Американские катера на воздушной подушке PACV SK-5 во Вьетнаме
---
Вьетнам представлял собой идеальный полигон для испытания новой военной техники. В дельте Меконга американцы получили первый (и пока последний) опыт боевого использования кораблей на воздушной подушке PACV (Patrol Air Cushion Vehicles - Патрульные Суда На Воздушной Подушке).
На Западе пионерами в этой области техники являлись англичане, они же первыми и применили PACV для борьбы с партизанами в Малайе. В 1966 году ВМС США закупили в Англии три корабля SRN-5. На фирме Белл PACV SRN-5 модернизировали путем установки вооружения и более мощных двигателей. В ВМС США эти корабли получили обозначение SK-5.
Уже в мае 1966 г. все три PACV SK-5 оказались во Вьетнаме. 107-й дивизион PACV вошел в состав TF-116, но SK-5 действовали и в интересах TF-115, патрулируя морское побережье.
В ноябре PACV SK-5 перебросили на север Дельты, ближе к границе с Камбоджей. Этот район занимали обширные затопляемые рисовые плантации – идеальное место, по мнению ряда офицеров ВМС, для испытаний кораблей на воздушной подушке.
Район плантаций являлся «заповедником» Вьет Конга. Катера сюда забраться не могли, а вертолетов не хватало. Действия SK-5 в приграничных районах получили название операции «Квай Ват». Корабли работали совместно с «зелеными беретами» и находились в оперативном подчинении командования сухопутных войск.
На первых порах SK-5 произвели оглушительный психологический эффект: в брызгах воды и комьях грязи невиданное чудище передвигалось по воде и по суше, оглушая окрестности ревом своих двигателей. Южновьетнамские солдаты присвоили PACV радиопозывной «Монстр».
Усилению психологического эффекта способствовали зубастые пасти, которые именно тогда нарисовали в носовой части кораблей их экипажи. Пожалуй, психологическим эффектом дело и ограничилось.
Три PACV при всем желании не могли покончить с партизанами даже в ограниченном районе. Операция «Квай Ват» продолжалась до декабря 1966 г. Экипажи SK-5 записали на свой счет тридцать одного убитого вьетконговца, примерно 70 сампанов и 70 уничтоженных строений военного назначения (проще говоря – хижин, которые использовались партизанами).
То есть, за два месяца PACV причинили противнику такой же ущерб, какой наносили в одном удачном бою катера и вертолеты.
В 1967 году и в первой половине 1968 года PACV действовали совместно с «пиберами» и вооруженными вертолетами. В июне 1968 г. SK-5 перебросили на Север, в Хюэ, где PACV передали частями 101-й аэромобильной дивизии. Летом 1969 г. все три SK-5 вернулись в США.
Опыт использования PACV во Вьетнаме оценивался весьма неоднозначно. С одной стороны, эти корабли, имевшие высокую максимальную скорость и исключительную проходимость по мелководью и заболоченным участкам, могли быстро и неожиданно появляться в угрожаемых местах, с другой стороны – из-за высокой шумности всякая внезапность появления исключалась, вооружение PACV было слишком слабым, механическая часть оказалась сильно подверженной коррозии.
Главным же фактором ограниченного применения PACV стала их высокая стоимость – миллион долларов по сравнению с 90000 для катера PBR. Оба корабля выполняли, в принципе, одинаковую работу, оба имели достоинства и недостатки, и не удивительно, что ВМС выбрали «нормальные» катера для массового применения на реках Вьетнама.
Источник
Взято: foto-history.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]