Техническое обслуживание казахстанских самолетов С295М
Интересный материал о техническом обслуживании самолетов С295М военно-транспортной авиации Сил воздушной обороны Казахстана опубликован на сайте Voxpopuli.kz. Журналист Сергей Беденко побывал в расположении 281-й транспортной авиаэскадрильи, которая находится в Алматы и подготовил репортаж об этом подразделении казахстанских ВВС СВО.
Уважаемый коллега bmpd сообщил о том, что Казахстан стал по контракту 2012 года первым заказчиком двухдвигательных турбовинтовых военно-транспортных самолетов Airbus С295М на территории бывшего СССР, получив в 2013-2015 годах четыре машины с серийными номерами 093, 096, 119 и 126 (соответственно, красные бортовые номера с "01" по "04"), построенные на предприятии Airbus (бывшем CASA) в Севилье (Испания). Первые два самолета С295М были официально переданы там Силам воздушной обороны Казахстана 15 января 2013 года. По известным сведениям, до конца 2018 года по дополнительным соглашениям Казахстан должен получить еще четыре самолета С295М.
На военную площадку Алматинского международного аэропорта мы попали в разгар рабочего дня. Технический персонал эскадрильи проводил достаточно сложную операцию по балансировке воздушных винтов военно-транспортного грузовика С-295.
Любопытно, что балансировка столь непростого агрегата по схеме очень напоминает действия автомехаников при «переобувке» автомобиля — тут так же используются специальные грузики, которые навешиваются на крепление лопасти винта к ротору двигателя. Это делается для того, чтобы устранить вибрацию.
На С-295 установлены два турбовинтовых двигателя PW127G канадского подразделения компании Pratt Whitney, мощностью кВт 2 х 1975. Винты на 90% состоят из композитного материала на основе углепластика.
Ремонт внеплановый и проводится по просьбе экипажа самолета, который пожаловался на сильную вибрацию при запуске двигателей.
Сегодня в авиапарке эскадрильи имеются 4 транспортника САSA C-295 производства европейского концерна Airbus Military. В этом году ожидается прибытие еще двух новых бортов с авиазавода в испанской Севилье.
Впервые С-295 появились в Казахстане 4 года назад по программе перевооружения казахстанских СВО. Эти современные самолеты должны полностью заменить старые советские транспортники Ан-26, которые уже практически полностью выработали ресурс. Всю подготовку летчики и технический персонал по контракту с Airbus Military проходят в Испании. Легкий и средний ремонт наши военные специалисты могут без особых проблем осуществлять по месту фактического нахождения самолета.
Сегодня С-295 — это «рабочая лошадка» казахстанских ВВС. Самолет эксплуатируется очень активно и в широком диапазоне задач.
Поэтому и требования к его техническому состоянию предъявляются высокие.
Старичок Ан-12ПБ — единственная подобная машина, которая осталась на вооружении ВВС Казахстана. Это почти раритет. Но исправно работает после капитального ремонта и своевременного техобслуживания. За свою долгую «карьеру» самолет перевез тысячи тонн всевозможных военных грузов.
Тем временем инженерно-техническая группа завершила работу с двигателями С-295. Теперь надо их проверить в работе.
Главное — собрать все мелкие инструменты в специальный ЗИП и ничего не забыть возле самолета.
Использование смартфонов в части запрещено!
Перед запуском двигателей винты немного проворачивают, чтобы еще раз убедиться, что все стоит на своих местах.
Затем технический персонал поднимается на борт и закрывает двери. И тут вновь прослеживается аналогия с автосервисом: cамолет подключен к специальному компьютеру, измеряющему параметры работы силовой установки. Это очень напоминает компьютерную диагностику авто.
Жарас Утеков
старший инженер отдела ИАО (инженерно-авиационного обеспечения), майор
VOX: Жарас, что происходит?
— В данный момент мы выполняли операцию по балансировке лопастей воздушных винтов. Это был внеплановый ремонт по просьбе летчиков: было замечание — большая вибрация при запуске двигателей и при рулении самолета. Возникла необходимость выполнить данную операцию. У нас есть современные КПА (контрольно-проверочная аппаратура), инструменты. Далее мы проверим другие самолеты, чтобы не допустить подобной неисправности.
VOX: Как часто такое бывает?
— Вибрация для авиадвигателя — довольно опасная вещь. Если на нее не обращать внимания, то рано или поздно на раме, лопастях — там, где они крепятся к валу — могут появиться микротрещины. Это равносильно выходу двигателя из строя. Поэтому мы периодически проверяем все самолеты на предмет подобных отклонений.
VOX: У меня ассоциация с автосервисом.
— Да, точно! Очень похоже на сложную диагностику автомобиля. В принципе, современные автомобили — тоже весьма непростые агрегаты, и чтобы им поставить диагноз, надо немало поработать. Здесь же мы забивали на лопасти грузики и на разных режимах производили газовку двигателей. При оборотах 80–90% компьютер показывает наличие вибрации и выдает резюме: с каких позиций грузики необходимо убрать и на какие позиции поставить. Специальный принтер выдал результат на бумаге для дальнейшей подшивки в документацию на этот самолет.
Калел Омирсериков
заместитель командира в/ч 53975 по инженерно-авиационному обеспечению, полковник
— Наша повседневная работа — это подготовка авиационной техники. Самолет, как и любое другое транспортное средство, склонен к отказам и разным недостаткам. Мы получили С-295 всего четыре года назад. Это небольшой срок. Поэтому в начальной стадии эксплуатации у нас значительное количество неисправностей. Со временем — где-то к 5-му году эксплуатации — неисправностей будет меньше, и далее эксплуатация пойдет попроще. Ближе к 10 годам у самолетов этого типа завершается межремонтный ресурс — обычно опять начинаются отказы. Это примерно как у автомобиля: сначала надо обкатать, потом некоторое время можно ездить без проблем, а затем ремонтировать необходимо все чаще.
Взято: bmpd.livejournal.com