Дебаты тибетских монахов
---
Одно из самых популярных и необычных зрелищ, которое показывают туристам, приехавшим в Тибет, это монашеские дебаты, которые проводятся в горном монастыре Сэра на окраинах Лхасы. Когда нам сказали, что мы сможем посмотреть на то, как дискутируют буддистские монахи, оттачивающие свою религиозную риторику, мы не совсем знали, чего ожидать.
Когда же я в итоге попал в этот монастырь и увидел дебаты своими глазами, оказалось, что они даже эстетически мало похожи на те дебаты, к которым я привык в США.
1. Монастырь Сэра расположен на склоне горы, некоторые его строения - специальные кельи для медитации монахов - находятся высоко на отвесных горных стенах. Не совсем понимаю, как туда добираются люди. Монастырь был основан в 1419 году, до становления в Тибете династии Далай-Лам.
До середины ХХ века, Сэра являлся одним из трёх крупнейших буддистских монастырей-университетов Тибета. Здесь жило и обучалось свыше 5,000 монахов. Однако после "освобождения" Тибета китайскими войсками, и тибетского восстания 1959 года, большая часть монахов погибла, или бежала из страны.
Эти беженцы основали монастырь Сэра в изгнании на территории Индии, там сейчас живёт несколько тысяч монахов, тогда как Сэра в Лхасе сохранил лишь несколько сотен. Здания монастыря сильно пострадали в годы Культурной революции, и нынешние строения - результат реставрации последних десятилетий. Насколько можно доверять точности китайской реставрации я лично не знаю.
2. Большинство монастырей существуют на пожертвования паломников. Среди тибетцев считается, что оставить мелкие деньги в разных местах религиозных святынь - поступок, который приносит добрую удачу (как удобно!) Поэтому все помещения монастыря забросаны мелкими купюрами - в основном это пол юаня или юань. А перед входом в монастырь стоят тётушки-менялки, с пачками мелких купюр наготове. Здесь паломник может обменять 100-юаневую купюру из банкомата на 80-90 юаней мелочью. Тогда можно будет рассыпать денежки по многим святым местам монастыря.
3. Здания монастыря сложены из камня, покрытого белой извёсткой и краской, а самый верх стен окрашен в багровые тона. Такого же цвета все одеяния монахов.
4. Внутренний дворик главного строения. Перед входом висят плотные занавесы из грубого холста - его делают из шерсти яков. Эти куски материи защищают крыльцо здания от палящих лучей высокогорного солнца.
5. Над зданием высится золотой герб - «колесо дхармы», по бокам от которого сидит пара оленей.
6. На крыльце паломники исполняют обряды простирания, показывая свою приверженность и чистоту.
7. Внутри особо снимать не разрешают, посетители ходят длинной вереницей по узким коридорам, и смотрят на древние святыни храма - статуэтки Будды, разных Боддисатв и прочих звёзд буддийской теологии.
8. Ближе к выходу сидит монах, который сажей пачкает носы пришедших детей, в знак благословения.
9. Говорят, родители водят сюда своих детей, если те плохо спят или не слушаются. Считается, что ребёнок, благословлённый таким образом снова станет примерным и послушным.
10. Так, а куда это спешат эти два монаха? А, ну конечно! На часах уже почти три часа дня, значит в монастыре вот-вот начнётся знаменитый религиозный диспут.
11. Такие дебаты проходят в специальном дворике монастыря - над воротами в него так и написано: Дворик для Дебатов.
12. А на пороге изображена буддийская свастика. Как видите, в отличии от Японии, тибетцы свастики не стесняются, не переживают, что она может кого-то обидеть. Для них это старый символ их культуры.
13. Как же выглядят монашеские дебаты? Я всё это время представлял себе двух высокопоставленных монахов, каждый из которых сидит за роскошным столом, и размеренно аргументирует свою позицию. На самом же деле, всё по другому! Во дворике находится почти сотня монахов, разбитых на пары. Один из пары обязательно сидит, другой стоит перед ним. Считается, что стоящий - нападает, тогда как сидящий защищает свою точку зрения. (На следующий день они поменяются ролями.)
14. Интересно, что в дебатном дворике действует запрет на фотоаппараты и видеотехнику, но почему-то разрешена съёмка на мобильные телефоны. Есть и другие правила: например, туристы могут наблюдать за движухой только оставаясь на бетонных тропинках по периметру дворика, им не разрешается курить, а так же запрещено имитировать участие в дебатах (очевидно, так делали многие посетители ради фотографий).
15. Сами дебаты проходят в довольно интересном формате. Хоть я конечно никаких деталей не понял, наблюдать за этим можно вечно: нападающий монах задаёт сидящему партнёру вопросы по религиозным учениям, стараясь поймать того на несостоятельности позиции. При этом отвечать защищающийся должен быстро. Чтоб добиться скорого ответа, его оппонент громко хлопает перед его лицом, или трясёт перед сидящим своими чётками.
Впрочем, давайте я лучше покажу, как это выглядит в действии - специально снял для этого небольшой ролик:
По моему тут очень на руку играет тот факт, что я лично не понимаю, о чём идёт речь. Чисто эстетически, это завораживающее зрелище, его можно наблюдать довольно долго (думаю, что если бы я понимал, о чём они спорят, мне бы меньше понравилось.)
А вам приходилось когда-нибудь видеть что-либо похожее?..
Когда же я в итоге попал в этот монастырь и увидел дебаты своими глазами, оказалось, что они даже эстетически мало похожи на те дебаты, к которым я привык в США.
1. Монастырь Сэра расположен на склоне горы, некоторые его строения - специальные кельи для медитации монахов - находятся высоко на отвесных горных стенах. Не совсем понимаю, как туда добираются люди. Монастырь был основан в 1419 году, до становления в Тибете династии Далай-Лам.
До середины ХХ века, Сэра являлся одним из трёх крупнейших буддистских монастырей-университетов Тибета. Здесь жило и обучалось свыше 5,000 монахов. Однако после "освобождения" Тибета китайскими войсками, и тибетского восстания 1959 года, большая часть монахов погибла, или бежала из страны.
Эти беженцы основали монастырь Сэра в изгнании на территории Индии, там сейчас живёт несколько тысяч монахов, тогда как Сэра в Лхасе сохранил лишь несколько сотен. Здания монастыря сильно пострадали в годы Культурной революции, и нынешние строения - результат реставрации последних десятилетий. Насколько можно доверять точности китайской реставрации я лично не знаю.
2. Большинство монастырей существуют на пожертвования паломников. Среди тибетцев считается, что оставить мелкие деньги в разных местах религиозных святынь - поступок, который приносит добрую удачу (как удобно!) Поэтому все помещения монастыря забросаны мелкими купюрами - в основном это пол юаня или юань. А перед входом в монастырь стоят тётушки-менялки, с пачками мелких купюр наготове. Здесь паломник может обменять 100-юаневую купюру из банкомата на 80-90 юаней мелочью. Тогда можно будет рассыпать денежки по многим святым местам монастыря.
3. Здания монастыря сложены из камня, покрытого белой извёсткой и краской, а самый верх стен окрашен в багровые тона. Такого же цвета все одеяния монахов.
4. Внутренний дворик главного строения. Перед входом висят плотные занавесы из грубого холста - его делают из шерсти яков. Эти куски материи защищают крыльцо здания от палящих лучей высокогорного солнца.
5. Над зданием высится золотой герб - «колесо дхармы», по бокам от которого сидит пара оленей.
6. На крыльце паломники исполняют обряды простирания, показывая свою приверженность и чистоту.
7. Внутри особо снимать не разрешают, посетители ходят длинной вереницей по узким коридорам, и смотрят на древние святыни храма - статуэтки Будды, разных Боддисатв и прочих звёзд буддийской теологии.
8. Ближе к выходу сидит монах, который сажей пачкает носы пришедших детей, в знак благословения.
9. Говорят, родители водят сюда своих детей, если те плохо спят или не слушаются. Считается, что ребёнок, благословлённый таким образом снова станет примерным и послушным.
10. Так, а куда это спешат эти два монаха? А, ну конечно! На часах уже почти три часа дня, значит в монастыре вот-вот начнётся знаменитый религиозный диспут.
11. Такие дебаты проходят в специальном дворике монастыря - над воротами в него так и написано: Дворик для Дебатов.
12. А на пороге изображена буддийская свастика. Как видите, в отличии от Японии, тибетцы свастики не стесняются, не переживают, что она может кого-то обидеть. Для них это старый символ их культуры.
13. Как же выглядят монашеские дебаты? Я всё это время представлял себе двух высокопоставленных монахов, каждый из которых сидит за роскошным столом, и размеренно аргументирует свою позицию. На самом же деле, всё по другому! Во дворике находится почти сотня монахов, разбитых на пары. Один из пары обязательно сидит, другой стоит перед ним. Считается, что стоящий - нападает, тогда как сидящий защищает свою точку зрения. (На следующий день они поменяются ролями.)
14. Интересно, что в дебатном дворике действует запрет на фотоаппараты и видеотехнику, но почему-то разрешена съёмка на мобильные телефоны. Есть и другие правила: например, туристы могут наблюдать за движухой только оставаясь на бетонных тропинках по периметру дворика, им не разрешается курить, а так же запрещено имитировать участие в дебатах (очевидно, так делали многие посетители ради фотографий).
15. Сами дебаты проходят в довольно интересном формате. Хоть я конечно никаких деталей не понял, наблюдать за этим можно вечно: нападающий монах задаёт сидящему партнёру вопросы по религиозным учениям, стараясь поймать того на несостоятельности позиции. При этом отвечать защищающийся должен быстро. Чтоб добиться скорого ответа, его оппонент громко хлопает перед его лицом, или трясёт перед сидящим своими чётками.
Впрочем, давайте я лучше покажу, как это выглядит в действии - специально снял для этого небольшой ролик:
По моему тут очень на руку играет тот факт, что я лично не понимаю, о чём идёт речь. Чисто эстетически, это завораживающее зрелище, его можно наблюдать довольно долго (думаю, что если бы я понимал, о чём они спорят, мне бы меньше понравилось.)
А вам приходилось когда-нибудь видеть что-либо похожее?..
Взято: levik.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]