София: 16-й российский миллионник
---
София похожа почти на любую столицу региона России как сестра-близнец.
Здесь есть маршрутки и частные автобусы, здесь почти не встречаются нормальные пешеходные переходы, а тротуары выглядят так, как будто война только что закончилась. Нового благоустройства очень мало, а старое разваливается (кроме того, что было сделано ещё 100 лет назад).
В Софии есть советская архитектура и советское метро. Спальные районы застроены советскими высотками, а их обитатели с удовольствием паркуются на газонах и развозят по городу грязь. Добро пожаловать домой!
01. Из Москвы в Софию летает национальный перевозчик Bulgaria Air и "Аэрофлот". Аэропорт расположен удобно, буквально в 3 км от города. До центра можно добраться на чём угодно: автобусе, метро, такси и даже маршрутке (для особых фанатов). С тех пор как Болгария вступила в Евросоюз, пассажиропоток аэропорта вырос почти в 3 раза. Если взять такси, за поездку до центра придётся отдать 10 долларов.
02. Рядом с аэропортом стоит памятник Ту-134 авиакомпании "Балкан" (в начале нулевых она разорилась, ей на смену пришла как раз Bulgaria Air). Оно и к лучшему, авиакомпания "Баклан" звучит не очень.
03. Когда едешь по дороге из аэропорта, не покидает ощущение, что ты прилетел в российский областной центр.
04. В центре Софии улицы вымощены жёлтой брусчаткой!
Жёлтая брусчатка появилась в Софии незадолго до обретения Болгарией независимости, в 1907–1908 годах. Ей активно мостили улицы при кмете (мэре) Мартине Тодорове. Считается, что такая мостовая понадобилась, чтобы подчеркнуть "европейскость" столицы молодого государства.
Брусчатку в Софию везли из Будапешта. В Венгрии добывали мергель, из которого делали кирпичи. Чтобы сделать такой кирпич, нужно измельчить мергель до состояния порошка, придать ему нужную форму и обжечь в специальной печи при температуре 1300 градусов.
Для того, чтобы закупить жёлтую брусчатку, власти Софии оформили кредит в немецких банках на 50 лет (в итоге он был погашен в 40-х годах). Мостовая получилась очень прочной и красивой, хотя в непогоду она становится слишком скользкой.
Коренного софийца или видного представителя власти могут даже назвать словосочетанием "жълтите павета" – "желтобрусчатник" (информация отсюда).
05. А вот окраины типично советские. Здесь даже разметка на дорогах исчезает, не говоря уже о городской среде. С тех пор как Болгария вошла в Евросоюз, сильно выросли цены на коммунальные услуги, народ начал экономить. Как и во многих странах Восточной Европы, стены домов начали утеплять, чтобы зимой меньше платить за отопление. Утепляют не централизованно, каждый сам за себя.
06. Панельки, пустыри, парковки, ларьки, "Нива"... Русский человек в Софии чувствует себя как дома.
07. Население Софии очень быстро росло после войны. С 1946 года по 1985-й оно увеличилось с 437 тысяч до 1,1 млн человек. Начиная с 70-х народ стали селить в многоэтажках.
08. Тут их щедро понастроили. Разбитые тротуары, заросшие сорняками газоны...
09. Благоустройство. В Софии часто встречаются вот такие двухсторонние качели. В других городах я такого не видел.
10. Обычный двор-парковка.
11. Плитка явно лежит ещё с коммунистических времён. Оцените качество!
12. Это легко мог быть Владивосток, Челябинск, Воронеж. Кстати, в Белграде так же. Вот она, общность культур!
13. Вот они, скрепы!
14. В Софии, как и в России, много что запрещено, но если убрать табличку, то можно всё. Кстати, обратите внимание, что тут тоже любят захватывать себе кусок двора под парковку.
15. А это апофеоз хамства. Кто-то настолько охуел, что захватил себе парковочное место прямо на газоне. Вернее, газона как такового уже нет, осталась сплошная грязь.
16. Водителей в Софии любят больше, чем пешеходов. Тротуары во многих местах просто разрушены. А если бы не было столбиков, они бы тоже превратились в непрерывную парковку.
Вообще, София – автомобильный город. Автомобилизация в нём на уровне развитых стран. На остальной территории Болгарии машин на тысячу жителей существенно меньше.
Раньше в Болгарии работал Uber, но с 2015 года власти официально запретили его и даже начали штрафовать таксистов, работавших с компанией. В стране есть местные приложения для вызова такси вроде Taxistars и TaxiMe, но многие болгары предпочитают ездить по старинке, тем более что городское такси довольно дешёвое.
17. На проезжей части неплохая мостовая, но пешеходы должны страдать!
18. Пешеходный переход отмечен не зеброй, а полосатыми столбиками.
19. Фирменная одежда дворников
20. Река Владая, которая протекает по бульварам Ивана Иванова и Сливница. Здесь могла бы быть хорошая набережная, но вдоль реки только дороги.
21. Я сначала не понял, зачем для такого ручья сделали такое огромное русло.
Но оказалось, что во время наводнений бывает вот так:
22. В Софии есть троллейбус! Причём появился он ещё в начале 40-х, до того, как Болгария стала частью соцблока. Новенькая "Шкода":
23. В городе работают всего 9 маршрутов. Подвижной состав представлен в основном "Шкодами" и "Икарусами", но есть и редкие экземпляры вроде австрийских Gräf & Stift. На этой фотографии старый "Икарус" с изменённой "мордой".
24. Трамвай появился в Софии в самом начале XX века. С 50-х годов София сама для себя строила трамваи, однако в 1991-м производство свернули, оставив только ремонтную функцию. Сейчас на линиях много старых трамваев из Чехии и Германии, но попадаются и новые. Это, например, польский PESA 122NaSF Swing. Такие же трамваи закупали для Москвы, пока мы не ввели контрсанкции, и теперь иностранные трамваи покупать запретили. Поддерживаем отечественного производителя! Стоит такой трамвай 1,2 миллиона евро.
25. Трамвайная сеть Софии – это фактически две системы: одна из них обычная, а другая – узкоколейная (1009 мм). Причём примерно из 300 км линий на стандартную колею приходится только 40 км (две линии, построенные в 1987 и 1995 годах).
26. Старичок ČKD Т4D-M (Tatra)
27. Очень опасный выход на проезжую часть. Тут нужно делать в центре остановку.
28. В 2009 году в городе действовало 15 трамвайных линий, сейчас осталось 12.
29.
30. Настоящий раритет – Be 4/6 S Schindler/Siemens.
31.
32. Кажется, новую линию строят.
33. В Софии есть метро. Строительство Софийского метрополитена началось ещё в коммунистический период, в 1979 году, но открыли его только в 1998-м. Почти на всех станциях есть лифт! Удобно.
34. Сейчас метро состоит из двух линий и 35 станций, причём красная и синяя линии частично друг друга дублируют, а синяя даже сама себя пересекает. Дизайн станций – в стиле интерьеров 90-х.
35. Линии продолжают строиться, сразу несколько станций открылось в 2015-м году. Сейчас на метро деньги даёт Евросоюз.
36.
37. Вагоны Софийского метро вам хорошо знакомы, многие из них сделаны на вагонозаводе в Мытищах.
38. Главное удобство метро в том, что станции есть в аэропорту Софии и на Центральном вокзале, то есть с трансфером нет никаких проблем.
Главный транспорт Софии наряду с метро – это автобусы, сразу 92 маршрута. Некоторые линии власти Софии отдали на откуп частникам.
Ещё в Софии процветают маршрутки – в отличие, скажем, от стран Прибалтики, где их уже запретили в большинстве крупных городов.
39. Привокзальная площадь разваливается. Всё разбитое, неряшливое. Интересно, что, по мнению мэра Софии, должен подумать турист, который впервые приехал в столицу Болгарии? Что тут все распиздяи, которые не могут привести в порядок даже площадь у вокзала?
40. Электрички новые, но грязные, все в граффити. Общественный транспорт нужно от граффити очищать (вспомните теорию разбитых окон).
41. Ужасно...
42. Написано "Загружать запрещено!" (не знаю, что имеется в виду).
43. К пешеходам в Софии относятся настолько наплевательски, что даже на пешеходном переходе со светофором для машин нет ни светофора для пешеходов, ни зебры. Подразумевается, что люди должны спускаться под землю, но большинство перебегает дорогу поверху, рискуя жизнью. В основном это пожилые люди.
44. Запомните: неправильно спроектированная велодорожка в лучшем случае будет использоваться просто как тротуар. Казалось бы, всё хорошо: она отделена от проезжей части, выделена другим покрытием (хоть оно и паршивое), у велосипедистов даже есть персональный светофор... Но проходит она ровно там, где должен быть пешеходный переход. А его нет, поэтому пешеходы и идут по велодорожке.
45. А вот каким-то чудом сохранившийся милицейский стакан! Он, кстати, действующий. Хотя с виду и выглядит заброшенным.
46. Новая версия стакана похожа на огневую точку.
47. Вот пример неплохой велополосы. Обратите внимание, что тут движение по велополосе двустороннее.
48. А тут – одностороннее, зато полосы две.
49.
50. Вдоль улиц стоят мусорные баки.
51. Пешеходный переход, обозначены только габариты.
52.
53. Пешеходных улиц в Софии мало.
54. Некоторые части болгарской столицы выглядят так, как будто дело товарища Димитрова всё ещё живёт. Архитектура, типовые фонтаны, огромные неиспользуемые пространства возвращают нас в советскую эпоху.
55. Кое-где сохранились старые вывески.
56. Ого, правильный пешеходный переход!
57. Вечером София выглядит неплохо, особенно летом, когда кафе и рестораны выставляют столики на тротуары. Вот так должны выглядеть летние террасы:
58. Улица сразу преображается.
Взято: varlamov.ru
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]