Военные по ошибке сбили самолет
---
Одним из самых главных достижений XX-го века стала реактивная гражданская авиация. Современные экономичные и комфортные самолёты связали весь мир, позволяя добраться в любую точку планеты за считанные сутки. Поначалу реактивные самолёты демонстрировали низкую надёжность. Но уже к концу столетия летать самолётом стало безопаснее, чем ездить на машине. И с растущей надёжностью техники стало расти значение человеческого фактора. Человеческих ошибок. Сегодня катастрофы в авиации случаются только после многих ошибок разных людей, участвующих в обеспечении полёта.
Однако иногда катастрофы случаются и по совершенно чудовищным причинам, когда самолёты сбивают военные. Чаще всего это происходит из-за человеческих ошибок или стечения обстоятельств. Но были в истории ситуации, когда катастрофу совсем тяжело объяснить случайной ошибкой. Одна из них — сбитый 1 сентября 1983 года над Сахалином южнокорейский Боинг-747.
Причины катастрофы Boeing 747-230B авиакомпании Korean Air Lines (рейс KE007) берут своё начало в 1979 году. СССР ввёл свои войска в Афганистан, после чего резко ухудшились отношения с США. Вялотекущая после Вьетнама холодная война получила новый импульс. Показательное бряцанье оружием, провокации на границах, грандиозные военные учения с обеих сторон. Всё это происходило и на дальнем востоке. На протяжении 1982-83 годов американские авианосные ударные группы регулярно приближались к советским военным объектам в регионе. А например 4 апреля 1983 года 6 американских штурмовиков вошли в советское воздушное пространство на несколько десятков километров вглубь и устроили имитацию бомбометания. Обстановка была накалена, оставалось дождаться малейшей ошибки.
И ошибка произошла. Комиссии ИКАО, проводившие расследование катастрофы, наиболее вероятной причиной отклонения рейса KE007 от маршрута сочли ошибку пилотов, которые неправильно настроили автопилот, а затем не выполнили соответствующие проверки.
Boeing 747-230B HL7442
Южнокорейский Boeing 747 летел по обычному маршруту Нью-Йорк — Сеул с промежуточной посадкой в Анкоридже. Полёт должен был проходить над Тихим океаном восточнее Камчатки, огибая СССР. Однако из-за неправильно работающего навигационного оборудования лайнер с самого начала отклонился от курса. Ситуация осложнилась пересечением с находящимся в воздухе американским самолётом разведчиком RC-135. Советская сторона впоследствии представила данные, что в какой-то момент метки самолётов на экранах локаторов слились в одну. С этого момента советские радары вели пассажирский самолёт считая, что это американский военный разведчик. Гражданские пилоты летели в сторону советских границ, не подозревая о страшной ошибке.
При приближении Boeing 747 к советским границам на перехват были подняты истребители Су-15ТМ с аэродрома Елизово. Думая, что на них летит американский разведчик, советские военные прогнозировали развитие дальнейших сценариев. Они считали, что «RC-135» пройдёт вплотную к границе СССР, но не будет входить в советское воздушное пространство. И наводили перехватчики, исходя из этих соображений. Но пассажирский самолёт пошёл напрямик через границы. Пока ошибочно наведённые перехватчики пытались его догнать, они сожгли топливо, а Boeing 747 мирно прошёл практически над их аэродромом и вышел из воздушного пространства СССР. Теперь он находился над Охотским морем вне официального воздушного пространства СССР.
Американский разведчик RC-135
После такого «прорыва границ» СССР «вражеским самолётом» на командных пунктах царила двойственная атмосфера. С одной стороны, военных охватил охотничий азарт, ведь цель была «заперта» в Охотском море. С другой стороны, они боялись наказания за такой «прорыв». На перехват поднимаются новые истребители. И один из них, Су-15ТМ из дежурного звена 777-го истребительного авиаполка с аэродрома Сокол под управлением Геннадия Николаевича Осиповича, догоняет пассажирский самолёт. Отклонение от маршрута на этот момент составляло 500 км.
Геннадий Осипович, сблизившись с Боингом, доложил, что наблюдает аэронавигационные огни самолёта. В то же время он затруднялся с определением конкретного типа. Попытки запросить Боинг автоответчиком «свой-чужой» оказались безуспешными. С земли ещё раз уточнили, горят ли навигационные огни, на что получили утвердительный ответ. Пилоту перехватчика поставили задачу принудить наблюдаемый самолёт к посадке. Находясь вне зоны видимости пилотов Боинга, Геннадий Осипович на некоторое время включил свои навигационные огни. После этого с земли последовал приказ открыть предупредительный огонь из пушки. Су-15 сделал несколько длинных очередей израсходовав более 200 снарядов.
Су-15ТМ.
Тем временем пилоты Боинга принимают решение подняться на новый эшелон, где меньше расход топлива. Самолёт начинает набор высоты и снижает скорость. И в этот же момент Осипович получает приказ от находящегося на командном пункте Анатолия Корнукова (в тот момент командир 40-й истребительной авиационной дивизии в Войсках ПВО страны на Дальнем Востоке) на уничтожение цели. Из-за манёвра Боинга перехватчик проскакивает вперёд и оказывается ниже и впереди. Чтобы выйти на позицию открытия огня, он резко снижает скорость и проваливается вниз на 2 километра.
Нарушившему Боингу остаётся лететь в воздушном пространстве СССР всего 3 минуты. Его пилоты до сих пор не подозревают, что отклонились от курса и находятся во враждебном воздушном пространстве. А в это время нарастает нервозность советских военных. С земли требуют срочно уничтожать цель, пока она не улетела. Осипович включает форсаж, задирает нос и с интервалом две секунды выпускает по пассажирскому Боингу две ракеты Р-98. Первая ракета попадает в заднюю часть фюзеляжа, вторая сносит часть левого крыла. На земле напряжённо смотрят на экраны локаторов, потому что отметка огромного разваливающегося в воздухе самолёта не спешит исчезать. На отметку пытаются навести находящийся поблизости Миг-23, чтобы не упустить "врага". Но отметка исчезает. Вместе с 23 членами экипажа и 246 пассажирами.
На следующий день 2 сентября советские СМИ выдали следующее сообщение:
В ночь с 31-го августа на 1-e сентября самолет неустановленной принадлежности со стороны Тихого океана вошел в воздушное пространство над полуостровом Камчатка, затем вторично нарушил воздушное пространство СССР над о. Сахалин. При этом самолет летел без аэронавигационных огней, на запросы не отвечал и в связь с радиодиспетчерской службой не вступал.
Поднятые навстречу самолету-нарушителю истребители ПВО пытались оказать помощь в выводе его на ближайший аэродром. Однако самолет-нарушитель на подаваемые сигналы и предупреждения советских истребителей не реагировал и продолжал полет в сторону Японского моря.
Но, несмотря на желание советской пропаганды не замечать сбитый самолёт, в окружающем мире остались другие государства. В Южной Корее и США прошли многотысячные акции и шествия против действий СССР. Были сожжены советские флаги. 5 сентября выступил президент США Рональд Рейган, назвавший атаку корейского самолёта «преступлением против человечества» и «актом варварской жестокости». Заодно Рейган прорекламировал создающуюся систему GPS.
В СССР в это время лихорадочно соображали, как объяснять случившееся. 6 сентября американцы на заседании Совбеза ООН представили детальные расшифровки советских радиопереговоров и карты полёта пассажирского лайнера с отклонением от курса. Отрицать сбитый самолёт было безумием. К 9 сентября была подготовлена пресс-конференция, на которой начальник Генштаба маршал Огарков представил советскую версию произошедшего.
Маршал выразил сожаление из-за гибели людей и возложил вину за произошедшее на... Америку. По советской версии произошедшее было тщательно спланированной американцами акцией по вскрытию системы советской противовоздушной обороны.
Boeing 747 рейса KE007 вылетел из аэропорта Анкориджа с задержкой. И так вышло, что он очень точно синхронизировался с пролётами над Камчаткой американского спутника радиотехнической разведки Феррет-Д. Во время прохождения пассажирским самолётом воздушных границ СССР, спутник находился над регионом и наблюдал включающиеся советские системы ПВО.
Момент, когда Boeing 747 начал набирать высоту и при этом потерял скорость, советские военные представили как хитрую попытку оторваться от перехватчика, который не способен был лететь на столь низкой скорости.
Было заявлено, что отклонение от стандартного курса воздушных авиалиний и нарушение воздушного пространства СССР было намеренным действием пилотов.
«Неопровержимо доказано, что вторжение самолета южнокорейской авиакомпании в советское воздушное пространство было преднамеренной тщательно спланированной разведывательной операцией. Она управлялась с определенных центров на территории США и Японии. Гражданский самолет для нее был выбран сознательно, не считаясь, а возможно, и в расчете на человеческие жертвы. Отсюда и все тяжелые последствия этого чрезвычайного «инцидента», как называют его в западной прессе. Естественно, что вся ответственность за происшедшее целиком и полностью ложится на ее организаторов», — начальник Генерального штаба Вооруженный Сил СССР Николай Васильевич Огарков.
По мнению маршала советские перехватчики сделали всё возможное, чтобы предотвратить катастрофу: пытались выйти на связь, открывали предупредительный пушечный огонь, пытались принудить летящего без опознавательных огней «разведчика» к посадке. Всё это было ложью. Геннадий Осипович не пытался выйти на связь, потому что это требовало перехода на другие частоты. Предупредительный огонь открывался бронебойными снарядами, которые не видны ни ночью, ни днём. Пассажирский самолёт летел с включенными огнями.
Последней надеждой СССР доказать то, что это разведчик, была попытка поднять чёрные ящики сбитого Боинга раньше американцев. Чтобы оказаться первыми, была проведена целая спецоперация с фальшивыми маячками и имитацией работ над «найденными» маячками. Пока американцы отгоняли советский корабль и работали в этом районе, советские корабли подняли настоящие чёрные ящики. Но радости им это не принесло. Разведывательной миссией и не пахло. Корейские пилоты до самого последнего момента не подозревали о том, что отклонились от курса. Записи были засекречены и переданы в ИКАО только в 1993 году по указанию Бориса Ельцина. До того момента советская сторона говорила, что это была разведывательная миссия, и во всём виновата Америка, которая подставила пассажирский самолёт под советские ракеты.
Разные официальные точки зрения на произошедшее и засекреченность чёрных ящиков породили множество теорий об «истинных причинах» произошедшего. Среди них были и прекрасные истории про то, что СССР сбил разведывательный самолёт без пассажиров, а вот США, чтобы сделать кучу трупов и обвинить в этом СССР, специально сбили самолёт с пассажирами. Где-то вы уже слышали похожую историю, не правда ли?
Стоит упомянуть и то, что в 2015 году японский МИД рассекретил документы, в которых высокопоставленные представители администрации США сразу после катастрофы конфиденциально уведомляют японцев, что самолёт был перепутан с американским разведчиком и сбит по ошибке. В официальных заявлениях того времени Вашингтон настаивал, что Москва сбила самолёт преднамеренно.
Геннадий Николаевич Осипович.
К 20-летнему юбилею трагедии «Комсомольская правда» опубликовала интервью с пилотом Су-15ТМ Геннадием Осиповичем, которому на тот момент было почти 60 лет.
«Определить, что это именно "Боинг", я сначала не мог. Он далеко шел. А когда я приблизился, то увидел, что горят два ряда иллюминаторов. Людей я в салоне не видел. Особо не увидишь с трехсот метров. Потом мы корректировали запись нашего с землей радиообмена. Сделали так, будто я доложил: "Мигалка не горит". Чтобы убедить мир, будто мы не знали, что самолет гражданский. (Гражданские самолеты обязаны всегда идти с "мигалками" - включенными навигационными огнями. А военные - нет.) Хотя я честно докладывал, что "мигалка" горит. Чтобы на земле поняли, что это гражданский.
Я считаю, на сбитом самолете был только экипаж. И, очевидно, разведчики. Они думали, что включатся наши наземные средства ПВО, и они все их зафиксируют. Я ведь говорю то, что знаю. Я - исполнитель. Мне сказали: "Хорек!" Я и не буду говорить, что это суслик. Сказали: "Завалить!" - завалил.
Мне кажется, что "Боинг" с пассажирами сбили американцы. Им нужна была провокация. Выйдет - хорошо. Не выйдет - тоже. ЦРУ все было выгодно. Так вот, было два самолета. Я сбил не пассажирский, а разведчика. А лайнер с пассажирами сбили американцы, чтобы потом заявить, что СССР - империя зла! И убедить мир в том, что на самом деле разведчика не было!
Раньше [дату 1 сентября] отмечал. Собирались в кругу семьи или на работе. И - за мою, так сказать, профпригодность... Ведь я сумел завалить самолет! А это же не так просто! А сейчас уже не отмечаю.
Вопросов у меня нет. Кроме одного. К начальству. Шкурного. Многие получили у нас за сбитый мной самолет двойные оклады. Все, кроме меня. Есть справедливость? А про орден даже говорить не хочу! Вручили через год! "За успехи в боевой и политической подготовке". Орден Красной Звезды, который всем дают! А я ведь выполнил боевую задачу!»
«Молельная башня» на мысе Соя в Японии. Мемориал погибшим рейса KAL 007
Все знают мудрость, что нужно учиться на ошибках. Анализировать, делать выводы, предпринимать меры, чтобы не допустить подобное. Опыт, полученный кровью, должен считаться бесценным. Однако реальность демонстрирует, что военные продолжают сбивать самолёты из-за собственной криворукости. Вместо того, чтобы брать ответственность за свои поступки, они оправдывают собственную некомпетентность теми же алгоритмами, что и десятки лет назад. И пока в армиях существуют Корнуковы, Осиповичи и Огарковы - безопасность мирных граждан будет оставаться под вопросом.
Пост подготовил Алекс Кульманов
Советский Союз, которым можно и нужно гордиться
Зачем нужен такой огромный самолет
Был ли шанс у Романа Филипова выжить?
Взято: varlamov.ru
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]