Мультфильмы про искусство
---
Пикассо среди своих картин, медведи против Шишкина, трибьют Поллоку и другие анимационные сюжеты, которые помогут понять изобразительное искусство
«Мона Лиза, спускающаяся по лестнице» («Mona Lisa Descending a Staircase»)
Режиссер Джоан К. Грац. США, 1992
Лента американского режиссера Джоан Грац, получившая в 1992 году «Оскар», — один из самых знаменитых анимационных фильмов, оживляющих живопись. Грац заново рисовала великие картины не краской, а пластилином. Не используя компьютера, она выразительно показала, как одно произведение превращается в другое, и тем самым многое объяснила про связь искусства разных эпох и направлений.«Довольно!» («None of That»)
«Довольно!» («None of That»)
Режиссеры Анна Хиндс Пэддок, Изабелла Литтгер де Пиньо, Крити Каур. США, 2015
В нарративных фильмах самый распространенный, уже ставший традиционным сюжет — «ночь в музее» с оживлением картин и скульптур. Чаще всего это смешно. Компьютерный 3D-фильм «Довольно!», снятый американскими студентками, поворачивает сюжет про обнаженную скульптуру в очень актуальную плоскость «оскорбления чувств верующих». Таким же образом сочиняют и всякие анекдотические анимационные истории про городскую или парковую скульптуру. Одна из лучших на эту тему (только не про ночь, а про выходной) — очень смешная пластилиновая короткометражка «Закрыто по понедельникам» («Closed Mondays») американцев Уилла Винтона и Боба Гардинера: про пьяного мужчину, забредшего на выставку; в 1974-м она получила «Оскар».
«Внутренний пейзаж / Пейзажист» («Mindscape / Le paysagiste»)
Режиссер Жак Друэн. Канада, 1976
Другой сюжет, помогающий оживить искусство, — «герой вошел в картину». Об этом тоже очень много фильмов — и смешных, и серьезных. У канадца Жака Друэна, например, есть фильм в очень редкой технике игольчатой анимации (игольчатая анимация — техника анимации, изобретенная в 1931 году российским художником и аниматором Александром Алексеевым. Для нее нужен экран с тысячами дырочек и металлическими иглами в каждой из них: неравномерно утопленные в экран, иголки образуют тени разной длины — на камере это дает все оттенки от белого до черного), где он не отсылает к знаменитым произведениям, а показывает работу воображения художника, его «внутренний пейзаж».
«Минотавромахия: Пабло в лабиринте» («Minotauromaquia: Pablo en el laberinto»)
Режиссер Хуан Пабло Этчеверри. Испания, 2004
Сюжеты о художниках всегда полны их произведений. В этом любопытном испанском кукольном фильме тоже показан «внутренний пейзаж» художника, но тут уже речь идет не о выдуманном герое, а о Пикассо, путешествующем в лабиринте своей фантазии среди собственных созданий, которые преследуют его и спасают. Здесь интересно наблюдать за тем, как его условные кубистские живописные персонажи становятся объемными. Кстати, имейте в виду, что фильм очень напряженный и в нем есть страшные сцены.
«Братья Медвежье Сердце» («Vennad karusüdamed»)
Режиссер Рихо Унт. Эстония, 2005
Оказывается, медвежат в картине «Утро в сосновом лесу» нарисовала их мама-медведица, а убивший ее охотник Шишкин приписал все лавры себе. Жизнь подросших медвежат — Винсента, Анри и Огюста — тоже будет связана с искусством. Очень смешной кукольный мультфильм знаменитого эстонского режиссера идет с английскими субтитрами, но понятен и без знания языка.
«Вся творческая работа — это заимствование» («All Creative Work Is Derivative»)
Замечательный американский независимый режиссер Нина Пэйли сняла этот короткий фильм по заказу организации QuestionCopyright.org, которая выступает за реформу авторского права. Иллюстрируя мысль о том, что любое творчество пользуется тем, что уже существовало, Нина сочинила танец скульптур, которые она сама сфотографировала в нью-йоркском музее Метрополитен, никак не меняя. Получилось очень обаятельно.
«25-е, первый день»
Режиссеры Юрий Норштейн, Аркадий Тюрин. СССР, 1968
Часто в мультфильмах сюжеты, сильно связанные с конкретным временем, развиваются в визуальной среде, опирающейся на иконографию этого времени, и здесь нельзя не вспомнить дебют Юрия Норштейна с фильмом «25-е, первый день» (совместная работа с Аркадием Тюриным) — картину о русской революции, строящуюся на искусстве начала первых революционных лет — живописи и графике Лентулова, Альтмана, Петрова-Водкина. С лентой Норштейна рифмуется и снятый через 45 лет, но очень интонационно близкий фильм канадца Теодора Ушева «Глория Виктория» («Gloria Victoria»), в котором изображение войны опирается на образы искусства ХХ века. Разумеется, это касается не только войны. Например, есть прелестный мультфильм «Мадемуазель Кики c Монпарнаса» («Mademoiselle Kiki et les Montparnos»), снятый молодой француженкой Амели Арро о богемно-артистической жизни Парижа 20-х годов прошлого века, естественно строящийся на живописи и графике художников, о которых идет речь.
«Стеклянная гармоника»
Режиссер Андрей Хржановский. СССР, 1968
В советской анимации с искусством работали много, и прежде всего этим знаменит Андрей Хржановский. В работе над его фильмами были заняты крупные художники того времени, которые сегодня считаются классиками: Владимир Янкилевский, Юло Соостер, Юрий Нолев-Соболев. Кроме того, Хржановского интересовали «дилетантские» рисунки гениев: у него есть трилогия по рисункам Пушкина, сложившаяся в полнометражную картину «Любимое мое время», короткометражка по рисункам Феллини «Долгое путешествие», а для фильма «Полторы комнаты» он оживлял рисунки Бродского. Знаменитая «Стеклянная гармоника» Хржановского, противопоставляющая искусство и власть, вся построена на классических произведениях: от прекрасных портретов эпохи Возрождения в сценах гармонии до средневековых уродцев в соединении с Магриттом в эпизодах, где искусство из города изгнано.
«Миро» («Miro»)
Режиссер Алексей Будовский. США, 2004
Единственный мультфильм в этой подборке, сделанный непосредственно для детей: родившийся в Петербурге, а теперь живущий в Колумбии режиссер снял эту картину для сериала «Classical Baby» на американском телеканале HBO. Отличный пример того, как малышам можно показывать абстрактное искусство.
«Мастер из Кламси»
Режиссер Вадим Курчевский. СССР, 1972
Фильм одного из самых знаменитых советских режиссеров-кукольников Вадима Курчевского снят по повести «Кола Брюньон» Ромена Роллана. Вся среда фильма, все заставки, пейзажи и натюрморты здесь связаны с фламандской классической живописью и графикой.
«Башня Бохер» («Tower Bawher»)
Режиссер Теодор Ушев. Канада, 2006
Этот фильм с рифмующимся названием «Tower Bawher» канадский режиссер посвятил строительству памятника коммунистической утопии — башни Татлина. Кино основано на конструктивистских работах художников революционных лет — Татлина, Родченко, Эль Лисицкого, Поповой. Сюжета в нем нет, фильм абстрактный, но благодаря музыке Георгия Свиридова он завораживает своим мощным напором.
«Черный квадрат»
Режиссер Дмитрий Высоцкий, художник Андрей Сикорский. Россия, 2014
Играет с искусством и заказная анимация: не так давно для петербургского музея современного искусства «Эрарта» Дмитрий Высоцкий и Андрей Сикорский сняли юмористический сериал «Черный квадрат», в котором картина Малевича убегает из музея к искусствоведу по фамилии Круглов — и дальнейшие их приключения тоже происходят в окружении искусства, и не только авангардного.
«Пожиратель картин» («Dripped»)
Режиссер Лео Веррье. Франция, 2011
Французский фильм — посвящение Джексону Поллоку рассказывает о человеке, который так любил искусство, что ел его. Воровал картины из музеев и съедал, при этом становясь на время похожим на съеденное произведение. А от собственных, плохих картин его тошнило. И тут оказалось, что с помощью техники рисования Поллока, «дриппинга», то есть разбрызгивания краски, можно создать прекрасные — очень вкусные — полотна.
«Луни Тюнз: Снова в деле» («Looney Tunes: Back in Action»)
В полнометражной американской комедии, соединяющей игровые сцены с анимацией, среди живых персонажей действуют кролик Багз Банни и утка Даффи Дак из сериала «Луни Тюнз». В этом фрагменте фильма — их приключения в Париже: герои попадают в Лувр и там, перепрыгивая из картины в картину, убегают от еще одного персонажа «Луни Тюнз» — Элмера Фадда с ружьем.
«Таймкод да Винчи» («Der Da Vinci Timecode»)
Режиссер Гиль Алькабец. Германия, 2009
Этот фильм режиссера из Германии строится на «Тайной вечере» Леонардо да Винчи, причем совершенно удивительным образом. В фильме нет ничего, кроме этой картины, и Алькабец ничего в ней не менял. Он только смонтировал ее фрагменты и озвучил так, что получается, будто бы люди сидят за столом, едят и разговаривают. Только в конце: «Тсс!» — и все замолчали. Этот фильм демонстрирует, что жизнь и движение уже заключены в самой картине, ничего не надо оживлять. Ну а ироническое название, как мы понимаем, отсылает к модной некогда книге Дэна Брауна «Код да Винчи».
«70 Million»
Режиссер Давид Фремон. Франция, 2006
В клипе франко-американской группы Hold Your Horses! больше, конечно, живого исполнения, чем анимации, зато музыканты очень обаятельно валяют дурака, играя в знаменитую живопись. Кстати, для тех, кто не может узнать все картины, но очень этого хочет, есть отдельное видео, сопоставляющее кадры из клипа с первоисточниками.
Вообще, на основе классических произведений снято множество клипов; кажется, особенно любят соединять музыку с абстрактным искусством геометрических форм вроде Кандинского, которое хорошо разнимается на детали, а потом складывается обратно, как конструктор. Интернет полон таких этюдов. В последнее время с появлением новых возможностей — виртуальной реальности и кругового обзора, который поначалу использовали только в компьютерных играх, — с этими приемами стала играть и авторская анимация. Этюдов с виртуальным путешествием внутри картин становится всё больше. Так, можно прогуляться по страшноватым пейзажам Дали (не забудьте рассмотреть, что находится вокруг, двигая курсор), или «войти» в картины Ван Гога — перед премьерой полнометражного анимационного фильма «С любовью, Винсент» их появилось особенно много.
Бонус для родителей
«Критик» («The Critic»)
Режиссер Эрнест Пинтофф. США, 1963
Ну и напоследок для родителей — очень смешной фильм «Критик», получивший «Оскар» в 1964 году, сатира на абстрактную анимацию и главным образом на фильмы великого экспериментатора Нормана Макларена. Тут движение геометрических фигур на экране сопровождается громким комментарием зрителя, который пытается понять, что всё это значит, а прочая публика возмущенно на него шикает. Озвучивает мультфильм любимый американцами Мэл Брукс — режиссер комедий и кинопародий.
Источник - arzamas.academy
«Мона Лиза, спускающаяся по лестнице» («Mona Lisa Descending a Staircase»)
Режиссер Джоан К. Грац. США, 1992
Лента американского режиссера Джоан Грац, получившая в 1992 году «Оскар», — один из самых знаменитых анимационных фильмов, оживляющих живопись. Грац заново рисовала великие картины не краской, а пластилином. Не используя компьютера, она выразительно показала, как одно произведение превращается в другое, и тем самым многое объяснила про связь искусства разных эпох и направлений.«Довольно!» («None of That»)
«Довольно!» («None of That»)
Режиссеры Анна Хиндс Пэддок, Изабелла Литтгер де Пиньо, Крити Каур. США, 2015
В нарративных фильмах самый распространенный, уже ставший традиционным сюжет — «ночь в музее» с оживлением картин и скульптур. Чаще всего это смешно. Компьютерный 3D-фильм «Довольно!», снятый американскими студентками, поворачивает сюжет про обнаженную скульптуру в очень актуальную плоскость «оскорбления чувств верующих». Таким же образом сочиняют и всякие анекдотические анимационные истории про городскую или парковую скульптуру. Одна из лучших на эту тему (только не про ночь, а про выходной) — очень смешная пластилиновая короткометражка «Закрыто по понедельникам» («Closed Mondays») американцев Уилла Винтона и Боба Гардинера: про пьяного мужчину, забредшего на выставку; в 1974-м она получила «Оскар».
«Внутренний пейзаж / Пейзажист» («Mindscape / Le paysagiste»)
Режиссер Жак Друэн. Канада, 1976
Другой сюжет, помогающий оживить искусство, — «герой вошел в картину». Об этом тоже очень много фильмов — и смешных, и серьезных. У канадца Жака Друэна, например, есть фильм в очень редкой технике игольчатой анимации (игольчатая анимация — техника анимации, изобретенная в 1931 году российским художником и аниматором Александром Алексеевым. Для нее нужен экран с тысячами дырочек и металлическими иглами в каждой из них: неравномерно утопленные в экран, иголки образуют тени разной длины — на камере это дает все оттенки от белого до черного), где он не отсылает к знаменитым произведениям, а показывает работу воображения художника, его «внутренний пейзаж».
«Минотавромахия: Пабло в лабиринте» («Minotauromaquia: Pablo en el laberinto»)
Режиссер Хуан Пабло Этчеверри. Испания, 2004
Сюжеты о художниках всегда полны их произведений. В этом любопытном испанском кукольном фильме тоже показан «внутренний пейзаж» художника, но тут уже речь идет не о выдуманном герое, а о Пикассо, путешествующем в лабиринте своей фантазии среди собственных созданий, которые преследуют его и спасают. Здесь интересно наблюдать за тем, как его условные кубистские живописные персонажи становятся объемными. Кстати, имейте в виду, что фильм очень напряженный и в нем есть страшные сцены.
«Братья Медвежье Сердце» («Vennad karusüdamed»)
Режиссер Рихо Унт. Эстония, 2005
Оказывается, медвежат в картине «Утро в сосновом лесу» нарисовала их мама-медведица, а убивший ее охотник Шишкин приписал все лавры себе. Жизнь подросших медвежат — Винсента, Анри и Огюста — тоже будет связана с искусством. Очень смешной кукольный мультфильм знаменитого эстонского режиссера идет с английскими субтитрами, но понятен и без знания языка.
«Вся творческая работа — это заимствование» («All Creative Work Is Derivative»)
Режиссер Нина Пэйли. США, 2010
Замечательный американский независимый режиссер Нина Пэйли сняла этот короткий фильм по заказу организации QuestionCopyright.org, которая выступает за реформу авторского права. Иллюстрируя мысль о том, что любое творчество пользуется тем, что уже существовало, Нина сочинила танец скульптур, которые она сама сфотографировала в нью-йоркском музее Метрополитен, никак не меняя. Получилось очень обаятельно.
«25-е, первый день»
Режиссеры Юрий Норштейн, Аркадий Тюрин. СССР, 1968
Часто в мультфильмах сюжеты, сильно связанные с конкретным временем, развиваются в визуальной среде, опирающейся на иконографию этого времени, и здесь нельзя не вспомнить дебют Юрия Норштейна с фильмом «25-е, первый день» (совместная работа с Аркадием Тюриным) — картину о русской революции, строящуюся на искусстве начала первых революционных лет — живописи и графике Лентулова, Альтмана, Петрова-Водкина. С лентой Норштейна рифмуется и снятый через 45 лет, но очень интонационно близкий фильм канадца Теодора Ушева «Глория Виктория» («Gloria Victoria»), в котором изображение войны опирается на образы искусства ХХ века. Разумеется, это касается не только войны. Например, есть прелестный мультфильм «Мадемуазель Кики c Монпарнаса» («Mademoiselle Kiki et les Montparnos»), снятый молодой француженкой Амели Арро о богемно-артистической жизни Парижа 20-х годов прошлого века, естественно строящийся на живописи и графике художников, о которых идет речь.
«Стеклянная гармоника»
Режиссер Андрей Хржановский. СССР, 1968
В советской анимации с искусством работали много, и прежде всего этим знаменит Андрей Хржановский. В работе над его фильмами были заняты крупные художники того времени, которые сегодня считаются классиками: Владимир Янкилевский, Юло Соостер, Юрий Нолев-Соболев. Кроме того, Хржановского интересовали «дилетантские» рисунки гениев: у него есть трилогия по рисункам Пушкина, сложившаяся в полнометражную картину «Любимое мое время», короткометражка по рисункам Феллини «Долгое путешествие», а для фильма «Полторы комнаты» он оживлял рисунки Бродского. Знаменитая «Стеклянная гармоника» Хржановского, противопоставляющая искусство и власть, вся построена на классических произведениях: от прекрасных портретов эпохи Возрождения в сценах гармонии до средневековых уродцев в соединении с Магриттом в эпизодах, где искусство из города изгнано.
«Миро» («Miro»)
Режиссер Алексей Будовский. США, 2004
Единственный мультфильм в этой подборке, сделанный непосредственно для детей: родившийся в Петербурге, а теперь живущий в Колумбии режиссер снял эту картину для сериала «Classical Baby» на американском телеканале HBO. Отличный пример того, как малышам можно показывать абстрактное искусство.
«Мастер из Кламси»
Режиссер Вадим Курчевский. СССР, 1972
Фильм одного из самых знаменитых советских режиссеров-кукольников Вадима Курчевского снят по повести «Кола Брюньон» Ромена Роллана. Вся среда фильма, все заставки, пейзажи и натюрморты здесь связаны с фламандской классической живописью и графикой.
«Башня Бохер» («Tower Bawher»)
Режиссер Теодор Ушев. Канада, 2006
Этот фильм с рифмующимся названием «Tower Bawher» канадский режиссер посвятил строительству памятника коммунистической утопии — башни Татлина. Кино основано на конструктивистских работах художников революционных лет — Татлина, Родченко, Эль Лисицкого, Поповой. Сюжета в нем нет, фильм абстрактный, но благодаря музыке Георгия Свиридова он завораживает своим мощным напором.
«Черный квадрат»
Режиссер Дмитрий Высоцкий, художник Андрей Сикорский. Россия, 2014
Играет с искусством и заказная анимация: не так давно для петербургского музея современного искусства «Эрарта» Дмитрий Высоцкий и Андрей Сикорский сняли юмористический сериал «Черный квадрат», в котором картина Малевича убегает из музея к искусствоведу по фамилии Круглов — и дальнейшие их приключения тоже происходят в окружении искусства, и не только авангардного.
«Пожиратель картин» («Dripped»)
Режиссер Лео Веррье. Франция, 2011
Французский фильм — посвящение Джексону Поллоку рассказывает о человеке, который так любил искусство, что ел его. Воровал картины из музеев и съедал, при этом становясь на время похожим на съеденное произведение. А от собственных, плохих картин его тошнило. И тут оказалось, что с помощью техники рисования Поллока, «дриппинга», то есть разбрызгивания краски, можно создать прекрасные — очень вкусные — полотна.
«Луни Тюнз: Снова в деле» («Looney Tunes: Back in Action»)
Режиссер Джо Данте. США, Германия, 2003
В полнометражной американской комедии, соединяющей игровые сцены с анимацией, среди живых персонажей действуют кролик Багз Банни и утка Даффи Дак из сериала «Луни Тюнз». В этом фрагменте фильма — их приключения в Париже: герои попадают в Лувр и там, перепрыгивая из картины в картину, убегают от еще одного персонажа «Луни Тюнз» — Элмера Фадда с ружьем.
«Таймкод да Винчи» («Der Da Vinci Timecode»)
Режиссер Гиль Алькабец. Германия, 2009
Этот фильм режиссера из Германии строится на «Тайной вечере» Леонардо да Винчи, причем совершенно удивительным образом. В фильме нет ничего, кроме этой картины, и Алькабец ничего в ней не менял. Он только смонтировал ее фрагменты и озвучил так, что получается, будто бы люди сидят за столом, едят и разговаривают. Только в конце: «Тсс!» — и все замолчали. Этот фильм демонстрирует, что жизнь и движение уже заключены в самой картине, ничего не надо оживлять. Ну а ироническое название, как мы понимаем, отсылает к модной некогда книге Дэна Брауна «Код да Винчи».
«70 Million»
Режиссер Давид Фремон. Франция, 2006
В клипе франко-американской группы Hold Your Horses! больше, конечно, живого исполнения, чем анимации, зато музыканты очень обаятельно валяют дурака, играя в знаменитую живопись. Кстати, для тех, кто не может узнать все картины, но очень этого хочет, есть отдельное видео, сопоставляющее кадры из клипа с первоисточниками.
Вообще, на основе классических произведений снято множество клипов; кажется, особенно любят соединять музыку с абстрактным искусством геометрических форм вроде Кандинского, которое хорошо разнимается на детали, а потом складывается обратно, как конструктор. Интернет полон таких этюдов. В последнее время с появлением новых возможностей — виртуальной реальности и кругового обзора, который поначалу использовали только в компьютерных играх, — с этими приемами стала играть и авторская анимация. Этюдов с виртуальным путешествием внутри картин становится всё больше. Так, можно прогуляться по страшноватым пейзажам Дали (не забудьте рассмотреть, что находится вокруг, двигая курсор), или «войти» в картины Ван Гога — перед премьерой полнометражного анимационного фильма «С любовью, Винсент» их появилось особенно много.
Бонус для родителей
«Критик» («The Critic»)
Режиссер Эрнест Пинтофф. США, 1963
Ну и напоследок для родителей — очень смешной фильм «Критик», получивший «Оскар» в 1964 году, сатира на абстрактную анимацию и главным образом на фильмы великого экспериментатора Нормана Макларена. Тут движение геометрических фигур на экране сопровождается громким комментарием зрителя, который пытается понять, что всё это значит, а прочая публика возмущенно на него шикает. Озвучивает мультфильм любимый американцами Мэл Брукс — режиссер комедий и кинопародий.
Источник - arzamas.academy
Взято: vakin.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]