потом, когда Сергея Грицевца спросят, боялся ли он совершать посадку, в ответ знаменитый летчик скажет: «…Есть совесть, она сильнее смерти».
29 августа 1939 года Сергей Грицевец за образцовое выполнение заданий и проявленный героизм станет дважды Героем Советского Союза. Первым дважды героем. А потом…
Для Грицевца не будет никакого потом. Увы, но 16 сентября 1939 года, майор Грицевец погибнет в авиакатастрофе в Белоруссии.
Комполка Забалуев, спасенный своим другом Грицевцом, станет полковником. Когда начнется Великая Отечественная, он был комдивом. Закончит войну командиром авиакорпуса. Уйдет в отставку в 1956 году, в 1971 году был похоронен на Ваганьковском кладбище.
Прикрывавший друзей лейтенант Полоз также пройдет всю Великую Отечественную. Станет Героем Советского Союза. После войны по состоянию здоровья ушел из армии и стал гражданским летчиком. Будет перевозить высокопоставленных партийных и хозяйственных работников. В 1962 году он пригласил в гости начальника охраны Хрущева генерала Фомичева. Во время застолья началась ссора. Полоз снял со стены ружье и застрелил сначала жену Фомичева, а потом и его самого. Есть мнение, что из-за ревности. Был расстрелян. Так было положено по советским законам.
А на старых фотографиях они молоды. Кругом монгольская и маньчжурская степь. Они сильны и готовы на подвиги. И потом самые лучшие уйдут первыми…
Взято: valerongrach.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]