Пермская деревянная скульптура
---
Говоря про Пермь, надо рассказать и про Пермскую деревянную скульптуру. Это вообще одно из того, что мне больше всего понравилось в поездке.
Скульптурные изображения святых выполнялись из дерева в сёлах преимущественно на севере Пермского края в 17-19-х веках. Раньше они хранились в церквях и часовнях.
Скульптура интересна тем, что в христианских образах сохранила черты язычества. Дело в том, что местные народы были язычниками, и даже когда их крестили в православие, поклонение плоским иконам приживалось плохо. Поэтому фигуры Иисуса и святых вырезались из дерева. Получался некий "христианский идол" - не соответствующий канонам новой веры, но бывший при этом ближе и привычнее местным.
Сейчас скульптуры хранятся в Пермской государственной художественной галерее и являются одним из символов края. Посмотрим на них.
1. Деревянная скульптура была широко распространена в Пермском крае. Даже запреты православной Церкви на объемное изображение Божества и постановления Синода против скульптур прервать традицию делать "богов" из дерева не смогли
2. Священники тоже не очень противились скульптурам, поскольку в противном случае могли не только потерять прихожан, но и получить восстания
3. Ангелы
4. Напоминают персонажей фантастических рассказов или игр
5. Ангел из деревни Габово. 19-й век
6. Интересно ещё и то, что черты лиц скульптур многие зрители назовут странными. Лица больше соответствуют не принятым в религии канонам, а лицам местных народов - коми-пермяцкому типу
7. Христос в темнице из села Усть-Косьва. 18-й век
8. Ещё один вариант
9. Богоматерь, Мария Магдалина, Иоанн Богослов и сотник Лонгин из Соликамска. 18-й век
10. Богоматерь из Перми. 18-й век
11. Большой вклад в собрание и сохранение коллекции внёс пермский искусствовед Николай Николаевич Серебренников. Он в 1920-е годы организовывал экспедиции по сбору скульптуры и других памятников старины. Всего за 6 экспедиций было собрано 195 скульптур. Благодаря этому эти уникальные памятники не погибли в годы борьбы с религией
12. Собор Архангелов 18-го века из деревни Губдор
13. Поклонный крест 17-го века из села Вильгорт
14. Иисус монголоидной расы
15. Пётр и Павел. Здесь не перепутать)
16. Господь Саваоф 18-го века из деревни Половинка
17. А это изображение Саваофа почему-то немного пугает
18. Снятие с креста. Село Шакшер, 18-й век
19. Усекновенная глава Иоанна Предтечи из села Копылово, 19-й век
20.
21. Царские врата из села Ния, 17-й век
22. А эти Царские врата из Перми. Изготовлены в 18-м веке
23. Детали
24.
25. Среди скульптур был распространён образ святого Николая - одного из самых популярных и любимых на Руси святых.
Это Никола Можайский, держащий в одной руке меч, а в другой храм. По легенде в таком виде он явился защитникам Можайска.
Никола Можайский из деревни Зеленята. Долго скульптура датировалась 18-м веком, но позже выяснилось, что это 19-й
26. Посмотрите на Николу Можайского из села Сретенское. Правда, напоминает идола?
27. Параскева Пятница с Екатериной и Варварой из села Ныроб. 17-й век
28. Никола Можайский из села Дубровское. 17-й век
29. Никола Можайский из села Покча. 18-й век
30. Надо сказать, коми-пермяки очень любили скульптуры. Многих "идолов" одевали и обували, приносили им дары. Люди верили, что по ночам скульптуры оживали и ходили. Поэтому им нужна была обувь, которую регулярно меняли
31. Этот Никола с коми-пермяцкими чертами
32. Христос в темнице
33. Также в галерее хранится уникальный иконостас, привезенный из Пыскорского монастыря
Будете в Перми, обязательно советую заглянуть в галерею и посмотреть экспозицию. Настоящий восторг! Это прикосновение именно к местной культуре, местному колориту. К тому, чего не увидишь в других местах.
Пермь:
Пермская художественная галерея. История одного обмана
Уральские посикунчики
Прогулка по городу. Часть 1
Триколор на картине
Прогулка по городу. Часть 2
Скульптуры и памятники Перми
Взято: cr2.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]