Made in USSR: советские автомобили на экспорт
СССР начал экспортировать автомобили еще до Великой Отечественной. Это были грузовые ЗИС-5 грузоподъемностью 3 тонны, а также большегрузные ЯГи. Конечно, не в страны с развитыми автомобильными индустриями, а в соседние государства — Турцию, Иран, Прибалтику.
Грузовики продавали за границей и после войны. Тогда же начали более-менее заметный экспорт легковых моделей.
ГАЗ-М20 Победа.
«Победы» неплохо покупали в Скандинавии, а особенно — в Финляндии, куда до начала 1960-х западные автомобили официально не экспортировали: страна после войны была слишком бедной. Именно в Скандинавии Победу прозвали «танк во фраке». В 1952-м ГАЗ-М20 попал в руки британцев (в Великобритании официально «Победы» не поставляли) из журнала Motor. Больше всего им не понравилась низкая динамика и плохой обзор назад. Зато: «Пожалуй, самое сильное качество Победы — вездеходность. Водитель может смело на высокой скорости ехать по плохой дороге, даже если машина полностью нагружена».
Москвич-400
В 1957-м некий норвежский моряк, купивший на родине «Москвич», приехал к приятелю в Британию, где автомобиль и попал в цепкие руки экспертов из журнала Autocar. Их вердикт гласил: «Простой и послушный в управлении автомобиль, с хорошим сцеплением, отличными синхронизаторами, светом и точным рулевым управлением. Подвеска обеспечивает комфортную езду по плохим дорогам… Впрочем, автомобиль не представляет ничего нового и неприемлем для среднего британца в плане отделки и динамики».
ГАЗ-21 Волга
«Волг» в Британии продали всего около полутора десятков. В 1960-м журнал Autocar, протестировав 21-ю, писал: «Динамика с максимальной скоростью 130 км/ч и прохождением четверти мили за 24 с не поражает воображение». Однако машина понравилась британцам экономичностью (средний расход 13 л/100 км), особенно учитывая массу и размеры «Волги», и хорошим качеством сборки.
Москвич-408 Scaldia
В 1968-м журналисты шведского Teknikens Varld проехали за два дня на серийном 408-м «Москвиче» 1240 км по самым плохим дорогам, которые смогли найти, и с самыми высокими нагрузками, которые могли придумать. «Автомобиль шел не быстро, но мягко, — писали шведы, — но синхронизаторы в коробке не всегда срабатывали четко… Мы прошли специальные участки шведского ралли, гоняли по тропам, протоптанным животными… Нам так и не удалось сломать машину». «Москвичи» некоторое время, действительно, пользовались хорошей репутацией в Скандинавии и некоторых других странах.
УАЗ-469
Типичный армейский внедорожник в СССР экспортировался в «мирной» версии не очень активно. Но благодаря стараниям поклонников марки, в капиталистической Италии «козлик» пользовался отличным спросом. Братья Марторелли, чей дед торговал на Апеннинском полуострове роскошными Rolls-Royce, наладили дистрибуцию УАЗов.
ВАЗ-21099 (Lada Samara)
В 1970-х и 1980-х главным экспортным автомобилем СССР были «Лады». В социалистических странах за ними, как и на родине, стояли в очереди. Покупали их и в Западной Европе (только в Великобритании до 1997 г. продали 350 000 экземпляров), где их главным достоинством считали цену и двухлетнюю гарантию.
Взято: foto-history.livejournal.com