Нарком Ежов критикует "палочную систему" при репрессиях. 1938 г.
---
Проект приказа наркома внутренних дел СССР Н. И. Ежова "О недочетах в подготовке и проведении массовых операций" на Украине. 03.01.1938 г.
Народному комиссару внутренних дел УССР, начальникам управлений НКВД УССР по Киевской, Харьковской, Одесской, Винницкой, Черниговской, Полтавской, Каменец-Подольской, Житомирской, Днепропетровской и Донецкой областям.
I. Недочеты проведения массовых операций в УССР....
II. Недостатки в подготовке дальнейших массовых оперативных ударов:
Сейчас, когда все аппараты У ГБ НКВД УССР находятся в периоде нового этапа массовых операций, который должен, наконец, обеспечить действительно полную ликвидацию наиболее активных организаторских антисоветских кадров (приказ № 00447 - 1937 г.) и шпионских контингентов (приказ № 233 - 1938 г.), - украинские чекисты должны усвоить, что важнейшим условием выполнения этой высокоответственной задачи является тщательная оперативно-политически нацеленная подготовка операции, прежде всего, правильное определение и учет подлежащих репрессированию контингентов.
Между тем ближайшее ознакомление с проведенным в настоящее время учетом для подготовки дальнейшего оперативного удара показало, что этот учет качественно неудовлетворителен, отражает прежнюю болезнь погони за голой цифрой, не устраняет недочетов предыдущего этапа и массовых операций и не обеспечивает положительного решения задачи, стоящей перед НКВД УССР.
Главнейшими недостатками проделанной сейчас учетной работы являются:
Крайняя общность, поверхностность и неконкретность учета таких контингентов, к репрессированию которых нужно подходить строго дифференцированно, а часто и сугубо индивидуально. Так, например, по всем областям УССР сейчас учли около 10 тыс. исключенных из КП(б)У и огульно расценивают их в качестве категории, подлежащей репрессированию.
Между тем ЦК ВКП(б) неоднократно указывал, и это достаточно очевидно, что исключение из партии не может само по себе являться основанием для ареста. Исключенцы должны нами учитываться, но не для огульного репрессирования, а для систематической проработки их осведомлением, агентурой в целях выявления происходящих в этой среде процессов и ареста конкретно тех, которые проявляют те или иные антисоветские намерения.
Так же неудовлетворительно организован учет русских военнопленных, т. е. лиц, служивших в царской армии и находившихся в австро-германском плену во время империалистической войны. Самый факт пребывания в иностранном плену также ни в коем случае не является основанием для репрессирования, а огульный учет всех без изъятия военнопленных не нужен и даже вреден: на Украине живет около двух с половиной миллионов лиц, побывавших в плену, и повальное учитывание их только загромоздит и засорит нашу учетную работу.
Мы должны выявлять, учитывать, разрабатывать и репрессировать не всякого военнопленного, а таких, которые либо содержались в специально создававшихся иностранными разведками лагерях для пленных - украинцев, татар и других и, следовательно, обработанных разведкой; либо таких, которые сохраняют с заграницей связь, что дает основание подозревать в шпионаже бывших военнопленных, проявляющих себя антисоветски, что может являться результатом их работы по заданиям разведки и т. п.
Наряду с совершенно правильным учетом для последующего репрессирования такой определенной категории, как кулачество, на Украине совершенно неконкретно учитывается категория, именуемая "контрреволюционные кулацкие элементы", без должного отражения, кто именно учтен: колхозник, бедняк или середняк.
Надо твердо помнить, что если кулака мы репрессируем именно по одному этому признаку, то по категориям "контрреволюционный кулацкий элемент" и "сельская контрреволюция", в случаях, когда речь идет о бедняке, середняке, колхознике, сельском учителе или враче, их можно репрессировать только на основании конкретных материалов, уличающих их в антисоветской деятельности.
Недопустимо обобщен также учет бывших петлюровцев, гетманцев, махновцев, политбандитов, участников антисоветских восстаний, бывших белых. По этим контингентам в первую очередь должны быть учтены и репрессированы офицеры, командный состав, атаманы, организаторы и главари банд и восстаний, добровольцы антисоветских армий, подучетники, имеющие связь за кордоном, лица, на которых имеются компрометирующие материалы, реэмигранты, каратели, гетманские, петлюровские и белые чиновники.
Весь остальной ход операции и репрессирование рядовой массы этих категорий должно решить качество следствия по делам репрессируемого в первую очередь актива. Абсолютно недопустимо, чтобы в целях быстрейшего и формального выполнения "лимитов" удар был нанесен только и без разбора по всей рядовой массе бывших петлюровцев или третьестепенным участникам банд и восстаний.
Эту рядовую массу необходимо твердо и полно учесть, хорошо освещать, но арестовывать (если они не кулаки) только по показаниям, агентурным или иным материалам, уличающим их в антисоветской деятельности.
Так же четко надо определять первоочередной состав репрессируемых в порядке приказа № 00447 по другим категориям учета, а именно:
По украинским националистическим элементам должны (кроме указанных выше) быть полностью учтены и репрессированы все активные националисты, ранее получившие незначительные наказания, либо по тем или иным причинам прежде не привлекавшиеся к ответственности; бывшие участники националистических организаций; связанные с зарубежными националистическими организациями и эмигрантскими деятелями; представители гетманской, петлюровской, белой сельской и городской администрации.
По церковникам оперативный удар должен быть прежде всего нанесен по черному и белому духовенству, проникшему в промышленность и на транспорт, а также по духовенству, имеющему связи с закордоном, затем по верхушке церковного актива, не допуская подведения под эту категорию верующих вообще.
По сектантам задача заключается в том, чтобы в первую очередь репрессировать руководящую верхушку сект и сектантских проповедников; репрессирование же ряда сектантов проводить только на основании конкретно уличающих материалов.
В отношении участников антисоветских партий необходимо в первую очередь учесть и арестовать руководящий, активный и кадровый состав эсеров, меньшевиков, анархистов и др.; аресты рядовых участников антисоветских партий производить на основе уличающих следственных и агентурных материалов.
По этой категории необходимо обеспечить глубокую следственную работу, имея в виду, что задачей репрессирования актива антисоветских партий является вскрытие существующего организованного эсеровского, меньшевистского, сионистского, дашнакского (на Харьковщине) и т. п. антисоветского подполья.
Совершенно недостаточен учет контингентов, подлежащих репрессированию в областных центрах, городах вообще и пунктах расположения военных гарнизонов, что может вновь привести к повторению и закреплению одного из важнейших недочетов предшествующего периода массовых операций - слабой очистке городов.
Ведущая роль города в нашем социалистическом государстве особенно велика и сложна, поэтому очистка его от враждебных Советской власти элементов имеет особое политическое значение и должна быть полностью доведена до конца.
Обезличены географически и крайне обобщены новые учетные данные по контингентам, подлежащим репрессированию в масштабе области, и по районам - внутри областей. Это обстоятельство, особенно в связи с отсутствием проанализированных итогов уже проведенной операции по отдельным районам, создает опасность того, что районы, в которых оперативный удар был наиболее слабым, по-прежнему останутся недостаточно очищенными.
В результате этого слабо учтены для репрессирования категории, предусмотренные приказом № 00447 - 1937 г., а также совершенно недостаточно выявлены новые контингенты по польской, немецкой, румынской операциям, являющиеся для Украины основными в разгроме и ликвидации шпионских баз.
III. Необходимые мероприятия.......
Народный комиссар внутренних дел СССР Генеральный комиссар государственной безопасности Ежов.
Документы и материалы: В 5 томах. 1927-1939. Том 5: 1937-1939. Книга 2. 1938-1939. М., 2006, С. 50-56.
Народному комиссару внутренних дел УССР, начальникам управлений НКВД УССР по Киевской, Харьковской, Одесской, Винницкой, Черниговской, Полтавской, Каменец-Подольской, Житомирской, Днепропетровской и Донецкой областям.
I. Недочеты проведения массовых операций в УССР....
II. Недостатки в подготовке дальнейших массовых оперативных ударов:
Сейчас, когда все аппараты У ГБ НКВД УССР находятся в периоде нового этапа массовых операций, который должен, наконец, обеспечить действительно полную ликвидацию наиболее активных организаторских антисоветских кадров (приказ № 00447 - 1937 г.) и шпионских контингентов (приказ № 233 - 1938 г.), - украинские чекисты должны усвоить, что важнейшим условием выполнения этой высокоответственной задачи является тщательная оперативно-политически нацеленная подготовка операции, прежде всего, правильное определение и учет подлежащих репрессированию контингентов.
Между тем ближайшее ознакомление с проведенным в настоящее время учетом для подготовки дальнейшего оперативного удара показало, что этот учет качественно неудовлетворителен, отражает прежнюю болезнь погони за голой цифрой, не устраняет недочетов предыдущего этапа и массовых операций и не обеспечивает положительного решения задачи, стоящей перед НКВД УССР.
Главнейшими недостатками проделанной сейчас учетной работы являются:
Крайняя общность, поверхностность и неконкретность учета таких контингентов, к репрессированию которых нужно подходить строго дифференцированно, а часто и сугубо индивидуально. Так, например, по всем областям УССР сейчас учли около 10 тыс. исключенных из КП(б)У и огульно расценивают их в качестве категории, подлежащей репрессированию.
Между тем ЦК ВКП(б) неоднократно указывал, и это достаточно очевидно, что исключение из партии не может само по себе являться основанием для ареста. Исключенцы должны нами учитываться, но не для огульного репрессирования, а для систематической проработки их осведомлением, агентурой в целях выявления происходящих в этой среде процессов и ареста конкретно тех, которые проявляют те или иные антисоветские намерения.
Так же неудовлетворительно организован учет русских военнопленных, т. е. лиц, служивших в царской армии и находившихся в австро-германском плену во время империалистической войны. Самый факт пребывания в иностранном плену также ни в коем случае не является основанием для репрессирования, а огульный учет всех без изъятия военнопленных не нужен и даже вреден: на Украине живет около двух с половиной миллионов лиц, побывавших в плену, и повальное учитывание их только загромоздит и засорит нашу учетную работу.
Мы должны выявлять, учитывать, разрабатывать и репрессировать не всякого военнопленного, а таких, которые либо содержались в специально создававшихся иностранными разведками лагерях для пленных - украинцев, татар и других и, следовательно, обработанных разведкой; либо таких, которые сохраняют с заграницей связь, что дает основание подозревать в шпионаже бывших военнопленных, проявляющих себя антисоветски, что может являться результатом их работы по заданиям разведки и т. п.
Наряду с совершенно правильным учетом для последующего репрессирования такой определенной категории, как кулачество, на Украине совершенно неконкретно учитывается категория, именуемая "контрреволюционные кулацкие элементы", без должного отражения, кто именно учтен: колхозник, бедняк или середняк.
Надо твердо помнить, что если кулака мы репрессируем именно по одному этому признаку, то по категориям "контрреволюционный кулацкий элемент" и "сельская контрреволюция", в случаях, когда речь идет о бедняке, середняке, колхознике, сельском учителе или враче, их можно репрессировать только на основании конкретных материалов, уличающих их в антисоветской деятельности.
Недопустимо обобщен также учет бывших петлюровцев, гетманцев, махновцев, политбандитов, участников антисоветских восстаний, бывших белых. По этим контингентам в первую очередь должны быть учтены и репрессированы офицеры, командный состав, атаманы, организаторы и главари банд и восстаний, добровольцы антисоветских армий, подучетники, имеющие связь за кордоном, лица, на которых имеются компрометирующие материалы, реэмигранты, каратели, гетманские, петлюровские и белые чиновники.
Весь остальной ход операции и репрессирование рядовой массы этих категорий должно решить качество следствия по делам репрессируемого в первую очередь актива. Абсолютно недопустимо, чтобы в целях быстрейшего и формального выполнения "лимитов" удар был нанесен только и без разбора по всей рядовой массе бывших петлюровцев или третьестепенным участникам банд и восстаний.
Эту рядовую массу необходимо твердо и полно учесть, хорошо освещать, но арестовывать (если они не кулаки) только по показаниям, агентурным или иным материалам, уличающим их в антисоветской деятельности.
Так же четко надо определять первоочередной состав репрессируемых в порядке приказа № 00447 по другим категориям учета, а именно:
По украинским националистическим элементам должны (кроме указанных выше) быть полностью учтены и репрессированы все активные националисты, ранее получившие незначительные наказания, либо по тем или иным причинам прежде не привлекавшиеся к ответственности; бывшие участники националистических организаций; связанные с зарубежными националистическими организациями и эмигрантскими деятелями; представители гетманской, петлюровской, белой сельской и городской администрации.
По церковникам оперативный удар должен быть прежде всего нанесен по черному и белому духовенству, проникшему в промышленность и на транспорт, а также по духовенству, имеющему связи с закордоном, затем по верхушке церковного актива, не допуская подведения под эту категорию верующих вообще.
По сектантам задача заключается в том, чтобы в первую очередь репрессировать руководящую верхушку сект и сектантских проповедников; репрессирование же ряда сектантов проводить только на основании конкретно уличающих материалов.
В отношении участников антисоветских партий необходимо в первую очередь учесть и арестовать руководящий, активный и кадровый состав эсеров, меньшевиков, анархистов и др.; аресты рядовых участников антисоветских партий производить на основе уличающих следственных и агентурных материалов.
По этой категории необходимо обеспечить глубокую следственную работу, имея в виду, что задачей репрессирования актива антисоветских партий является вскрытие существующего организованного эсеровского, меньшевистского, сионистского, дашнакского (на Харьковщине) и т. п. антисоветского подполья.
Совершенно недостаточен учет контингентов, подлежащих репрессированию в областных центрах, городах вообще и пунктах расположения военных гарнизонов, что может вновь привести к повторению и закреплению одного из важнейших недочетов предшествующего периода массовых операций - слабой очистке городов.
Ведущая роль города в нашем социалистическом государстве особенно велика и сложна, поэтому очистка его от враждебных Советской власти элементов имеет особое политическое значение и должна быть полностью доведена до конца.
Обезличены географически и крайне обобщены новые учетные данные по контингентам, подлежащим репрессированию в масштабе области, и по районам - внутри областей. Это обстоятельство, особенно в связи с отсутствием проанализированных итогов уже проведенной операции по отдельным районам, создает опасность того, что районы, в которых оперативный удар был наиболее слабым, по-прежнему останутся недостаточно очищенными.
В результате этого слабо учтены для репрессирования категории, предусмотренные приказом № 00447 - 1937 г., а также совершенно недостаточно выявлены новые контингенты по польской, немецкой, румынской операциям, являющиеся для Украины основными в разгроме и ликвидации шпионских баз.
III. Необходимые мероприятия.......
Народный комиссар внутренних дел СССР Генеральный комиссар государственной безопасности Ежов.
Документы и материалы: В 5 томах. 1927-1939. Том 5: 1937-1939. Книга 2. 1938-1939. М., 2006, С. 50-56.
Взято: oper-1974.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]