Где снимали "Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона". Часть 8. «Двадцатый век начинается»
---
© Киностудия "Ленфильм. На съёмках фильма "Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона: Двадцатый век начинается"
"Где это всё снималось" - такой вопрос нередко можно услышать от поклонников фильма "Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона". Несколько лет упорных исследований позволили ответить на него
И не только ответить, но и создать беспрецедентную развёрнутую иллюстрированную географическую киноэнциклопедию на сайте 221b.ru. В ней пока ещё есть белые пятна, но их становится всё меньше и меньше благодаря изысканиям энтузиастов и подсказкам членов съёмочной группы. Теперь каждый желающий может совершить виртуальную (и не только виртуальную) экскурсию по следам Шерлока Холмса и доктора Ватсона. Большая часть объектов, находящихся в Санкт-Петербурге, Латвии, Эстонии и Абхазии была сфотографирована с тех же точек, что и в Фильме.
В первой и второй частях была фотоэкскурсия по местам съёмок первых серий фильма "Знакомство" и "Кровавая надпись". В третьей, четвёртой и пятой частях – второго фильма, серии "Король шантажа", "Смертельная схватка" и "Охота на тигра". В шестой части - «Собака Баскервилей». В седьмой - «Сокровища Агры». В восьмой, заключительной части, мы пройдёмся по местам съёмок фильма «Двадцатый век начинается»
Железнодорожная станция Айфорд
Ленинградская область, Выборгский район, пос. Гвардейское
До 1939 г. деревня называлась Карисалми (Karisalmi – рифовый пролив) и входила в состав Выборгской губернии (Финляндия). В 1949 г. была переименована в Гвардейское.
Это самая северная точка во всём Фильме. До Выборга отсюда 20 км, до Санкт-Петербурга 150 км. Проехать можно от Выборга пригородным пассажирским поездом на Каменногорск, Светогорск или Хиитолу, или же автомобилем по трассе "Скандинавия".
Дорога не электрифицирована, небо не затянуто контактной сетью – может быть, поэтому эти места и выбрали для съёмок.
Практически ничего не изменилось, только пристанционные домики сейчас покрашены в жёлтый цвет.
Надо сказать, что по этой дороге встречается ещё несколько станций схожей архитектуры.
Места вокруг живописные – скалы, густо поросшие лесом и усыпанные большими валунами, множество озёр – и относительно безлюдные.
Примечательно, что неподалёку находятся озёра с говорящими названиями Краснохолмское и Малое Краснохолмское.
Дом полковника Лизандера Старка
Ленинградская область, Выборгский район, о. Лодочный (Venajansaari - о. Русский)
Лодочный остров, который финны называли Русским, расположен в Выбогском заливе, в 5 километрах от Выборга. Островом владел советник коммерции Е. В. Селлгрен (E. W. Sellgren). В 1913 году по проекту архитектора Уно Уллберга он построил здесь красивую виллу из красного кирпича, с черепичной крышей.
В этот дом полковник Старк привёз ничего не подозревающего инженера-гидравлика, и вот из этого окна на третьем этаже инженер спасался бегством, потеряв при этом палец. Любопытно, что после этого инцидента прямо к тому окну пристроили железную лестницу – на случай, если ещё какому-нибудь гидравлику не повезёт. В кадре – каскадёр.
Ленинград, ул. Большая Морская (Герцена), д. 52, Дом архитектора (особняк Половцова)
Несмотря на обилие изумительных интерьеров этого памятника архитектуры классицизма и эклектики, внимание съёмочной группы привлекла служебная лестница.
Прочие интерьеры внутри дома снимались в павильоне и в котельной Ленфильма
Ленинградская область, Выборгский район, пос. Пальцево
Остаётся загадкой, как Холмс, стоя на станции Айфорд, смог увидеть сгоревший дом Старка. Ведь находился он в пяти километрах от Гвардейского, недалеко от платформы Пальцево. Действительно, где ж ещё снимать экранизацию рассказа «Палец инженера», как не в Пальцево? Это бывшая финская деревня, до 1939 года она входила в состав Выборгской губернии Финляндии и называлась Тали. В 1948 году её переименовали в память красноармейца Владимира Пальцева, погибшего здесь в июне 1944 г.
Многие обратили внимание на не вполне соответствующий времени товарный состав, проносящийся мимо. Вышло это так. Накануне съёмок группа выезжала сюда на выбор натуры, и в это время прошёл красивый красный состав в сторону Финляндии. Сразу пришла идея совместить съёмку с проходом этого, необычного по цвету, поезда. Запомнили время его прохода. В день съёмки пиротехник должен был задымить фон, имитируя паровозный дым, и герои на фоне уходящего поезда должны были двинуться в сторону сгоревших развалин. Дождались поезда, он появился по расписанию. Когда головная часть состава скрылась из кадра, пиротехник задымил, герои пошли на фоне поезда, но на беду споткнулся и едва не упал Василий Ливанов. Дубль был безнадёжно испорчен. Другого такого состава в этот день не было, поэтому дождались какой-то товарняк советского пошиба и сняли уже с ним – пиротехник снова задымил, и актёры не споткнулись.
Буйная летняя зелень и выросшие деревья не позволяют сделать аутентичные снимки – приходится снимать оттуда, откуда хоть что-то видно. Сам дом – это макет, стоявший в 2-х метрах от камеры, сделанный художником комбинированных съёмок Олегом Николаевым. Ему же пришлось залезть на тонкую берёзу и спилить её верхушку, чтобы она не бросала тень на макет.
Вокзал Паддингтон
Ленинград, Загородный пр., д. 52, Витебский вокзал
Он же знакомый нам вокзал «Виктория» (см. «Смертельная схватка»). Это т. н. Световой зал
Дом мистера и миссис Ватсон
Ленинград, ул. Куйбышева, д. 4, «Особняк Бранта»
Об этом доме рядом с клубом «Багатель» уже рассказывалось (см. «Смертельная схватка»). А дверь ведёт не в покои Ватсона, а в Государственный музей Великой Октябрьской социалистической революции
Ферма Холмса в Суссексе
Ленинград, Лахта
Ферму Холмса раскидало по двум, сильно удалённым друг от друга, местам. Первое из них – пасека – расположено в Лахте, историческом районе Петербурга на северном берегу Финского залива.
Предположительно, пасека находилась на небольшом полуострове, оканчивающемся пристанью для грузовых судов. Узкий и мелкий заливчик отделяет «пасеку» от яхтенного порта «Геркулес». За спиной Холмса, на противоположной стороне залива, находится Стрельна, в бинокль можно разглядеть Константиновский дворец.
Латвия, Рига, Бривибас гатве (Brïvïbas gatve), 440. Латвийский Этнографический музей под открытым небом
Вот и второе место, здесь находится дом Холмса. Для того, чтобы попасть в самый крупный в Европе этнографический музей под открытым небом, даже из Риги выезжать не надо. Сразу за мостом через Юглу – большой белый указатель направо. Ещё метров тридцать – и вы на месте.
Загородный дом Холмса – это т. н. двор курземского рыбака (Курземе – одна из исторических областей Латвии, самая западная из них). На плане музея 1985 года – № 21. Дом, мимо которого проезжает Ватсон – № 24. Но что это за постройка под № 22? На фото из книги 1986 года она видна слева, а теперь её и вовсе там нет.
Этот сарай, то есть клеть из Папе Руцавской волости, хутора «Витолниеки» (1889), был установлен вскоре после съёмок фильма, в 1986 г. Но в мае 2000 года в Этнографическом музее вспыхнул пожар, в результате которого полностью сгорели 3 старинные постройки. Работники музея уверены, что причиной пожара был умышленный поджог. Сгорел и "дом Холмса" № 21, и клеть № 22.
Так что теперь на месте дома – его восстановленная копия. Кроме того, в 1998 г. рядом с домом поставили ещё одну клеть – с хутора «Лаукгали» (1889). Поставили «неудачно» – прямо перед «домом Холмса», поэтому на снимке его не видно.
Сам же «дом Холмса» – это жилой дом из местечка Папе Руцавской волости, с хутора «Лурти», принадлежавший роду курземских рыбаков, построенный в 1880-е гг. В Музее был установлен в 1983 г. Посмотрите, как этот дом выглядел на старом месте, и как выглядит на новом.
На панораме из фильма видны слева направо:
- жилой дом из Лубэзере, хутор «Маури» (построен в 1840-е гг., в музее с 1983 г.)
- хлев из Лубэзере, хутор «Жулниеки» (ок. 1880 г., с 1985 г.)
- клеть из Лубэзере, хутор «Маури» (сер. 19 в., с 1984 г.)
Дом, где был убит Эдуардо Лукаш
Латвия, Рига, ул. Смилшу, д. 8 (ул. Алдару, д. 2/4)
Здание было построено в 1902 г. по проекту архитекторов Генриха Шееля и Фридриха Шеффеля как доходный дом с магазином. Один из наиболее значительных образцов рижского югендстиля.
Дом на заднем плане – бывшее здание Министерства финансов (1937-39), арх. А.Клинклавс. Оно же фигурировало в фильме «Семнадцать мгновений весны» как музей природоведения и здание гестапо.
Здание имеет два главных фасада, которые выделяются богато украшенными эркерами, балконами и кованой металлической балюстрадой. Расположено оно на одной из самых оживленных и активных улиц Старой Риги, что позволяет его арендаторам находиться в центре коммерческой, дипломатической и финансовой жизни города.
Прихожая Трелони Хоупа
Ленинград, Английский (Маклина) пр., д. 8-10, Военный комиссариат Санкт-Петербурга
Это здание снаружи уже доводилось видеть в серии «Король шантажа». Теперь мы заглянем внутрь. Интерьеры особняка Гильзе фан дер Пальса превосходно сохранились (во всей красе их можно наблюдать в фильме "Господин оформитель"), а в нашем Фильме были использованы только два интерьера, примыкающие друг к другу, второй из которых мы увидим чуть позже.
Нашлось это место только благодаря окну, которое невозможно не узнать, и которое выходит прямо на "первый забор Милвертона".
Железная дорога, где нашли тело Кадогена Уэста
Ленинград, пр. Стачек, д. 100, метродепо "Автово"
Это первое метродепо Ленинграда, открытое в 1955 году, на месяц позже первой очереди метрополитена. Обслуживает Кировско-Выборгскую линию. В данный момент это единственное депо, расположенное не в конце линии, а между станциями: пути к нему видны между станциями "Автово" и "Ленинский Проспект". Холмс, Ватсон и Лестрейд входят в портал туннеля соединительной ветви, где пути уходят под землю.
Дом Джеймса Уолтера
Латвия, Рига, ул. Пилс (Зaмковая), д. 23 – Домская площадь, д. 6
Это место расположено недалеко от Домского собора. Слева – нынешнее здание филиала Vecrigas банка SEB Unibanka. Оно изначально строилось как банк, только биржевой. Здание справа – местная достопримечательность, один из архитектурных шедевров города. Характерное сооружение стиля эклектизм, заимствующее формы различных архитектурных стилей прошлого и преподносящее их в новом содержании. Здание было построено в 1852-1855 гг. по проекту Харалда Боссе как здание Рижской биржи, в формах ренессансного палаццо Венеции. Фасады украшает нарядный архитектонический и скульптурный декор. А в глубине улицы виднеется шпиль церкви Скорбящей Богоматери – памятника архитектуры республиканского значения.
Ленинград, Английский (Маклина) пр., д. 8-10, Военный комиссариат Санкт-Петербурга
Вот и второй интерьер особняка Гильзе фан дер Пальса, и опять он изображает чью-то прихожую. Это парадный подъезд военкомата, он предназначен для большого начальства и как правило закрыт. Любопытно то, что лестница эта ведёт не в дом Джеймса Уолтера, а ведёт она прямиком в прихожую министра по европейским делам сэра Трелони Хоупа. А вот покои Уолтера находятся совсем по другому адресу...
Ленинград, наб. р. Мойки, д. 21 – Миллионная ул. (ул. Халтурина), д. 22, особняк С.С. Абамелек-Лазарева
Дома на Мойке и Миллионной разделяет тесный двор, куда и выходит большое окно комнаты, в которой Холмс и Ватсон дожидались полковника Валлентайна. Раньше здесь находилась библиотека, а теперь это рабочее помещение Комитета, в котором сидит около десятка сотрудников, отделённых друг от друга полупрозрачными перегородками. Вся мебель и скульптуры, видимые в кадре – местные, их можно теперь найти в других комнатах особняка. Большое дерево за окном не сохранилось.
Арсенал
Ленинград, Александровский парк, д. 7, Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи
Старейший военный музей России расположен в историческом центре города, в Кронверке Петропавловской крепости. Созданный в 1703 году по указу Петра I как Цейхгауз для хранения и «памяти на вечную славу» уникальных исторических образцов вооружения, сегодня музей приобрел статус одного из крупнейших военных музеев мира.
Дверь, в которую входят Холмс, Ватсон и хранитель Арсенала, расположена в центре здания на втором этаже, прямо напротив главного входа. Дверь закрыта для посетителей, и лишь работники музея пользуются ею для входа и выхода
Ворота, ведущие в зал – напротив, всегда открыты
Кладбище, могила Кадогена Уэста
Ленинград, наб. р. Смоленки, д. 27, Смоленское лютеранское кладбище
Это старейшее из неправославных кладбищ Петербурга – основано в 1747 г. В 1939 г. кладбище было закрыто, хотя отдельные захоронения производились здесь до 1950-х годов. В 1930-80-х гг. территория кладбища была значительно сокращена, многие захоронения и надгробия уничтожены. В годы Великой Отечественной войны в братских могилах были похоронены воины Ленинградского фронта, а также дети, погибшие при артобстреле 9 мая 1942 года.
Здесь захоронено много выдающихся деятелей прошлого, в т. ч. Людвиг Нобель - российский промышленник, старший брат Альфреда Нобеля, выдающийся математик Леонард Эйлер, выдающийся русский естествоиспытатель В. Докучаев, основатель Петербургского цирка Гаэтано Чинизелли, первый директор Царскосельского лицея Е. Энгельгардт и др.
Кладбище является памятником ландшафтной архитектуры, его надгробные памятники находятся под охраной КГИОП. Многие из них, помимо исторической, представляют собой огромную культурную и художественную ценность. Однако в последние годы некрополь находится в плачевном состоянии: склепы разрушены, ограды сломаны, скульптуры повреждены.
Некоторые участки почти непроходимы. Один из значимых исторических и культурных памятников города сегодня остро нуждается в восстановлении. 27 могил, находящихся под охраной государства, разрушены. По выходным на кладбище проходят сборища представителей субкультуры готов, псевдосатанистов и просто гопников.
Несмотря на то, что действие эпизода происходит в одной точке, реальные объекты находятся в разных местах, хотя и не очень далеко друг от друга. Чтобы найти эти места, нужно пройти от ворот по главной аллее, вымощенной булыжником, около 90 шагов, пока не увидите вот этот вид на снимке, свернуть вправо от могилы Ермолаева Константина Сергеевича (1924-1942), и шагов через 40 будет первое место, ещё через 30 – второе, а ещё через 50 – третье.
В поисках последней точки съёмочная группа дошла до самой ограды, о чём свидетельствует этот архивный снимок.
Дом Оберштейна
Ленинград, Каменноостровский (Кировский) пр., д. 24 / Большая Монетная ул., д. 10
Особняк Е.Ц. Кавоса был построен в 1896–1897 гг., арх. Л.Н. Бенуа. В 1907 и 1912 гг. он был расширен и надстроен, превращён в доходный дом – арх. В.М. Андросов. В 1908–1918 годах здесь находилась гимназия Н.И. Шеповальникова.
Чёрные ворота, через которые проходили Холмс, Ватсон, Лестрейд и Майкрофт, теперь заменены решёткой
Дом Фон Борка
Ленинградская область, Выборгский район, о. Лодочный (Venajansaari - о. Русский)
Этот дом уже знаком нам – здесь жил фальшивомонетчик Лизандер Старк (в начале поста). Но теперь мы сможем рассмотреть его получше, при дневном свете и с разных сторон.
Навес, под которым уснул Фон Борк
Ленинград, Каменный остров, наб. Большой Невки
Это железобетонное сооружение – один из экспонатов Международной строительно-архитектурной выставки 1908 года, которую посетило более 100 тысяч человек. Построенный из самого современного материала (железобетона) железнодорожный навес был экспонатом Товарищества «Железо-Бетон». Кто и зачем придумал снять его в этом эпизоде – загадка. И кто держал перед камерой рамы окна несуществующего дома – пока тоже неизвестно. В этом эпизоде роль Фон Борка исполнил администратор картины
Места в Латвии найдены и сфотографированы Ренатой Римша renatar. Более подробно можно прочитать в её журнале
Источники
Перепост моего поста от 13 августа 2014 года - https://dubikvit.livejournal.com/49013.html
http://www.221b.ru/
Взято: dubikvit.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]